Реформа местного самоуправления
Россия нуждается в сильном местном самоуправлении. Местная власть самостоятельно должна решать насущные повседневные проблемы, с которыми сталкиваются жители городов и сёл. Для этого необходимо, с одной стороны, дать власти на местах достаточные финансовые возможности для их решения, с другой стороны, усилить ответственность за качество её работы.
В результате проведённых реформ местное самоуправление начало действовать в масштабах сельских и городских поселений, которые приняли на себя основные функции по обеспечению жизнедеятельности людей, живущих на их территории.
Вместе с тем на пути эффективной реализации поселениями своих полномочий важнейшей стала проблема их финансовой самодостаточности. Появившиеся муниципальные образования оказались лишёнными реальных ресурсов и вынуждены действовать в условиях постоянного и явного недостатка финансовых средств. При этом основой доходной базы местных бюджетов могли бы стать поступления от населения, малого и среднего бизнеса, что создало бы стимулы для появления новых предприятий и повышения инвестиционной привлекательности поселений.
Для дальнейшего развития в стране местного самоуправления необходимо:
- Обеспечить соразмерность доходов местных бюджетов объёму расходных полномочий, возложенных на местное самоуправление законодательством Российской Федерации. При этом надо законодательно разрешить регионам дифференцировать нормативы зачисления налогов в разрезе городских округов, муниципальных районов и сельских поселений, сохранив единые нормативы среди указанных уровней (типов) муниципалитетов. Иначе произойдет несбалансированный переток ресурсов в пользу столиц и крупных городов, ещё более ухудшив ситуацию в сельских территориях.
- Расширять возможности органов местного самоуправления по установлению местных налогов и сборов в рамках общих требований федерального законодательства, а также по изменению ставок по местным налогам и сборам.
- В порядке эксперимента предоставить отдельным субъектам Российской Федерации право перейти к обеспечению осуществления местного самоуправления только на уровне поселений и городских округов, реализуя основной поселенческий принцип организации местного самоуправления. Субъектам Российской Федерации должны быть предложены несколько моделей организации местного самоуправления, которые они были бы вправе выбрать и применить в зависимости от имеющихся условий.
- Создать Фонд муниципального развития в субъектах Российской Федерации с целью стимулирования инвестиций в развитие поселений. Средства фонда могут формироваться за счёт федеральных субсидий в рамках государственных программ, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе за счёт заимствований.
Фонд должен стать реальным инструментом развития территорий, прежде всего, сельских поселений, не способных самостоятельно привлечь необходимые финансовые ресурсы. Приоритетными направлениями инвестиций за счёт средств фонда могут стать:
- Модернизация коммунальной инфраструктуры, прежде всего в сфере водоснабжения, канализации, теплоснабжения, утилизации твёрдых бытовых отходов. Уже сейчас Правительство Российской Федерации реализует такой принцип, выделяя средства на софинансирование проектов в сфере водоснабжения в населённых пунктах с численностью не более 100 тыс. человек.
- Формирование муниципальных жилищных фондов и строительство объектов социальной сферы.
- Развитие транспортной инфраструктуры, включая строительство дорог с твёрдым покрытием в сельской местности, подъездных дорог.
- Народные инициативы
- Итоги десятилетия
- Приоритеты развития
- Общероссийский народный фронт – новый элемент политической системы
- Качество жизни. Достойная жизнь – гражданам великой страны
- Возрождение духовности и сохранение традиций
- Культура и искусство
- Развитие телевидения и кино
- Новая, народная школа
- Дошкольное образование
- Качественное школьное образование
- Развитие высшего и профессионального образования
- Здоровая нация
- Здоровый образ жизни: физкультура и спорт, отказ от вредных привычек
- Новое качество медицины
- Лекарственное обеспечение
- Жильё и жилищно-коммунальные услуги
- Доступное жильё
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Комфортная среда для жизни
- Городская среда
- Наше новое село
- Жизнь за рулём
- Экология и благоприятная окружающая среда
- Утилизация твёрдых бытовых отходов
- Вода – источник жизни и долголетия
- Социальная справедливость: на пути к обществу равных возможностей
- Уважение к труду - уважение к человеку
- Эффективный рынок труда
- Справедливая оплата труда
- Охрана труда
- Социальное партнёрство
- Защита законных прав и интересов работников
- Социальное равенство и справедливое налогообложение
- Социальная политика
- Обеспеченная старость и активное долголетие
- Развитие пенсионной системы
- Защита прав инвалидов
- Семья и дети
- Молодёжная политика
- Сильная экономика – сильная Россия
- Модернизация как условие экономического прорыва и приоритет государственной политики
- Стратегическое планирование
- Финансовый сектор
- Налоговая система – от перераспределения к стимулированию роста
- Уход от сырьевой модели развития. Рациональное природопользование
- Привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест
- Сбалансированный бюджет
- Государственные закупки
- Государственное регулирование естественных монополий
- Энергоэффективность
- Наука, технологии, инновации
- Продовольственная безопасность
- Развитие сельского хозяйства
- Фермерское движение и сельхозкооперация
- Рыболовство и рыбалка – промысел и образ жизни
- Эффективная власть под контролем народа
- Новое качество власти
- Эффективная власть
- Профессионалы во власти
- Эффективное управление и государственные услуги
- Противодействие коррупции
- Обеспечение прав граждан
- Совершенствование судебной системы и уголовной политики
- Обеспечение правопорядка и безопасности
- Новая региональная политика
- Межбюджетные отношения и разграничение ответственности – децентрализация полномочий
- Реформа местного самоуправления
- Развитие регионов
- Дальневосточный федеральный округ
- Центральный федеральный округ
- Приволжский федеральный округ
- Сибирский федеральный округ
- Южный федеральный округ
- Северо-Кавказский федеральный округ
- Уральский федеральный округ
- Северо-Западный федеральный округ
- Поддержка развития территориальных кластеров
- Транспортные артерии России
- Автомобильные дороги
- Автомобильный транспорт
- Метрополитены
- Железнодорожный транспорт
- Авиация
- Речной транспорт
- Морской транспорт
- Единство Российской цивилизации
- Много народов – единая цивилизация
- Российская идентичность
- Развитие национального самосознания через образование и просвещение
- Диалог культур и религий
- Интеграция мигрантов в российское общество
- Международные отношения и безопасность страны
- Приоритетные направления внешней политики
- Обороноспособность страны
- В заключение