5.1.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
Ключевые задачи развития транспортных и космических сетей связаны с повышением их эффективности и безопасности, увеличенной экономичностью перевозок за счет снижения расхода топлива, созданием новых поколений энергоэффективной транспортной техники с меньшим воздействием на экосистему, повышением безопасности эксплуатации транспортных средств, а также пропускной способности.
Сокращение цикла и трудоемкости производства изделий для транспортной и космической промышленности будет основано на переходе к использованию долговечных, экологически чистых, огнестойких, коррозионно-стойких и высокопрочных материалов с заранее заданными свойствами, для транспортного, промышленного и гражданского строительства, повышающих безопасность на производстве, на транспорте и в повседневной жизни, что обеспечит надежное функционирование транспортных комплексов и систем в течение увеличенных сроков эксплуатации.
Новые технологии, направленные на экономию сырьевых запасов углеводородных видов топлива, позволят снизить расход тепловой и электрической энергии, энергетические потери при преобразовании тепловой, химической и электрической энергии в механическую работу, а также сократить выбросы вредных веществ от транспортных средств при их производстве, эксплуатации и утилизации. Космические технологии будут активно применяться в области геологоразведки, навигационного обеспечения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, мониторинга окружающей среды, в системах связи.
Наивысшие оценки экспертов по критерию «усиление позиций на мировых и внутренних рынках» относятся к авиационно-космической области. Основные тренды в данной области связаны с созданием ракетно-космической и транспортной техники нового поколения, высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.
Будущее авиации и космонавтики в значительной степени зависит от прогресса в сфере материаловедения, разработки более эффективных двигателей и энергетических установок, авионики.
Отечественные разработки в области создания ракетно-космической и транспортной техники характеризуются достаточно высоким уровнем. К перспективным разработкам российских ученых в данной области относятся жидкостные ракетные двигатели, комбинированные энергоустановки, транспортные средства высокой и сверхвысокой проходимости для работы в экстремальных условиях и др.
В области создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта (Таблица 5.1.2.6.1 и 5.1.2.6.2) по некоторым составляющим элементам в России имеются значительные достижения мирового уровня. В частности, это малогабаритные системы навигации для автономных мобильных объектов, универсальные интеллектуальные бортовые системы управления автономными мобильными объектами, а также системы управления на базе ассоциативной памяти. Вместе с тем, имеется значительное отставание от мирового уровня в части автоматизации информационных и управляющих процессов, а также отображения информации для приложений комбинированной и виртуальной реальности.
Таблица 5.1.2.6.1 - Тематическая область «Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта»
Технологические группы | Продукты |
Технологии создания автоматизированной системы управления всеми видами транспорта. | Интеллектуальная система управления единым транспортным комплексом России. Системы управления воздушным движением, не зависящие от погодных условий Системы управления движением и позиционированием судов. Системы распознавания трехмерных сцен и принятия решений, достаточно точных, чтобы обеспечить безопасное автоматическое управление транспортным средством на определенных участках дороги. Высокоскоростная перевозка грузов и пассажиров на большие расстояния. Система предварительного обслуживания пассажиров, обеспечивающая существенное снижение потерь времени перед полетом и после его завершения. Системы управления средств выведения на основе использования бортовых навигационных комплексов, включая командные приборы платформенного и бесплатформенного типов. Система ориентации на основе комплексирования унифицированной бортовой системы определения углового положения космического аппарата по сигналам аппаратуры спутниковой навигации и традиционных измерителей. Быстродействующие малоинерционные органы управления, позволяющие существенно снизить циклические нагрузки на летательные аппараты Перспективные интегрированные комплексы авионики и бортовых информационных систем с возможностями комплексирования разнородной информации |
Технологии создания автоматизированной системы транспортной информации (в том числе подсистему информации для контроля, планирования и управления и подсистему информации для участников движения). | АСУ пассажирских транспортных предприятий, обеспечивающих автоматизацию составления помаршрутных расписаний, закрепления подвижного состава за маршрутами. Системы электронных платежей на всех видах транспорта. Системы информирования пассажиров о работе ГПТ. Информационные табло переменной информации. Системы электронной навигации, картографии и определения местоположения объектов. Унифицированные информационно-измерительные системы на основе комплексирования оптикоэлектронных, гироскопических, радиотехнических и других приборов, обеспечивающие улучшенные тактико-технические характеристики систем управления движением и навигации. Мобильная электромеханическая установка для оперативного автоматического контроля фрикционных свойств поверхности взлетно-посадочных полос в экстремальных погодных условиях Параметрические ряды интеллектуализированных оптико-электронных и радиолокационных модульных систем и приборов наблюдения. |
