Совершенствование судебной системы и уголовной политики
Государство должно обеспечить гражданину уверенность в неприкосновенности его личности и собственности. Важным условием исполнения этого требования является независимый и справедливый суд.
Российская судебная система далека от совершенства. Необходимо обеспечить её реальную независимость. Важно продолжить процесс гуманизации уголовного законодательства. Актуальной задачей является противодействие коррупции во всех её формах.
Нам нужно переосмыслить всю систему охраны общественных интересов, отказаться от её чрезмерного репрессивного уклона. Сегодня подавляющее количество приговоров судов в России – обвинительные. За последние 16 лет осуждено более 15 миллионов человек – каждый девятый гражданин Российской Федерации. Такая ситуация деформирует наше общество, делает его морально нездоровым. Кроме того, в результате из производственных отношений устраняются, в основном, мужчины трудоспособного возраста. Многие из них могли бы приносить ощутимую пользу, не окажись они за решеткой. Государство тратит на содержание тюрем половину средств, что направляется на школы.
Действующий Уголовный кодекс в результате многочисленных поправок и дополнений приобрел несистемный, лоскутный характер. Мы предлагаем разработать и принять концептуально новый Уголовный кодекс Российской Федерации, который должен стать фундаментальной (как идеологической, так и юридической) основой формирования современной уголовной политики. Только такой подход позволит существенно изменить и всю правоприменительную практику, сделав и само правосудие более и эффективным, и гуманным. В новом кодексе считаем необходимым:
- Сократить сферу применения лишения свободы. Эта мера должна применяться только в том случае, если нельзя назначить более мягкое наказание в связи с тяжестью преступления. Для осуждённых впервые, если их деяние было лёгкой или средней тяжести и не связано с применением насилия, предлагается не применять наказание в виде лишения свободы при условии возмещения причинённого ущерба. В частности, целесообразно не лишать свободы лиц, впервые осуждённых за преступления небольшой тяжести и неосторожные деяния. Необходимо расширить практику внесения залога и применения домашнего ареста. Разброс сроков наказания за одни и те же правонарушения должен быть уменьшен.
- Смягчить уголовное законодательство в экономической сфере. Деятельность правоохранительной системы должна быть направлена на охрану и поддержку законного предпринимательства, а не на борьбу с ним.
- Расширить применение в уголовном праве административной преюдиции. Это должно коснуться, главным образом, правонарушений небольшой и средней тяжести. Данная мера позволит сократить число лиц, привлечённых к уголовной ответственности, и будет иметь большое значение для профилактики преступлений. В этой связи нужны системные изменения и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе целесообразно рассмотреть вопросы об увеличении размеров административных штрафов, о сроках административных арестов.
- Ввести уголовную ответственность юридических лиц, которая имеет место во многих странах. Это позволит повысить эффективность противодействия корпоративной коррупции, корпоративным экологическим преступлениям, финансированию терроризма и организованной преступности.
Запутанным в результате многочисленных изменений и затратным в своей реализации является уголовно-процессуальное законодательство. Для повышения уровня защиты прав личности, реального воплощения на практике принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве необходима модернизация Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В этом контексте целесообразно:
- Упразднить стадию возбуждения уголовного дела. Это позволит обеспечить объективность расследования, понизить уровень бюрократизации уголовного процесса. Данная мера будет также являться эффективным антикоррупционным фактором.
- Исключить следователя из стороны обвинения. Тем самым будет преодолен субъективный уклон следствия, существующий на практике, вопреки провозглашённому принципу объективности в сборе и оценке доказательств.
- Реформировать дознание как форму ускоренной досудебной подготовки материалов. Затраты на производство дознания сегодня нередко значительно выше самого ущерба, причиненного преступлением. В этом контексте представляется актуальным конкретизация функций органов, осуществляющих дознание, расширение процессуальных полномочий лиц, проводящих дознание, упрощение системы доказывания, усиление защиты прав и законных интересов потерпевших. Можно шире применять протокольную форму дознания.
- Усилить прокурорский надзор за предварительным следствием. Фактически сейчас действует только ведомственный процессуальный контроль за законностью в следственной работе. Прокуроры должны иметь необходимые полномочия в связи с преступлениями, совершёнными следователями и дознавателями.
- Существенно сузить неоправданно широкий круг лиц, пользующихся неприкосновенностью и процессуальным иммунитетом. Важно также упростить процедуру привлечения к уголовной ответственности данной категории лиц. Тем самым будет реализован конституционный принцип равенства всех перед законом.
В целях дальнейшего совершенствования судебной системы мы предлагаем:
- В рамках системы судов общей юрисдикции создать новый вид судов – административных, предназначенных для рассмотрения претензий граждан к государству. Необходимо законодательно закрепить размер компенсации гражданину за нарушение разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов. Должны поддерживаться объединения, отстаивающие интересы граждан в различных сферах экономических и общественных отношений (общества защиты прав потребителей, правозащитные организации). Необходимо вернуть общественным организациям возможность выступать в суде в защиту неопределённого круга лиц. Для упрощения доступа к правосудию необходимо разрешить подачу исковых заявлений в электронном виде.
- В рамках системы арбитражных судов создать так называемый патентный суд, призванный защищать права и законные интересы граждан и государства в сфере интеллектуальной собственности.
