Модернизация как условие экономического прорыва и приоритет государственной политики
Прошедшие годы стали непростым испытанием как для экономики России, так и для всего мира. Наша страна эти трудности выдержала. В период экономического роста были накоплены ресурсы, позволившие поддержать производство и банковский сектор в кризисные времена.
Но надо признать, что «подушка безопасности» не спасла бы страну от тяжёлых социально-экономических последствий, если бы кризис продолжался, а цены на нефть не росли. Жизнь показала: диверсифицированная экономика, развитый малый и средний бизнес, их высокая конкурентоспособность защищают от кризиса лучше, надёжнее, чем накопленные резервы.
Сейчас можно говорить о том, что острая фаза глобального кризиса закончилась. Возобновился экономический рост. Валовой внутренний продукт России в течение ближайшего времени достигнет докризисного уровня. Пришло время переходить и к новому этапу экономической модернизации.
В экономической политике мы ставим перед собой следующие цели:
- добиться высоких и устойчивых темпов экономического роста, опережающих темп роста мировой экономики;
- создать экономику, конкурентоспособную на мировом рынке;
- обеспечить фундаментальный запас прочности на случай новых кризисов.
Производительность труда в России за ближайшие пять лет должна вырасти не менее чем на треть. Мы убеждены, что главным локомотивом роста должны стать новая индустриализация страны и её практический результат – современная промышленность, которая является основой любой развитой экономики. Страна живёт, пока работают заводы.
Только современный высокоразвитый индустриальный сектор гарантирует России высокие темпы увеличения производительности труда, развитие интеллектуального потенциала и мультипликативный эффект для других отраслей экономики. Россия в ближайшие 10 – 15 лет будет одним из наиболее перспективных рынков для размещения производства в силу ряда наших конкурентных преимуществ, к которым относятся:
- устойчивый и растущий спрос на потребительские и индустриальные товары, востребованные при модернизации экономики;
- наличие доступа к ключевым экспортным рынкам;
- инженерные и технологические традиции;
- высокий базовый уровень образования населения;
- доступ к уникальным природным энергетическим ресурсам.
Существующая структура российской экономики открывает значительные перспективы для создания новых, соответствующих требованиям XXI века рабочих мест:
- в отраслях, ориентирующихся на высокий внутренний спрос (импортозамещение);
- на ресурсоёмких производствах, обеспечивающих глубокую переработку сырья и ориентированных в основном на экспорт;
- в традиционных высокотехнологичных отраслях машиностроения, в частности, в авиастроении, в судостроении, в энергомашиностроении, в атомном машиностроении;
- в сельском хозяйстве;
- в жилищном строительстве и коммунальном хозяйстве;
- в социальной сфере (медицина, образование, социальные услуги);
- в новых высокотехнологичных отраслях;
- в малом бизнесе - как в сфере услуг, так и на производстве.
Источник экономического роста, создания новых, современных производств – неудовлетворённый отечественными производителями внутренний спрос. Сейчас мы зачастую продаём за рубеж сырьё, а поставляем оттуда «ширпотреб». Наши предприятия в состоянии качественно и недорого производить большую часть подобных товаров – от самых простых вещей домашнего быта до современной техники. Для решения данной задачи важно высвободить предпринимательскую инициативу, создать условия через опережающее развитие инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, электрических сетей, водопроводов и др.
Важнейшее значение для развития экономики имеет её инновационный сектор. Он обеспечивает прорыв в модернизации, но его потенциал не может быть реализован без развитой промышленности, которая является главным потребителем его услуг. Представление о том, что Россия может «перескочить» в новую эру, минуя развитие индустриального производства, ошибочно. Только сбалансированное развитие промышленности и инновационного сектора способно обеспечить увеличение производительности труда и высокие темпы экономического роста. Вместе с тем, развитие промышленности не предполагает сокращения сектора услуг в экономике. Напротив, он в постиндустриальном обществе должен развиваться ещё более быстрыми темпами, чем промышленное производство. В особенности это касается связи, информационных технологий и других высокотехнологичных услуг.
Экономика страны остро нуждается в институциональных преобразованиях, благоприятном инвестиционном и деловом климате. Эта задача решается путём улучшения работы государственных органов, активного вовлечения предпринимательского и отраслевого сообщества в процесс выработки правил регулирования, развития механизмов саморегулирования, опережающего развития инфраструктуры, обеспечения стимулирующей роли налоговой системы, ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий, повышения доступности кредитов и совершенствования судебной системы, других мер.
Важнейшим фактором экономического роста в ближайшие годы становится расширение инвестиций и формирование инновационной политики на всех уровнях управления – корпораций, регионов и федеральных ведомств.
Развитие России должно быть основано на приоритете частной собственности, децентрализации полномочий, снижении административных барьеров и повышении качества государственного регулирования, развитии конкуренции и государственно-частного партнёрства.
