Приоритетные направления внешней политики
За последние годы Россия восстановила позиции ведущей мировой державы. В прежние десятилетия наше государство испытало как тупиковую самоизоляцию, так и, можно сказать, наивную, без оглядки на интересы страны, открытость. Ни тот, ни другой подходы не отвечают российским национальным интересам. Поэтому наш выбор – полномасштабное использование возможностей глобализации, а также новейших достижений цивилизации и прогресса при последовательной ориентации на нужды собственного развития, отвечающие потребностям страны, всех её граждан.
Статус мировой державы Россия унаследовала от страны, созданной трудом и подвигами предыдущих поколений. Мы имеем все основания гордиться своей великой историей. Наше наследие – это и стратегическое положение страны на стыке континентов, рас, культур, религий и конфессий, и уникальные природные ресурсы, и мощный оборонный потенциал, и статус постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Но только этого в современных условиях уже недостаточно. Мир во всё возрастающей степени формируется не за счёт военной, а за счёт экономической мощи. Поэтому России необходима конкурентоспособная экономика. Не закрываться от мирового рынка, а работать на нем и использовать его во благо всего народа – такова непростая формула процветания в ХХI веке.
С учётом пройденного пути приоритеты внешней политики мы определяем исходя из следующих факторов:
- Возможности развития экономики России исключительно за счёт внутренних ресурсов ограничены. Выход производителей на новые внешние рынки, а также привлечение зарубежных инвестиций дают значительный импульс для развития отечественного производства. Точно так же усвоение и использование передового мирового опыта высокотехнологичного развития – непременное условие успешной модернизации страны. Создание модернизационных альянсов как с передовыми, так и с перспективными странами – путь к достижению целей внутреннего развития.
При этом открытое и взаимовыгодное сотрудничество с внешним миром мы понимаем и как возможность реформирования существующих схем функционирования мировой торговли и финансов. Нельзя одновременно лишать развивающиеся страны шанса на создание современных экономик и при этом надеяться на то, что в них не будут развиваться радикальные и экстремистские идеологии и практики, от которых в конечном счёте страдает и Россия. Обеспечение права на развитие, а не доведение бедных стран до статуса мировых «изгоев» – такой должна быть модель стратегической стабильности в ХХI веке.
- Современные межгосударственные экономические институты призваны не фиксировать несправедливость, а искать пути к её преодолению. Россия должна войти в ВТО на выгодных для себя условиях, но и для того, чтобы наравне с другими мировыми державами участвовать в определении базовых правил мировой торговли будущего, не быть в стороне от современных процессов в мировом хозяйстве. Россия имеет все права на то, чтобы «правила игры» на мировом рынке определялись не за её спиной, не в обход её интересов.
- Сознавая, что прочная экономическая основа – непреложное условие для эффективной внешней политики, мы не только не забываем, но и убеждены в том, что её опора – духовные и нравственные ценности и преимущества. Равенство и взаимное уважение, отказ от блокового мышления, упор на базовые принципы международного права, а не на идеологические догматы, сохранение и усиление роли ведущих международных институтов, прежде всего – ООН, устранение дисбалансов и иных конфликтных полей в мировых отношениях –всё это принципиально отвечает интересам российского народа.
- В отношениях со своими ближайшими соседями, на так называемом постсоветском пространстве, мы должны делать ставку на экономический и технологический прорыв, который государствам по силам совершить только сообща, опираясь на совокупные ресурсы и исторический опыт взаимодействия наших народов. В условиях ожесточающейся глобальной конкуренции и на фоне кризисных потрясений последних лет никакие внешние силы не будут заниматься благотворительностью и гуманитарным субсидированием благополучия других стран. Ведущим производителям нужны скорее рынки сбыта, нежели процветающие конкуренты. Тем самым, подъём национальных экономик – это важнейшее дело наших народов, у которых есть для этого опыт, ресурсы, кадры и исторические связи.
Содружество Независимых Государств, возникшее в своё время на пространстве СССР, сегодня уже не определяется по единственному признаку принадлежности к бывшему Союзу. Оно динамично развивается благодаря созданию новых форм взаимодействия, институтов, формирующих новое пространство развития. Таковы, в частности, ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз.
Россия должна максимально активно развивать проект Единого экономического пространства, расширять его, привлекая к участию в нем все заинтересованные страны, продвигаясь к созданию Евразийского союза. Складывание потенциалов даст не простое объединение мощностей, а выход на новый уровень глобальной конкурентоспособности, в котором не будет ведущих и ведомых, а будут партнёры и единомышленники. Те же, кто отстанет от поезда евразийской интеграции в поиске якобы более лёгких путей и рецептов национального успеха, могут оказаться в роли пасынков чужих структур и интересов, где выстраданные их народами суверенитет и независимость лягут на алтарь политической конъюнктуры, но так и не принесут обещанного благосостояния.
