logo search
Proekt_Strategii_SO-2030

5.2.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера

Основными целями и задачами развития транспортно-логистического кластера являтся:

- эффективное транспортно-логистическое обслуживание грузовых и пассажирских перевозок на основе взаимодействия различных видов транспорта и построения высокоэффективных транспортных систем;

- разработка оптимальных методов организации перевозок на основе интеллектуальных систем управления;

- повышение пропускной и провозной способности транспорта и транспортной инфраструктуры;

- обеспечение высокого качества транспортного обслуживания всех пользователей;

- повышение уровня безопасности движения для новых видов транспортных средств;

- снижение вредного воздействия транспортного комплекса на экосистему;

- обеспечение управления движением высокоскоростными транспортными средствами с использованием системы позиционирования ГЛОНАСС, а также наземных систем позиционирования, обеспечивающих высокую точность определения местоположения;

- создание принципиально нового информационного обеспечения субъектов управления транспортным комплексом с интеграцией сервисов, доступным всем участникам транспортной сети;

- разработка технологий, образующих основу для «прорыва» в части создания конкурентоспособной транспортной техники нового поколения и систем управления транспортными средствами;

- интеграция современных машиностроительных, информационных и телекоммуникационных технологий в транспортную инфраструктуру;

- содействовие эффективному трансферу «прорывных» технологий в практическую деятельность региональных компаний – участников кластера и потребителей их продукции и услуг;

- повышение конкурентоспособности региональных транспортно-логистических предприятий на рынке транспортно-логистических услуг, развитие интеллектуальных логистических систем уровня 3PL и 4PL.

В силу сложной структуры развитие транспортно-логистического кластера достижение целей и задач предполагается по следующим направлениям:

Пассажирские перевозки

Для достижения целей по улучшению и развитию транспортного обслуживания населения необходимо реализовать следующие мероприятия:

Создание транспортно-логистических центров

Основные мероприятия:

Создание ТЛЦ Самарской области с учетом указанных выше целей будет опираться на имеющуюся развитую региональную транспортную инфраструктуру, выгодное географическое расположение Самарской области в системе МТК, а также мощный потенциал промышленных предприятий.

Важнейшим функциональным назначением ТЛЦ Самарской области является обеспечение выхода грузовых потоков из южных портов России (Черного и Каспийского морей) на Транссибирскую магистраль с организацией эффективного транспортного обслуживания региональных рынков Поволжья и Южного Урала.

В случае успеха ТЛС может рассматриваться в качестве модели транспортно-логистического обслуживания грузопотоков в системе Евроазиатских международных транспортных коридоров на территории России.

Стратегически в рамках системы международных транспортных коридоров, проходящих по территории России (далее – МТК), ТЛЦ обеспечит обслуживание грузовых потоков для соседних российских регионов: Пензенской, Ульяновской и Оренбургской областей, а также Республики Башкортостан и Республики Мордовия.

В Самарской области можно выделить следующие предпочтительные зоны для потенциального расположения ТЛЦ (Рисунок 5.2.2.5.1):

Рисунок 5.2.2.5.1 - Узлы концентрации грузопотоков

Самарский (Самара-Кинель-Новокуйбышевск-Чапаевск) – с перспективой ориентации на обработку грузопотока в направлении стран Средней Азии, городов Ростов-на-Дону, Саратов, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, Южного Урала, Транссиба;

Тольяттинский (Тольятти-Жигулевск) – с перспективой ориентации на обработку потоков грузов в направлениях севера и северо-запада, а также Северного, Южного и Балтийского бассейнов;

Сызранский (Сызрань – Октябрьск) – с перспективой ориентации на обработку и перевалку грузов в направлении «Украина-Транссиб». Данный узел сможет обслуживать речные и морские перевозки в южном и юго-западном направлениях, а также перевозки в направлениях Каспийского моря, Средиземноморского и Черноморского бассейнов.