Технологии создания тренажеров пилотов и диспетчеров на рабочих местах и аэродромные диспетчерские системы, не зависящие от погодных условий и времени суток. | Специализированные тренажеры для гражданской авиации. Тренажеры для обучения авиадиспетчеров. Тренажеры для пилотажного обучения пилотов Тренажеры для совместного обучения пилотов и авиадиспетчеров Тренажеры для железнодорожного, водного и автотранспорта для обучения персонала, управляющего подвижными объектами на рабочем месте. Создание комплексных систем моделирования, испытаний и экспериментальных полигонов. Система измерения распределенных параметров потока при проведении испытаний моделей в аэродинамических трубах и в натурных условиях. |
Таблица 5.1.2.6.2 - Тематическая область «Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения»
Технологические группы | Продукты |
Методы проектирования летательных аппаратов нетрадиционных компоновочных схем. | Новое поколение пилотируемых и дистанционно пилотируемых воздушных судов для применения в труднодоступной местности для решения специфических задач. Самолеты с двигателями, работающими на криогенном топливе, и вертолеты с двигателями, работающими на сжиженном нефтяном газе. Отдельные типы авиационных летательных аппаратов, в т.ч. тяжелые коммерческие самолеты с нагрузкой 75-100 т и более и дальностью полета порядка 13000 км. Самолеты-барражировщики для поддержания мобильной связи в труднодоступной местности. Аэростатические и гибридные летательные аппараты для перевозки негабаритных грузов с невысокими требованиями к аэродромам. Двигатели нового поколения для воздушных судов с улучшенными экологическими параметрами. Слоистые звукопоглощающие и звукоизолирующие конструкции фюзеляжа с меньшим весом и высотой. Конструкции, обладающие высокой степенью адаптации к условиям полета (интеллектуальные конструкции). Беспилотный летательный аппарат для выполнения авиационных работ и специальных задач (в том числе распыления сыпучих и жидких веществ для нужд сельского и лесного хозяйства, мониторинга нефте- и газопроводов). Гиперзвуковые двигатели и летательные аппараты. |
Технологии создания экологически чистых двигателей. | Системы быстродействующего контроля промышленных выбросов и состояния окружающей среды. Ракеты-носители и транспортные средства на экологически чистых топливах (кл.1 и 2). Двигатели внутреннего сгорания с наддувом на природном газе, обеспечивающие выполнение норм по вредным выбросам Евро-5 (кл.1). Дизели двойного назначения моделей КАМАЗ и ЯМЗ, обеспечивающие выполнение норм по вредным выбросам Евро-5. Гибкие электроуправляемые топливные системы, обеспечивающие возможность создания современных дизелей с минимальными вредными выбросами. |
Технологии создания жидкостных ракетных двигателей. | Ракетные двигатели на экологических компонентах топлива и энергетические установки, в том числе с ядерными источниками энергии. Элементы конструкции ракетных двигателей (сопла, сопловые насадки, корпуса ракетных двигателей твердого топлива, элементы тепловой защиты). Жидкостные ракетные двигатели. Высокотемпературная пайка конструкционной керамики с керамикой и керамики с жаропрочными сплавами легированных сталей и сплавов применительно к узлам перспективных жидкостных двигательных установок. |
Технологии создания ракет-носителей и разгонных блоков. | Элементы конструкции ракет-носителей и авиационной техники (баки, баллоны, фермы, рамы, корпуса, обтекатели, элементы тепловой защиты, воздухозаборники). Создание комплексных космических систем на основе интеграции дистанционного зондирования Земли, глобальных навигационных спутниковых систем и космической связи и развитой инфраструктуры пространственных данных. Средства выведения, в том числе авиационно-космические системы. Космические системы на базе малоразмерных космических аппаратов (микро-, нано- и пико- спутники) в интересах развития науки и образования. Авиационно-космические системы, выводящие на орбиту Земли многоразовые транспортные аппараты, в том числе для освоения в ближнем космическом пространстве высокотехнологичных производственных циклов в условиях невесомости. Межорбитальные буксиры Земля-Луна-Земля. Универсальная высокоточная система управления движением ракет-носителей, разгонных блоков и КА на основе бесплатформенной инерциальной навигационной системы. |
Технологии комплексного создания базовых элементов на основе композиционных материалов. | Материалы с новыми свойствами, включая наноструктурные материалы. Многослойные металлические и композитные звукопоглощающие конструкции нового типа (градиентных и резонансных) для снижения уровней шума в каналах силовых установок самолета Бескаркасные композитные конструкции, соответствующие материалы и оборудование. Полимерные композиционные материалы для высоконагруженных конструкций, слоистых металлополимерных материалов и высокопрочных сверхлегких и свариваемых алюминиевых сплавов. Деформирование металлов в сверхпластическом состоянии в сочетании с диффузионной сваркой для изготовления многослойных элементов конструкций высокой жесткости и прочности. Супержаропрочные материалы для изготовления узлов авиационных двигателей и элементов конструкций гиперзвуковых летательных аппаратов |
Технологии и методы создания двигателей и автотранспортных средств на альтернативных топливах и источниках энергии. | Двигатели и автотранспортные средства на альтернативных топливах и источниках энергии |
Кроме данных технологий, перспективными в авиационно-космическом кластере являются следующие:
Методы проектирования летательных аппаратов нетрадиционных компоновочных схем.