В России не решена важнейшая (как экономической, так и исторической значимости) задача формирования среднего класса – класса предпринимателей. Необходимо разработать Стратегию развития малого и среднего предпринимательства с конкретными мерами и пошаговым алгоритмом их реализации. Это ключевая задача ближайших лет. В данном контексте следует рассмотреть и предложения организаций предпринимателей России о создании 25 миллионов современных рабочих мест за ближайшие 20 лет.
Выход на новые рынки даёт нам новые возможности для роста. Россия имеет все шансы занять достойное место в мировом разделении труда. Государство должно поддерживать и стимулировать экспорт продукции обрабатывающих секторов экономики и товаров с высокой добавленной стоимостью.
Очевидно, что выходя на новые рынки, Россия столкнётся с жесточайшей конкуренцией, которую сможет выдержать только продукция самых современных производств. Наша страна обладает колоссальным научным потенциалом, но в то же время нам как воздух необходимы новейшие технологии. Мы будем активно открывать свою экономику для зарубежных компаний, обладающих инновациями и готовыми развивать производство в России.
Развивая отечественное производство, мы должны избежать проблемы роста государственного долга, с которой столкнулись и США, и Европейский союз, и Япония. Поскольку бюджет страны должен быть в любом случае устойчивым и сбалансированным, нам, прежде всего, необходимо расширять налоговую базу, стимулировать создание новых производств. Такая политика позволяет ответственно планировать и увеличение объёмов социальных расходов, не создавая опасности попадания в долговые проблемы.
Государство должно стать открытым для бизнеса, эффективным, предсказуемым для инвесторов. Мы предлагаем реализовать следующие шаги в этом направлении:
- Защита инвестиций. Лучшее условие для этого – сохранение стабильных «правил игры». Нормативные правовые акты, усложняющие ведение предпринимательской деятельности, не должны вступать в силу ранее, чем через два года после их принятия. К их обсуждению нужно привлекать предпринимательское сообщество. Следует законодательно расширить возможность бизнеса влиять на принимаемые решения не только на этапе разработки проектов, но и при их прохождении в региональных и федеральных органах власти. Нормативные правовые акты, создающие избыточные административные процедуры и барьеры, подлежат отмене. Требуется регулярно оценивать то, как принятые законы повлияли на жизнь людей и условия ведения бизнеса. Опыт передовых субъектов Российской Федерации, создавших эффективные институты по привлечению в регионы инвестиций, должен распространяться по всей стране.
Дополнительных мер защиты требуют не только инвестиции, но и интеллектуальная собственность. Активное развитие информационных технологий, цивилизованной индустрии развлечений невозможно без соблюдения в стране авторских прав.
- Усиление борьбы с рейдерством. Для этого требуется как повышение ответственности государственных служащих судов, правоохранительных органов, участвующих в рейдерских схемах, так и целый ряд технических мер: создание открытой базы данных украденных паспортов, проверка достоверности сведений, представленных заявителем, ускоренная ликвидация компаний, зарегистрированных по утерянным документам и т.д. Возможно и проведение разовой акции по ликвидации недействующих юридических лиц.
- Развитие конкуренции и устранение избыточных административных барьеров, которые создаются для получения личной выгоды. Доминирующее положение на рынке позволяет получать прибыль, недоступную в условиях конкурентной борьбы. В создании барьеров для входа на рынок, избыточного регулирования, ненужных административных процедур нередко активно участвуют власти. При выявлении решений государственных органов, направленных на монополизацию рынка и создание преференций для «своих» предпринимателей, такие решения должны отменяться, а к их «авторам» применяться жёсткие санкции.
- Обеспечение стабильности экономической политики. Каждый принимаемый закон, оказывающий влияние на экономику, должен проходить публичное обсуждение с участием общественных объединений, при этом должны оцениваться возможные издержки предпринимателей от его принятия.
- Оптимизация контрольно-надзорной деятельности. Требуется осуществить поэтапную замену мер государственного контроля и надзора на механизмы самоконтроля за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных требований, закрепление правового статуса независимого аудита. Необходимо раскрывать информацию об итогах проверок и предоставлять её соответствующим саморегулируемым организациям и объединениям предпринимателей.
- Совершенствование технического регулирования. Советские ГОСТы и СНИПы устарели, а новые стандарты не появились. Из-за устаревших норм мы несем избыточные расходы при строительстве мощностей. Наши технические регламенты не соответствуют европейским нормам, что затрудняет поставку отечественной продукции за рубеж. В процессе формирования Единого экономического пространства с Казахстаном и Беларусью мы должны вместе выработать новые правила технического регулирования на основе лучших мировых стандартов, в том числе обеспечивающие конкурентоспособность отечественных товаров на зарубежных рынках. К этой работе необходимо активно привлекать и предпринимательское сообщество.
- Развитие обрабатывающего сектора. От экспорта российских природных ресурсов нужно переходить к их глубокой переработке на территории России и дальнейшей поставке переработанной продукции. Это касается и нефти, и металлов, и леса, и многих других ресурсов. Необходимо всяческое поощрение предприятий, ориентированных на внешний спрос, в частности, разработка отраслевых программ стимулирования экспорта сырьевых товаров более глубокой степени переработки (нефтегазовая и химическая отрасли, черная и цветная металлургия, деревообработка и др.).