Учитывая выгодное географическое положение Самарской области, ее место и роль и Приволжском федеральном округе, высокий уровень развития международных торговых связей и стратегические решения Правительства РФ последних лет по формированию транспортных коридоров на направлении Европа – Азия, представляется целесообразным создать Транспортно-логистический Консорциум Самарского Региона (ТЛКСР) либо специальную Транспортно-логистическую Корпорации Самарского Региона (ТЛКСР). Участники такого консорциума или корпорации, права и обязанности сторон, полномочия и другие вопросы организационного и содержательного характера могут быть разрешены в последующем в случае положительного политического решения по данному вопросу. Юридическая форма создаваемой структуры также может быть определена в дальнейшем. Предлагаемый проект организации Консорциума (Корпорации) является новаторским и первым в России. В состав такого консорциума или корпорации должны войти: государство (органы государственной власти федерального и регионального уровней), владельцы инфраструктуры, участники внешнеэкономической деятельности (грузовладельцы), добывающие, перерабатывающие, транспортные и телекоммуникационные компании, в первую очередь, Самарской области.

Электротранспорт

Основные мероприятия:

Речной транспорт

Для решения проблемы восстановления объемов речных перевозок до уровня 2000 года в ближайшей перспективе и, в последующем, развития маршрутной сети речных перевозок необходимо:

Для решения проблемы обеспечения постоянной и надежной транспортной связи с правобережьем реки Волги (село Рождествено) следует разработать технико-экономическое обоснование (бизнес-план), которое позволит принять обоснованное решение о возможности (с учетом экологического аспекта) строительства канатной дороги.

Воздушный транспорт

Для развития пассажирских авиаперевозок и рационального использования аэропортовой инфраструктуры необходимо:

Железнодорожный транспорт

Для развития пригородных пассажирских перевозок в железнодорожном сообщении необходимо:

Альтернативные виды транспорта

Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования транспортной системы, улучшения транспортного обслуживания и повышения транспортной доступности населения является развитие альтернативных видов транспорта, таких как эстакадный транспорт или монорельсовая транспортная система и канатная дорога. Использование эстакадного транспорта в качестве внеуличной скоростной транспортной системы позволит связать крупные города области в единую транспортную сеть, уменьшить интенсивность транспортного потока как по территории городских округов, так и по дорогам области, улучшить экологическую обстановку. Преимуществом монорельсовой транспортной системы, как внеуличного транспорта, является возможность проведения трассы эстакады и расстановки опор таким образом, чтобы избежать переустройства надземных и подземных инженерных коммуникаций.

Для определения направлений по возможности использования альтернативных видов транспорта в Самарской области необходимо:

В целом создание региональной транспортно-логистической системы Самарской области будет способствовать:

Для развития транспортно-логистической системы Самарской области и ее интеграции в международные транспортные коридоры значительный интерес представляет транспортно-логистическая система Республики Казахстан, которая в реальной перспективе предоставляет азиатским странам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой. Ее главное преимущество заключается в существенном сокращении расстояний. При осуществлении сообщения между Европой и Китаем через Казахстан расстояние перевозок уменьшается в два раза по сравнению с морским путем и на тысячу километров по сравнению с транзитом по территории России.

Геополитическая роль Республики Казахстан, то есть роль транзитного моста между Европой и Азией, а также между Россией и Китаем определяется ее расположением в центре евразийского континента. Она расположена на стыке Европы и Азии, благодаря чему обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя азиатским странам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой.

Главное преимущество, которым обладают транзитные коридоры, проходящие через территорию Казахстана, заключается в существенном сокращении расстояний. При осуществлении сообщения между Европой и Китаем через Казахстан расстояние перевозок уменьшается в два раза по сравнению с морским путем и на тысячу километров по сравнению с транзитом по территории России.

Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ, Правительство РФ, открытые источники

Рисунок 5.2.2.5.2 - Внешнее окружение Республики Казахстан: схема внешнеторговых оборотов

Источник: «Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года», проект «Специальная экономическая зона «Западные ворота Казахстана»

Рисунок 5.2.2.5.3 - Прогноз пропускной способности железнодорожных пограничных переходов Республики Казахстан

Создание трансконтинентальных магистралей выгодно для международной торговли. Между странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона ежегодно курсирует около 6 млн. контейнеров. Сейчас основная часть этого потока (98%) перевозится иностранным морским флотом через зарубежные порты, минуя территорию Казахстана. Вместе с тем транзитный путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по территории Казахстана намного короче морского пути. Главное конкурентное преимущество Казахстана – более короткое, при прочих равных условиях, время доставки грузов. Это обстоятельство позволяет прогнозировать неизбежный рост грузопотоков по направлению Китай – Европа и транзита через Казахстан.

Источник: ТЭО создания «СЭЗ ПТЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»

Рисунок 5.2.2.5.4 - Прогноз роста грузопотоков по направлению Китай – Европа и транзита через Казахстан

Структура российских экспортно-импортных грузопотоков с Республикой Казахстан в весовых единицах определены компанией «Коминфо Лоджистикс Солюшнз» по таможенной базе, предоставленной компанией «Академия-Сервис». Через Оренбургскую и Самарскую области проходит 20% российского экспорта и около 42% российского импорта из Республики Казахстан.

9 6% российского импорта из Республики Казахстан и 90% экспорта в Республику Казахстан через Оренбургскую и Самарскую границу перевозится железнодорожным транспортом. Доля Китая в структуре импорта в РФ через границу с Республикой Казахстан составляет 3%, а экспорта – 18,7 %.

Рисунок 5.2.2.5.5 - Структура распределения российских экспортно-импортных грузопотоков по областям перехода через границу с Республикой Казахстан

Сегодня, используя свое основное преимущество – геополитическое место расположения, Республика Казахстан уделяет большое внимание расширению пропускной способности своей транспортно-логистической системы на направлении международного транзитного коридора «Западный Китай – Западная Европа» и предоставлении качественных услуг добавленной стоимости. С этой целью разработан проект «Реконструкция международного транзитного коридора «Западный Китай – Западная Европа», который был выполнен Международным Консорциумом консалтинговых компаний, которые представляли три страны: Казахстан (компания SI), Израиль (компания TASC), и Россия (компания CLS).

Коридор сможет предоставить более высокий уровень обслуживания, прежде всего на коротких и/или средних расстояниях, что позволит обеспечить развитие торговли на прилегающих территориях внутри Казахстана, а также создать сеть транспортно-логистических центров, обслуживающих транзит грузопотоков как в направлении Ирана, так и России.

Предполагается, что реализация проекта создания нового транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» позволит переориентировать часть перевозимых из Китая товаров с морского транспорта (45 дней) на автомобильный (11 дней). По данным Минтранскома республики, общая протяженность автодороги Западная Европа – Китай составит 8 тыс. 998 км, более 3 тыс. 200 км из которых пройдет по территории Казахстана на основе существующей автодороги Самара – Шымкент – Тараз – Кордай – Алма-Ата – Хоргос.

Республика Казахстан планирует сосредоточиться на расширении пропускной способности транспортно-логистической системы на направлении международного транзитного коридора «Западный Китай – Западная Европа» и предоставлении качественных услуг добавленной стоимости.

Таким образом, создание на территории Самарской области современной транспортно-логистической инфраструктуры и авиационного грузового терминала, а также выгодное географическое положение Самарского транспортного узла и наличие высокоразвитого промышленного комплекса должно придать области функции Приволжского интермодального логистического центра, обеспечивающего обработку экспортно-импортных, внутрироссийских и международных грузопотоков на основе взаимодействия четырех видов транспорта, и обеспечить его вхождение в систему по обслуживанию грузопотоков международных транспортных коридоров и грузопотока в направлении Китай-Европа.