Технологии создания жидкостных ракетных двигателей.
Технологии создания ракет-носителей и разгонных блоков.
Технологии комплексного создания базовых элементов на основе композиционных материалов.
Технологии изготовления и обработки изделий и конструкций для получения повышенной водонепроницаемости, морозостойкости и трещиностойкости.
При создании перспективных продуктов в рамках кластера должны также активно использоваться решения, отвечающие следующим технологиям: технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта, технологии получения и обработки супержаропрочных материалов для авиационных двигателей и гиперзвуковых летательных аппаратов, компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий., технологии диагностики наноматериалов и наноустройств, технологии наноустройств и микросистемной техники, технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов, технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.
Наиболее характерные примеры важнейших инновационных продуктов для научно-технологических групп, отвечающих базовому направлению, приведены в Таблице 5.1.2.6.3.
Таблица 5.1.2.6.3 - Критическая технология: Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения
Научно-технологические группы | Основные инновационные продукты |
Методы проектирования летательных аппаратов нетрадиционных компоновочных схем. | Пилотируемые и дистанционно управляемые летательные аппараты, применяемые в труднодоступной местности для решения специальных задач. Самолеты с двигателями, работающими на криогенном топливе, Вертолеты с двигателями, использующими сжиженный нефтяной газ. Аэростатические и гибридные летательные аппараты для перевозки негабаритных грузов с пониженными требованиями к аэродромам. Конструкции с высокой степенью адаптации к условиям полета (интеллектуальные конструкции). Гиперзвуковые летательные аппараты и двигатели. |
Технологии создания жидкостных ракетных двигателей | Ракетные двигатели на экологических компонентах топлива и энергетические установки, в том числе с ядерными источниками энергии. Конструкции перспективных ЖРД- в т.ч. реализуемые с использованием высокотемпературной пайки конструкционной керамики с керамикой и керамики с жаропрочными сплавами. |
Технологии создания ракет-носителей и разгонных блоков. | Элементы конструкции ракет-носителей. Средства выведения, в том числе авиационно-космические системы. Авиационно-космические системы, выводящие на орбиту Земли многоразовые транспортные аппараты. Межорбитальные буксиры Земля-Луна-Земля. Система управления движением ракет-носителей, разгонных блоков и КА на основе бесплатформенной инерциальной навигационной системы. |
Технологии комплексного создания базовых элементов на основе композиционных материалов. | Многослойные металлические и композитные звукопоглощающие конструкции для снижения уровней шума силовых установок самолета. Бескаркасные композитные конструкции. Полимерные композиционные материалы для высоконагруженных конструкций, слоистых металлополимерных материалов и высокопрочных сверхлегких и свариваемых алюминиевых сплавов. Оборудование для деформирования металлов в сверхпластичном состоянии в сочетании с диффузионной сваркой для изготовления многослойных элементов конструкций высокой жесткости и прочности.