- Осуществление прямой государственной поддержки компаний, ведущих разработку, производство и поставки на экспорт высокотехнологичной продукции на основе сформированного технологического потенциала (атомная и космическая отрасли, нанотехнологии, поставки вооружения и связанные отрасли и др.).
- Поддержка малого и среднего бизнеса. Большой бизнес вырастает из малого. Необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих открытию нового дела, замене разрешительных процедур уведомительными, ограничению количества необоснованных проверок, упрощению порядка выкупа арендованного имущества и земельных участков.
- Интенсивное развитие сферы услуг, играющей существенную роль, в том числе в решении вопросов занятости населения и развитии малого предпринимательства. Необходимо расширение не только сферы традиционных услуг, таких как торговля, общественное питание и заготовки, транспорт, туризм, образование и медицина, но и развитие консалтинговых, маркетинговых и управленческих услуг, а также новых быстрорастущих информационных технологий. Последние, как известно, являются мощным новым источником роста экономики XXI века, повышения производительности труда и эффективности управления, снижения издержек.
- Создание промышленных парков, технопарков, агропромпарков, бизнес-инкубаторов – территорий, к которым подведена вся необходимая инфраструктура, где в ускоренном порядке выдаются разрешения и согласования, сконцентрировано промышленное производство. Основной экономический эффект здесь достигается за счёт промышленной кооперации и снижения расходов на создание и эксплуатацию инфраструктуры. Управление промышленными парками целесообразно передать частным операторам, получающим вознаграждение в зависимости от достигнутого результата.
- Народные инициативы
- Итоги десятилетия
- Приоритеты развития
- Общероссийский народный фронт – новый элемент политической системы
- Качество жизни. Достойная жизнь – гражданам великой страны
- Возрождение духовности и сохранение традиций
- Культура и искусство
- Развитие телевидения и кино
- Новая, народная школа
- Дошкольное образование
- Качественное школьное образование
- Развитие высшего и профессионального образования
- Здоровая нация
- Здоровый образ жизни: физкультура и спорт, отказ от вредных привычек
- Новое качество медицины
- Лекарственное обеспечение
- Жильё и жилищно-коммунальные услуги
- Доступное жильё
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Комфортная среда для жизни
- Городская среда
- Наше новое село
- Жизнь за рулём
- Экология и благоприятная окружающая среда
- Утилизация твёрдых бытовых отходов
- Вода – источник жизни и долголетия
- Социальная справедливость: на пути к обществу равных возможностей
- Уважение к труду - уважение к человеку
- Эффективный рынок труда
- Справедливая оплата труда
- Охрана труда
- Социальное партнёрство
- Защита законных прав и интересов работников
- Социальное равенство и справедливое налогообложение
- Социальная политика
- Обеспеченная старость и активное долголетие
- Развитие пенсионной системы
- Защита прав инвалидов
- Семья и дети
- Молодёжная политика
- Сильная экономика – сильная Россия
- Модернизация как условие экономического прорыва и приоритет государственной политики
- Стратегическое планирование
- Финансовый сектор
- Налоговая система – от перераспределения к стимулированию роста
- Уход от сырьевой модели развития. Рациональное природопользование
- Привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест
- Сбалансированный бюджет
- Государственные закупки
- Государственное регулирование естественных монополий
- Энергоэффективность
- Наука, технологии, инновации
- Продовольственная безопасность
- Развитие сельского хозяйства
- Фермерское движение и сельхозкооперация
- Рыболовство и рыбалка – промысел и образ жизни
- Эффективная власть под контролем народа
- Новое качество власти
- Эффективная власть
- Профессионалы во власти
- Эффективное управление и государственные услуги
- Противодействие коррупции
- Обеспечение прав граждан
- Совершенствование судебной системы и уголовной политики
- Обеспечение правопорядка и безопасности
- Новая региональная политика
- Межбюджетные отношения и разграничение ответственности – децентрализация полномочий
- Реформа местного самоуправления
- Развитие регионов
- Дальневосточный федеральный округ
- Центральный федеральный округ
- Приволжский федеральный округ
- Сибирский федеральный округ
- Южный федеральный округ
- Северо-Кавказский федеральный округ
- Уральский федеральный округ
- Северо-Западный федеральный округ
- Поддержка развития территориальных кластеров
- Транспортные артерии России
- Автомобильные дороги
- Автомобильный транспорт
- Метрополитены
- Железнодорожный транспорт
- Авиация
- Речной транспорт
- Морской транспорт
- Единство Российской цивилизации
- Много народов – единая цивилизация
- Российская идентичность
- Развитие национального самосознания через образование и просвещение
- Диалог культур и религий
- Интеграция мигрантов в российское общество
- Международные отношения и безопасность страны
- Приоритетные направления внешней политики
- Обороноспособность страны
- В заключение