- Для России приоритет европейского вектора развития– это выбор ценностный, а не географический. Он сделан не под давлением, а осознан и глубоко выстрадан нашим народом, и он не противоречит, а дополняет, обогащает и версии евроазиатского выбора, и при этом не ограничивает свободы наших действий на любых направлениях внешней политики.
«Общие пространства», создаваемые Россией и Европейским Союзом – это именно цивилизационные пространства, формированию которых должно содействовать «партнёрство для модернизации», охватывающее ключевые сферы экономической и общественной жизни. И если сегодня кто-то пытается «отделить Россию от Европы», в том числе через сохранение визовых барьеров, это не более чем неприемлемая попытка чертить новые разделительные линии, искажая истинный облик Европы нового тысячелетия и перекладывая неизбежное завершение подлинно общеевропейской интеграции на будущие поколения.
Мы считаем перспективным развитие взаимодействия между Россией и европейскими государствами, а в более широком смысле – между Россией и державами западного мира. Сегодня мы наравне с ними и за одним столом обсуждаем общие проблемы и дела. Само наличие таких общих дел – лучший залог взаимопонимания и положительной взаимозависимости. Полномасштабное участие в этом многостороннем диалоге России – подтверждение невозможности решения глобальных проблем без нас.
- Мы осознаем неделимость общей безопасности, невозможность обеспечить собственную обороноспособность за счёт или в ущерб безопасности других. «Серые зоны» в сфере безопасности, разность потенциалов в военной сфере являются постоянным источником возникновения взаимного недоверия и конфликтных очагов. Новые вызовы в сфере безопасности – международный терроризм, трансграничная организованная преступность, торговля оружием, наркотиками и людьми – затрагивают всех без исключения и могут преодолеваться только сообща.
- России нет необходимости ни выстраивать новые «стены» – будь то таможенные либо визовые, ни противостоять какой-либо другой державе планеты, как в своё время СССР противостоял США. Российско-американское Соглашение по ограничению СНВ, равно как и продуктивное взаимодействие в двустороннем и многостороннем формате по ситуациям в Афганистане и на Ближнем Востоке, по иранской и северокорейской ядерным программам подтверждают наличие огромного потенциала сотрудничества между нашими странами на благо всего человечества.
Так называемому Западу нужно пережить опыт своего лидерства, осознав, что ни через насильственный экспорт собственного опыта политического развития, ни через создание систем противоракетной обороны нельзя ни принудительно «осчастливить» мир, ни даже построить «остров» абсолютной безопасности. Как нельзя решать глобальные финансовые проблемы перекладыванием их на плечи других государств и печатанием не обеспеченных реальными ресурсами денег. Создание альтернативных мировых и региональных резервных валют, расширение участия государств мира в определении финансовых параметров мировой экономики – это требование времени.
Сегодня в одиночку решать не только глобальные, но и даже локальные проблемы невозможно. Каждая страна, каждый регион – это сложная и плотная ткань традиций, религий, устоявшихся межгосударственных связей. Мы убеждены: нельзя во имя некой моральной или идеологической целесообразности взрывать стабильность мира, разрушать его тысячелетиями складывавшиеся устои и цивилизационное «многоцветие».
- Россия в последние годы совершила подлинный и необходимый для мира прорыв на азиатском, африканском и латиноамериканском направлениях. Эти регионы, куда сегодня смещается центр тяжести мировой экономики, мы рассматриваем как территории будущего. Туда сегодня устремились мировые финансовые, товарные, транспортные потоки. Тем более естественно для России активное участие в соответствующих субрегиональных процессах. Успешное наложение постсоветской интеграции на процессы в Азии приводит сегодня к образованию таких эффективных структур, как ШОС. Динамичное развитие России в экономической и политической сферах позволяет ей полноценно участвовать в новых форматах международного сотрудничества, в частности в формате БРИКС. Всё более актуальными становятся проекты в рамках АТЭС.
- Россия играет важную роль не просто на стыке цивилизаций, но в качестве страны, умеющей мирно и продуктивно сочетать в себе самой части разных цивилизаций. Мы не поддержим никакие соображения, будь то цивилизационного, гуманитарного или идеологического свойства, которые втянут Россию в конфронтационные сценарии развития отношений со странами любых рас, культур и религий. Мы считаем, что ни государство, ни общественность не вправе оскорблять другие народы и их святыни. Терпимость и уважение к другим нациям – такая же неотъемлемая составная часть демократии, как и свобода самовыражения.