|
Технология изготовления изделий для получения повышенной водонепроницаемости, морозостойкости и трещиностойкости. | Герметичные корпуса приборов на основе би-триметаллов и алюминиевых сплавов с редкими металлами. |
В среднесрочной перспективе, по данным экспертного анализа, к инновационным видам продукции для авиационно-космического кластера относятся следующие ее виды (распределенные по пяти сегментам):
Сегмент космических аппаратов и средств выведения:
- элементы конструкции ракетных двигателей;
- элементы конструкции ракет-носителей;
- малогабаритные многофункциональные космические аппараты;
- ракеты-носители и транспортные средства на экологически чистых топливах;
- долговременные орбитальные станции многомодульного построения, предназначенные к существованию в условиях космического пространства более десяти лет;
- космические системы на базе малоразмерных космических аппаратов (микро-, нано- и пико- спутники), а также средства их запуска и поддержания на целевых орбитах;
- космические комплексы тяжелого и среднего классов, космические аппараты повышенной грузоподъемности;
- робототехнические средства для выполнения орбитальных операций и технического обслуживания в автоматическом и адаптивном режимах без выхода человека в открытый космос;
- системы информационного обеспечения разработки и производства изделий ракетно-космической техники на базе ИПИ-технологий;
- системы хранения и транспортировки компонентов топлива и сжатых газов (трубопроводы, баки, баллоны).
Сегмент летательных аппаратов и их компонентов:
- самолеты с полезной нагрузкой порядка 100 т и дальностью полета 13000 км;
- самолеты с двигателями, работающими на криогенном топливе, и вертолеты с двигателями, работающими на сжиженном нефтяном газе;
- самолеты-барражировщики для поддержания мобильной связи в труднодоступной местности;
- аэростатические и гибридные летательные аппараты для перевозки негабаритных грузов с невысокими требованиями к аэродромам;
- конструкции, обладающие высокой степенью адаптации к условиям полета (интеллектуальные конструкции);
- слоистые звукопоглощающие и звукоизолирующие конструкции фюзеляжа.
Сегмент двигателей и энергетических установок:
- авиационные и ракетные двигателей нового поколения, в том числе многоразового использования и многократного запуска;
- двигатели нового поколения для воздушных судов с улучшенными экологическими характеристиками;
- перспективные гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели для широкого диапазона чисел М полета (М = 3 - 17).
Сегмент систем управления и диагностики:
- гибридные навигационные системы на основе объединения инерциальных измерительных блоков на базе волоконнооптических, лазерных, динамически настраиваемых и других гироскопов среднего класса точности и навигационной аппаратуры;
- СВЧ-радиоэлектроника и системы управления, обеспечивающие создание нового поколения аппаратуры с применением кремниевых СВЧ транзисторов L- и S-частотных диапазонов, СВЧ-микросхем на гетероструктурах, СВЧ-модулей;
- герметичные корпуса приборов с улучшенными массогабаритными, тепловыми и защитными характеристиками на основе би-триметаллов и алюминиевых сплавов с редкими металлами, обеспечивающих повышенный срок функционирования;
- новые системы ранней диагностики (вибрационные, оптические, электрофизические);
- датчики «быстропеременных процессов» (пульсации давления, электромагнитное излучение, перепады температуры);
- системы быстродействующего контроля промышленных выбросов и состояния окружающей среды.
Сегмент новых материалов:
- полимерные композиционные материалы для высоконагруженных конструкций, слоистых металлополимерных материалов и высокопрочных сверхлегких и свариваемых алюминиевых сплавов;
- бескаркасные композитные конструкции, соответствующие материалы и оборудование;
- оборудование для деформирования металлов в сверхпластическом состоянии в сочетании с диффузионной сваркой для изготовления многослойных элементов конструкций высокой жесткости и прочности;
- аппараты для высокотемпературной пайки конструкционной керамики с керамикой и керамики с жаропрочными сплавами легированных сталей и сплавов применительно к узлам перспективных жидкостных двигательных установок;
- многослойные металлические и композитные звукопоглощающие конструкции нового типа (градиентных и резонансных) для снижения уровней шума в каналах силовых установок самолета.
На рынках собственно авиакосмической продукции, при условии применения передовых технологий, в долгосрочной перспективе наиболее востребованы будут летательные аппараты с существенно улучшенными характеристиками: «экологически чистый» пассажирский самолет с уменьшенным в 2-4 раза уровнем шума на местности и на 60-70% – эмиссией вредных веществ, имеющий расход топлива на пассажирокилометр в 1,5-2 раза ниже обычного и сокращенные вдвое операционные расходы; беспилотный летательный аппарат для выполнения авиационных работ и специальных задач (распыления сыпучих и жидких веществ для нужд сельского и лесного хозяйства, мониторинга нефте- и газопроводов и др.); автоматические космические аппараты (коммуникационные, навигационные, для фундаментальных космических исследований и т. п.); космические комплексы нового поколения тяжелого и среднего классов космических аппаратов повышенной грузоподъемности; космический комплекс системы подвижной спутниковой связи и многофункциональной системы ретрансляции.