- Усовершенствовать процедуру назначения судей, сделать обязательной публичную проверку квалификации кандидатов на судебную должность, включая сдачу квалификационных экзаменов в письменном виде, с публикацией ответов в сети Интернет. Решения о продлении полномочий мировых судей должны приниматься квалификационной коллегией судей. То, что судьи, как правило, ранее работали прокурорами, следователями, сотрудниками спецслужб, аппаратов судов, является одной из существенных причин обвинительного уклона действующей судебной системы. Эту практику необходимо корректировать.
- Конкретизировать критерии и основания отстранения судей от должности. Необходимо использовать дисциплинарные суды для рассмотрения дел в отношении судей. Эти суды должны быть независимыми, в том числе и от председателей высших судов. В частности, члены Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда не должны входить в состав дисциплинарного судебного присутствия. Необходимо создавать и систему публичного контроля за качеством судебных решений, включая приговоры по уголовным делам.
- Усилить меры по предупреждению и пресечению влияния на суды представителей исполнительной и законодательной ветвей власти. С этой целью необходимо публиковать в открытом доступе обращения должностных лиц, поступившие в адрес суда. При наличии возможности, создавать судебные округа, границы которых не совпадают с административно-территориальным делением России.
- Повысить открытость и прозрачность работы судебной системы. Необходимо ускорить создание открытой электронной базы данных судебных решений, обеспечить обязательное ведение в суде видео- и аудиозаписи, доступ к этим материалам.
- Необходимо предоставить третейским судам право рассматривать споры между бизнесом и государством, а также развивать систему досудебного рассмотрения споров через третейские суды, примирительные и согласительные комиссии, медиацию. Физические лица и организации должны иметь возможность передачи на рассмотрение этих органов споров, возникающих из гражданских, земельных, трудовых, семейных и иных правоотношений частного характера. Эти меры направлены на предупреждение роста числа дел, рассматриваемых судами. Требует дополнительной проработки и разграничение вопросов ведения между мировыми судьями и судами районного уровня, обеспечивающее равномерную загрузку судов и эффективность правосудия.
- Расширить перечень дел, которые могут рассматриваться с участием присяжных. Это должно положительно повлиять как на развитие судебной системы, так и на повышение качества следствия. В некоторых случаях целесообразно вернуться к практике участия в отправлении правосудия народных заседателей.
- Народные инициативы
- Итоги десятилетия
- Приоритеты развития
- Общероссийский народный фронт – новый элемент политической системы
- Качество жизни. Достойная жизнь – гражданам великой страны
- Возрождение духовности и сохранение традиций
- Культура и искусство
- Развитие телевидения и кино
- Новая, народная школа
- Дошкольное образование
- Качественное школьное образование
- Развитие высшего и профессионального образования
- Здоровая нация
- Здоровый образ жизни: физкультура и спорт, отказ от вредных привычек
- Новое качество медицины
- Лекарственное обеспечение
- Жильё и жилищно-коммунальные услуги
- Доступное жильё
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Комфортная среда для жизни
- Городская среда
- Наше новое село
- Жизнь за рулём
- Экология и благоприятная окружающая среда
- Утилизация твёрдых бытовых отходов
- Вода – источник жизни и долголетия
- Социальная справедливость: на пути к обществу равных возможностей
- Уважение к труду - уважение к человеку
- Эффективный рынок труда
- Справедливая оплата труда
- Охрана труда
- Социальное партнёрство
- Защита законных прав и интересов работников
- Социальное равенство и справедливое налогообложение
- Социальная политика
- Обеспеченная старость и активное долголетие
- Развитие пенсионной системы
- Защита прав инвалидов
- Семья и дети
- Молодёжная политика
- Сильная экономика – сильная Россия
- Модернизация как условие экономического прорыва и приоритет государственной политики
- Стратегическое планирование
- Финансовый сектор
- Налоговая система – от перераспределения к стимулированию роста
- Уход от сырьевой модели развития. Рациональное природопользование
- Привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест
- Сбалансированный бюджет
- Государственные закупки
- Государственное регулирование естественных монополий
- Энергоэффективность
- Наука, технологии, инновации
- Продовольственная безопасность
- Развитие сельского хозяйства
- Фермерское движение и сельхозкооперация
- Рыболовство и рыбалка – промысел и образ жизни
- Эффективная власть под контролем народа
- Новое качество власти
- Эффективная власть
- Профессионалы во власти
- Эффективное управление и государственные услуги
- Противодействие коррупции
- Обеспечение прав граждан
- Совершенствование судебной системы и уголовной политики
- Обеспечение правопорядка и безопасности
- Новая региональная политика
- Межбюджетные отношения и разграничение ответственности – децентрализация полномочий
- Реформа местного самоуправления
- Развитие регионов
- Дальневосточный федеральный округ
- Центральный федеральный округ
- Приволжский федеральный округ
- Сибирский федеральный округ
- Южный федеральный округ
- Северо-Кавказский федеральный округ
- Уральский федеральный округ
- Северо-Западный федеральный округ
- Поддержка развития территориальных кластеров
- Транспортные артерии России
- Автомобильные дороги
- Автомобильный транспорт
- Метрополитены
- Железнодорожный транспорт
- Авиация
- Речной транспорт
- Морской транспорт
- Единство Российской цивилизации
- Много народов – единая цивилизация
- Российская идентичность
- Развитие национального самосознания через образование и просвещение
- Диалог культур и религий
- Интеграция мигрантов в российское общество
- Международные отношения и безопасность страны
- Приоритетные направления внешней политики
- Обороноспособность страны
- В заключение