При этом России жизненно важно расширение своего культурного и экономического влияния в мире. Необходимо использовать достижения нашей культуры, науки, искусства, спорта для создания благоприятного отношения к России. Мы должны поддерживать изучение русского языка за рубежом, открыть нашу страну для туристов и бизнесменов, поощрять молодёжные, в первую очередь образовательные обмены. Огромные возможности для этого открываются в связи с предстоящими Форумом АТЭС во Владивостоке, Универсиадой в Казани, Олимпийскими играми в Сочи и Чемпионатом мира по футболу.
- Отдельного внимания требует работа с соотечественниками за рубежом, русскими общинами и диаспорами, всеми, кто хочет говорить и мыслить по-русски и порой вынужден в непростых условиях отстаивать это базовое демократическое право в странах, причисляющих себя к эталонно-демократическим. Наше взаимодействие с ними должно быть построено на системной основе, что подразумевает последовательную политику со стороны России, гарантированную и эффективную поддержку в обеспечении законных прав и потребностей русских за рубежом. При этом мы вправе ожидать активной самоорганизации соотечественников, преодоления раздробленности и пассивности в их повседневной работе. Для тех же, кому тяжело на чужбине, Россия должна создавать все возможности для возвращения на Родину.
Российская Федерация не ищет специальных предлогов для увеличения своего влияния. Напротив, возросший авторитет страны делает её участие в международных делах всё более востребованным и логичным. Это естественный и объективный процесс, который продолжится и будет востребован гражданами нашей страны, заинтересованными в том, чтобы их расширяющиеся контакты с внешним миром имели в качестве самого надёжного страхового обеспечения незыблемый общепризнанный авторитет Родины.
- Народные инициативы
- Итоги десятилетия
- Приоритеты развития
- Общероссийский народный фронт – новый элемент политической системы
- Качество жизни. Достойная жизнь – гражданам великой страны
- Возрождение духовности и сохранение традиций
- Культура и искусство
- Развитие телевидения и кино
- Новая, народная школа
- Дошкольное образование
- Качественное школьное образование
- Развитие высшего и профессионального образования
- Здоровая нация
- Здоровый образ жизни: физкультура и спорт, отказ от вредных привычек
- Новое качество медицины
- Лекарственное обеспечение
- Жильё и жилищно-коммунальные услуги
- Доступное жильё
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Комфортная среда для жизни
- Городская среда
- Наше новое село
- Жизнь за рулём
- Экология и благоприятная окружающая среда
- Утилизация твёрдых бытовых отходов
- Вода – источник жизни и долголетия
- Социальная справедливость: на пути к обществу равных возможностей
- Уважение к труду - уважение к человеку
- Эффективный рынок труда
- Справедливая оплата труда
- Охрана труда
- Социальное партнёрство
- Защита законных прав и интересов работников
- Социальное равенство и справедливое налогообложение
- Социальная политика
- Обеспеченная старость и активное долголетие
- Развитие пенсионной системы
- Защита прав инвалидов
- Семья и дети
- Молодёжная политика
- Сильная экономика – сильная Россия
- Модернизация как условие экономического прорыва и приоритет государственной политики
- Стратегическое планирование
- Финансовый сектор
- Налоговая система – от перераспределения к стимулированию роста
- Уход от сырьевой модели развития. Рациональное природопользование
- Привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест
- Сбалансированный бюджет
- Государственные закупки
- Государственное регулирование естественных монополий
- Энергоэффективность
- Наука, технологии, инновации
- Продовольственная безопасность
- Развитие сельского хозяйства
- Фермерское движение и сельхозкооперация
- Рыболовство и рыбалка – промысел и образ жизни
- Эффективная власть под контролем народа
- Новое качество власти
- Эффективная власть
- Профессионалы во власти
- Эффективное управление и государственные услуги
- Противодействие коррупции
- Обеспечение прав граждан
- Совершенствование судебной системы и уголовной политики
- Обеспечение правопорядка и безопасности
- Новая региональная политика
- Межбюджетные отношения и разграничение ответственности – децентрализация полномочий
- Реформа местного самоуправления
- Развитие регионов
- Дальневосточный федеральный округ
- Центральный федеральный округ
- Приволжский федеральный округ
- Сибирский федеральный округ
- Южный федеральный округ
- Северо-Кавказский федеральный округ
- Уральский федеральный округ
- Северо-Западный федеральный округ
- Поддержка развития территориальных кластеров
- Транспортные артерии России
- Автомобильные дороги
- Автомобильный транспорт
- Метрополитены
- Железнодорожный транспорт
- Авиация
- Речной транспорт
- Морской транспорт
- Единство Российской цивилизации
- Много народов – единая цивилизация
- Российская идентичность
- Развитие национального самосознания через образование и просвещение
- Диалог культур и религий
- Интеграция мигрантов в российское общество
- Международные отношения и безопасность страны
- Приоритетные направления внешней политики
- Обороноспособность страны
- В заключение