На рынках услуг, которые могут оказывать предприятия АКК, наиболее востребованными будут: космические телекоммуникационные и навигационные услуги; навигационное обеспечение управления космическими аппаратами различного целевого назначения на основе использования информации космической навигационной системы ГЛОНАСС; дистанционное зондирование Земли; космические системы оптико-электронного и радиолокационного наблюдения для исследования природных ресурсов, рационального природопользования, картографирования; спутниковые системы быстродействующего контроля промышленных выбросов и состояния окружающей среды; гибридные навигационные системы на основе объединения перспективных инерциальных измерительных блоков на базе волоконнооптических, лазерных, динамически настраиваемых и других гироскопов среднего класса точности и навигационной аппаратуры.
В целом, перспективный ассортимент продукции в авиационно-космическом кластере включает в себя:
Двигатели, гибридные энергетические установки и транспортные средства, в том числе на альтернативных видах топлива (2020-2025 гг.).
Новое поколение пилотируемых и дистанционно пилотируемых воздушных судов для применения в труднодоступной местности для решения специфических задач (2015-2020 гг.).
Ракетные двигатели на экологических компонентах топлива и энергетические установки (2020-2025 гг.).
Материалы с новыми свойствами, включая наноструктурные материалы (2015-2030 гг.).
Интеллектуальная система управления единым транспортным комплексом России (2025-2030 гг.).
Высокоскоростные подвижные средства и системы управления, обеспечения безопасности движения (2015-2020 гг.).
Комплексные многоуровневые системы транспортной безопасности (2020-2025 гг.).
Малогабаритные многофункциональные космические аппараты (2020-2030 гг.).
Транспортные средства на экологически чистых топливах (2015-2020 гг.).
Данные направления имеют многочисленные «ниши», встраивание в которые может быть осуществлено на уровне области. Для определения таких ниш необходима оценка имеющейся в регионе научно-исследовательской и производственной базы, ее возможностей обеспечить успех в условиях усиливающейся конкурентной борьбы за перспективные рынки.
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года Содержание
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области 4
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области 290
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области 317
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области 340
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии 352
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области
- 1.1. Текущие показатели и характеристика социально-экономического развития Самарской области
- 1.1.1. Социальное развитие
- На 100 тыс. Человек населения
- 1.1.2. Экономическое развитие
- 1.2. Step- и swot-анализ социально-экономического положения Самарской области
- 1.2.1. Step – Социальные проблемы развития (s)
- 1.2.2. Swot – Социальная сфера (s)
- 1.2.3. Step – Пространственно-территориальные проблемы развития (t)
- 1.2.4. Swot – Пространственно-территориальная сфера (t)
- 1.2.5. Step – Экономические проблемы развития (e)
- 1.2.6. Swot – Экономическая сфера (e)
- 1.2.7. Step – Политико-правовые проблемы развития (p)
- 1.2.8. Swot – Политико-правовая сфера (p)
- 1.3. Конкурентные преимущества Самарской области
- 2. Образ будущего, целевые ориентиры и основные прогнозные сценарии развития Самарской области
- 2.1. Внешние и внуренние факторы развития Самарской области
- 2.2. Прогнозные сценарии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года
- 2.2.1. Целевые ориентиры развития Самарской области
- 2.2.2. Инновационный сценарий развития Самарской области
- 2.2.3. Инерционный сценарий развития Самарской области
- 3. Миссия, приоритетные направления, стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.1. Миссия и девиз Самарской области
- 3.2. Приоритетные направления развития Самарской области
- 3.3. Стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.4. Стратегические проекты – драйверы роста Самарской области
- 3.5. Этапы развития Самарской области
- 4. Основные тенденции социального развития Самарской области
- 4.1. Здравоохранение
- 4.1.1. Основные направления и тенденции развития здравоохранения
- 4.1.2. Ожидаемые результаты развития здравоохранения
- 4.2. Образование
- 4.2.1. Основные направления и тенденции развития в сфере образования
- 4.2.2. Ожидаемые результаты развития сферы образования
- 4.3. Культура
- 4.3.1. Основные направления и тенденции развития в сфере культуры
- 4.3.2. Ожидаемые результаты развития в сфере культуры
- 4.4. Спорт
- 4.4.1. Основные направления и тенденции развития занятости спортом
- 4.4.2. Ожидаемые результаты развития занятости спортом
- 4.5. Экология
- 4.5.1. Текущая ситуация и проблемы экологического развития
- 4.5.2. Основные направления и тенденции экологического развития
- 4.5.3. Ожидаемые результаты развития в сфере экологического развития
- 4.6. Социальная защита
- 4.6.1. Основные направления и тенденции развития социальной защиты
- 4.6.2. Ожидаемые результаты развития социальной защиты населения
- 4.7. Уровень жизни населения
- 4.7.1. Основные направления и тенденции повышения уровня жизни населения
- 4.7.2. Ожидаемые результаты повышения уровня жизни населения
- К 2030 году
- 5. Развитие традиционных и формирование перспективных кластеров Самарской области
- 2.1. Нефтепереработка и нефтехимия.
