logo
2011-10-23 Народные инициативы (ЕР)

Много народов – единая цивилизация

Российская Федерация является одним из крупнейших федеративных (по своему устройству) и полиэтничных (по составу населения) государств, где проживают представители 182 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. При этом в большинстве своём наши народы на протяжении веков проживали именно на территории России (в отличие, например, от истории образования США) и в этом смысле являются коренными, сыгравшими свою историческую роль в формировании российской государственности.

Результатом многовековой межкультурной сопряжённости и добрососедства народов стала самобытная российская цивилизация. Историко-культурный облик, настоящее и будущее России оказались тесно связаны с такими её чертами как многонародность, многорелигиозность и многоукладность при наличии этнического (русские) и религиозного (православные) большинства. Именно эти черты, наряду с громадными территориями, находящимися в разных климатических и географических условиях, определяют самобытность России и российской цивилизации.

Исторический опыт нашей страны свидетельствует, что её этническое, религиозное и культурное многообразие всегда являлось важным фактором конкурентоспособности государства, мощным ресурсом развития. Российской Федерации удалось выработать механизмы интеграции в единую гражданскую общность (российский народ) и цивилизацию различных этнических групп без утраты ими своей самобытности.

Обладая уникальным этнокультурным и религиозным многообразием, Россия на протяжении многих веков сохраняла межэтнический и межрелигиозный мир, поддерживая баланс интересов различных религиозных и этнокультурных сообществ – национального большинства и национальных меньшинств, коренных малочисленных народов, старожильческого населения и прибывающих мигрантов. В России, в отличие от многих других западных и восточных государств, народы, вошедшие в состав Российской империи, не ассимилировались, а, напротив, приобретали новые возможности для развития, включая собственную письменность, интеллигенцию, культурную и образовательную инфраструктуру. За последние 150 лет большинство народов России прошли путь от бесписьменного состояния к высокоразвитой этнической культуре. Уже в девяностых годах прошлого века появилась письменность на нескольких языках малых дагестанских народов.

Вместе с тем в последние десятилетия обозначились новые вызовы и угрозы территориальной целостности, межэтническому и межрелигиозному миру, общественно-политической стабильности России. Это – часто финансируемая извне активность террористических и экстремистских организаций, рост нетерпимости, этнического и религиозного радикализма в молодёжной среде и некоторые привнесённые извне формы молодёжной субкультуры (например, скинхеды – что преступно в стране, победившей фашизм). Целый комплекс этнополитических проблем возник в результате:

- советской национальной политики (например, неоднократные изменения границ автономий, краев, областей в составе РСФСР, искусственное «укрупнение народов» в 1920 – 1930 гг., последствия репрессий и депортаций в отношении некоторых народов СССР и т.д.);

- распада СССР (отсутствие реальной альтернативы идеологии интернационализма, дружбы народов и концепции «единая общность – советский народ»);

-новых вызовов, имеющих общемировой характер (международный терроризм, нелегальная миграция, сложности с интеграцией прибывающих мигрантов, кризис европейского мультикультурализма и т.п.).

Нашим ответом на эти реалии и явления должны стать системные действия по следующим направлениям:

укрепление гражданского единства российского народа;

- сохранение этнокультурного многообразия России;

гармонизация межэтнических и межрелигиозных отношений;

решение вопроса социокультурного самочувствия русского народа, исторически играющего консолидирующую роль в государственном строительстве.

За органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны быть законодательно закреплены и обеспечены ресурсами полномочия и ответственность за состояние межэтнических отношений на подведомственной территории. При этом реализация культурных проектов национальных автономий должна координироваться не только на региональном, но и на федеральном уровне. Это позволит ограничить влияние местных элит на национальные организации и не всегда добросовестное использование национальной темы при «выторговывании» ресурсов из центра.

В связи с регулярно возникающими предложениями о создании федерального органа исполнительной власти, ответственного за гармонизацию межэтнических отношений, этнокультурное развитие народов и интеграцию национальных меньшинств, целесообразно рассмотреть возможность наделения этими функциями Министерства культуры России, преобразовав его в Министерство культуры и по делам национальностей, исключив тем самым политизацию и темы, и ведомства. Одновременно необходимо разработать Стратегию укрепления единства российской цивилизации и этнокультурного развития народов России. Это не только обеспечит государственный подход в данной сфере (гражданское единство народов России, несомненно, является задачей федерального уровня), но и стимулирует регионы к более активным инвестициям в свой этнокультурный потенциал, общегражданское единство и профилактику этнополитического экстремизма. В каждом субъекте федерации должна быть своя региональная программа в этой сфере.