logo search
2011-10-23 Народные инициативы (ЕР)

Качественное школьное образование

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача взрослых – помочь им проявить все свои способности и дарования.

Российская школа имеет глубокие традиции. Они сохранились даже в тот сложный период, когда педагоги вынуждены были больше заботиться о выживании, чем о развитии.

За последние годы наши школы стали современнее. Повсеместное подключение к сети Интернет позволило ученикам даже самых отдалённых сельских территорий получить качественно новый уровень доступа к знаниям и информации. Финансовая поддержка учителей существенно возросла, хотя пока и не достигла необходимого уровня.

Внедрение в школах единого государственного экзамена явилось важным шагом на пути построения общества равных возможностей. Талантливая молодёжь из глубинки всё чаще становится студентами лучших высших учебных заведений страны.

Для того чтобы российские школы стали значительно лучше, а система образования – эффективнее, мы предлагаем:

- Строительство новых школ и улучшение санитарно-технического состояния действующих учебных заведений. В ближайшие годы все общеобразовательные учреждения должны быть выведены из аварийных зданий. Особенно важно обеспечить реконструкцию школ в сельской местности. Нужно существенным образом обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий, а также требования к обеспечению безопасности. При создании проектов предстоит усовершенствовать отопительные системы, предусмотреть наличие душевых комнат в раздевалках при спортзалах, индивидуальных шкафов, систем обеспечения питьевой водой и прочее. В сельской местности необходима повсеместная реализация программы «Школьный автобус».

Обновление образовательных стандартов с учётом меняющихся условий жизни и потребностей детей. Основной акцент должен делаться на раскрытии индивидуальных способностей ребёнка, повышении его ответственности и самостоятельности при принятии решений. В школьной программе необходимо предусмотреть проведение уроков по вопросам семейной жизни, экологии, общественных отношений, духовности и нравственности, культуры. Образовательные стандарты призваны определять не только содержание учебных программ, но и методы обучения, результаты, которых нужно достичь.

В школе необходимо строго придерживаться стандартов, обеспечивающих соблюдение норм питания, сбалансированную физическую нагрузку, комплексную безопасность образовательных учреждений. Школьные учебники должны быть переведены и в электронный вид, а для их чтения применяться современные, доступные, удобные и безопасные для здоровья электронные устройства.

Повышение заработной платы учителей как минимум до среднего уровня заработной платы в регионе с одновременной привязкой размера оплаты труда к качеству и результатам педагогической деятельности, в том числе оцененным с участием школьных советов.

- Привлечение в школу молодых специалистов. Условием этого является достойная зарплата, выделение грантов, качественная система социальных гарантий, обеспечивающих комфортный уровень жизни, реализация программ, направленных на решение жилищной проблемы молодых учителей. При этом ротация кадров не должна приводить к ущемлению прав учителей старшего поколения.

Возвращение в школу педагогов-мужчин. Одним из стимулов может стать их освобождение от службы в Вооружённых Силах при заключении пятилетнего контракта.

Поддержку учителей, приезжающих на работу в сельскую местность, в частности, решение жилищного вопроса – строительство «учительских» домов, предоставление льготной ипотеки.

Повышение качества образования в педагогических ВУЗах путём внедрения новых образовательных стандартов. Студентам старших курсов может быть предоставлена возможность прохождения годичной педагогической практики в школе.

- Возрождение системы воспитания в школе, цель которой – вырастить человека, способного к самореализации в семье, коллективе, стране. Для этого нужно значительно расширить масштабы и формы внеклассной работы, взаимодействия учителя и ученика за стенами школы. Такая деятельность должна строиться на привлечении детей к решению социально значимых задач, например, помощи престарелым людям, воспитанникам детских домов.

- Формирование комплекса мер, направленных на решение проблемы малокомплектных школ, в частности, путём внедрения дистанционных образовательных технологий, объединения школ с дошкольными образовательными учреждениями, перевода старшеклассников в укомплектованные учителями и хорошо оснащённые сельские школы, ресурсные центры.

- Распространение передового опыта реализации программы помощи школьникам, имеющим трудности в обучении, на основе принципа «каждый ребёнок успешен». По примеру ряда зарубежных стран, к реализации программы можно привлекать студентов ВУЗов, которые будут выступать добровольными репетиторами. При этом общение с близкими по возрасту людьми поможет детям и в их общей социализации, и в укреплении интереса к учёбе.

- Совершенствование единого государственного экзамена. При всех его достоинствах, очевидно, необходимо дальнейшее совершенствование как в части содержания экзаменационных материалов, так и в отношении процедуры сдачи: следует исключить коррупцию и обман, уменьшить «механическую» часть экзаменационной работы, предоставив тем, кто сдаёт экзамен, возможность проявить своё творческое мышление. К разработке экзаменационных материалов должен привлекаться более широкий круг специалистов, в том числе и представителей профильных ВУЗов. Следует осуществлять видеозапись и видеотрансляцию происходящего в каждом кабинете, где сдаётся экзамен. Процедуру проведения важно сделать максимально открытой и прозрачной, законодательно закрепив обязательность участия в ней независимых наблюдателей из числа общественных и экспертных организаций, родительских объединений, СМИ. Должна быть усилена борьба с утечкой информации, усовершенствована система проверки результатов экзамена. Также для минимизации ошибок и злоупотреблений целесообразно сопоставлять результаты ЕГЭ с показателями успеваемости ученика за последние 3 года.

Укрепление связей школ и профессиональных учебных заведений, привлечение к преподаванию в школах специалистов из высших и других учебных заведений, работа летних школ, причём как для учащихся, так и для учителей.

- Развитие системы школьных олимпиад. Определяющим фактором качественного образования является раннее выявление и системное воспитание одарённых детей на основе специально разработанных программ, олимпиад, конкурсов. Олимпиадное движение призвано стать основой системы поддержки всех талантливых детей, направленной на их поиск и сопровождение на протяжении всего периода обучения. Победители олимпиад должны получить возможность поступления в высшие учебные заведения без экзаменов в пределах установленных государством квот. При этом чтобы избежать превращения олимпиад в удобную лазейку, позволяющую поступить в ВУЗы, минуя ЕГЭ, необходимо установить единые стандарты проведения олимпиад и строгий контроль за их соблюдением.

Повышение прозрачности деятельности школ и усиление роли родительских комитетов, деятельность которых – одна из лучших гарантий качественной работы учителей и персонала школы. В число основных задач родительских комитетов должен войти контроль за соблюдением прав ребёнка в учебных заведениях.

Необходимо обязать все образовательные учреждения заключать договоры с родителями учеников, чётко устанавливающие взаимные обязательства сторон и ответственность за их нарушение. Это нужно для более полной защиты прав родителей и детей. Такие договоры должны быть основаны на стандартных формах, утверждённых Правительством. В документах следует определить обязательства школы по обеспечению детей качественным горячим питанием, медицинским обслуживанием, охраной, гарантировать наличие в школе необходимого инвентаря и оборудования.

- Развивать систему дополнительного образования: музыкальные и художественные школы, кружки, секции, повсеместно возродить систему центров детского творчества. Эта задача особенно актуальна в сельской местности.