- 2.2. Автомобилестроение.
- 2.3. Ракетно-космическая промышленность.
- 2.4. Авиационная промышленность.
- 2.5. Двигателестроение.
- 2.6. Химическая промышленность
- 5.1. Базовые кластеры Самарской области
- 5.1.1. Автомобильный кластер
- 5.1.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.1.2. Структура кластера
- 5.1.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.1.2. Аэрокосмический кластер
- 5.1.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.2.2. Структура кластера
- 5.1.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.2.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.3. Кластер нефтедобычи и нефтепереработки
- 5.1.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.3.2. Структура кластера
- 5.1.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.3.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.3.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.4. Химический кластер
- 5.1.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.4.2. Структура кластера
- 5.1.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.4.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.2. Перспективные кластеры Самарской области
- 5.2.1. Агроиндустриальный кластер
- 5.2.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.1.2. Структура кластера
- 5.2.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.1.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.2. Транспортно-логистический кластер
- 5.2.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.2.2. Структура кластера
- 5.2.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.2.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.3. Туристско-рекреационный кластер
- 5.2.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.3.2. Структура кластера
- 5.2.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.4. Кластер информационно-телекоммуникационных технологий
- 5.2.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.4.2. Структура кластера
- 5.2.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.4.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.5. Медицинско-фармацевтический кластер
- 5.2.5.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.5.2. Структура кластера
- 5.2.5.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.5.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.5.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.5.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.5.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.3. Остальные сектора, отрасли и виды производств
- 5.3.1. Энергетика
- 5.3.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.1.2. Структура кластера
- 5.3.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.3.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.2. Строительство
- 5.3.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.2.2. Структура кластера
- 5.3.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.2.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.3. Коммунальное хозяйство
- 5.3.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.3.2. Структура кластера
- 5.3.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.4. Рециклинг и управление отходами
- 5.3.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.4.2. Структура кластера
- 5.3.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.4.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области
- 6.1. Характеристика Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов
- Р исунок 6.1.1 - Картосхема Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов Самарской области
- 6.2. Территориальное деление по признаку организации производства
- 6.3. Полюса роста экономики Самарской области
- 6.4. Особенности и направления территориально-пространственного развития субрегионов
- 6.4.1. Самарско-Тольяттинская агломерация
- 6.4.2. Сызранский субрегион
- 6.4.4. Отрадненский субрегион
- 6.4.5. Нефтегорский субрегион
- 6.4.6. Похвистневский субрегион
- 6.4.7. Сергиевский субрегион
- 6.4.8. Южный субрегион
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области
- 7.1. Расширение рынков сбыта для продукции и услуг, производимых в Самарской области
- 7.1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке товаров
- 7.1.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке услуг
- 7.1.3. Меры по стимулированию развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области
- 7.2. Повышение инвестиционной привлекательности Самарской области для иностранных контрагентов
- 7.2.1. Меры по улучшению инвестиционного климата Самарской области
- 7.3. Использование новых возможностей для экономики Самарской области после вступления России в вто
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области
- 8.1. Индикативные показатели реализации инновационного сценария социально-экономического развития
- 8.2. Индикативные показатели реализации инерционного сценария социально-экономического развития
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии
- 9.1. Механизмы реализации стратегии
- 9.1.1. Кредитно-финансовые механизмы
- 9.1.2. Информационные механизмы
- 9.1.3. Социально-инфраструктурные механизмы
- 9.1.4. Экономические механизмы
- 9.1.5. Техническое регулирование
- 9.1.6. Политические механизмы
- 9.1.7. Внешнеторговая и межрегиональная политика
- 9.1.8. Промышленно-инфраструктурные механизмы
- 9.1.9. Перечень механизмов реализации стратегии
- 9.2. Дорожная карта реализации стратегии