9.1. Механизмы реализации стратегии
Работа по достижению целей и задач, определенных стратегией, требует от органов государственной власти комплексного подхода, предполагающего использование разнообразных механизмов и инструментов реализации стратегии.
Предполагается, что стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2030 года станет основополагающим документом, соответствующие направления, цели и задачи которого будут декомпозированы на более низкий уровень программных документов области и отдельных муниципальных образований, что позволит создать систему взаимосвязанных согласующихся между собой целей и задач различного уровня.
Стратегический подход к развитию области также предполагает наличие действенной системы мониторинга и контроля, осуществляемого на основе системы взаимосвязанных индикативных показателей, определенных комплексом планирующих документов.
При выработке механизмов осуществления сторатегии Самарской области важно учитывать тренды новой политики, которые просматриваются в проекте новой концепции долгосрочного развития России (КДР-2020). К ним прежде всего относится:
значительное усиление агломераций как субъектов управления на региональном уровне, рост городских агломераций и регулируемое свертывание обитаемого и экономического пространства, в том числе в сельской местности;
усиление подконтрольности субнациональных властей населению соответствующих территорий ( в том числе на основе возврата в той иной форме к прямым выборам губернаторов населением субъекта федерации) и конкуренции территорий по параметрам качества городской среды, привлекательной для «креативного класса».
усиление прозрачности и предсказуемости «правил игры» в федеративных отношениях, включая межбюджетные (в том числе нормативное урегулирование периодичности изменения законодательства по вопросам федеративных отношений, установление мораториев на внесение изменений на определенный период).
концентрация пространственной политики федерального центра на развитии транспортной инфраструктуры в рамках основной полосы расселения и на разработки программ возрождения малой авиации в труднодоступных территориях за пределами основной полосы расселения.
Пока будущая региональная политика федеральных властей в наибольшей мере конкретизирована в основном применительно к участию федерального центра в модернизации транспортной системы российских городов. Предусматривается комплекс мер по пересмотру норм и регламентов проектно-сметного дела, по снижению стоимости строительства и ремонта автомобильных дорог, сокращению коррупционной составляющей, превращение дорожного строительства в отрасль, финансово прозрачную для государства и потребителей. Для этого, в частности, предполагается принятие мер гражданского контроля, в т.ч. в части технических решений, цены и качества дорожных работ». Перспективен выпуск т.н. инфраструктурных облигаций (по опыту Бразилии) под гарантии бюджетов, что с одной стороны, позволит привлечь бюджетные ресурсы для капиталоемких инфраструктурных проектов, а с другой стороны, наладить контроль облигационеров за эффективностью расходования средств.
К возможным законодательным новациям в сфере федеральной транспортной политики также можно отнести:
реализацию на практике положений статьи 21 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», что будет означать возможность ликвидация режима FreeParking (бесплатной парковки) на городских улицах и дорогах по решению субъектов РФ и муниципальных образований;
введение обязательных процедур долгосрочного транспортного планирования на агломерационном уровне; жесткое соблюдение баланса плотности и этажности застройки с транспортным ресурсом территории;
узаконение в планировочной практике «зон ограниченного автомобильного доступа» (организуемых в пределах исторического центра города и открытых исключительно для общественного транспорта, включая автомобили-такси);
пересмотр положений действующего транспортного законодательства (в частности, «Устава автомобильного и городского электрического транспорта») в части отказа от идей «дерегулирования транспортного рынка» и к декларированию стандартных для современной практики развитых стран принципов интегрированных транспортных систем с централизованным планированием маршрутов и расписаний.
Каждая группа механизмов представляет собой укрупненной блок, который можно конкретизировать. Учитывая нацеленность долгосрочного развития России и Самарской области как ее передового представителя на инновационное развитие, особый упор должен быть сделан на мерах по поддержен инноваций. В связи с этим важно иметь в виду меры по поддержке инновационного развития на региональном уровне, которые предлагаются в проекте новой стратегии долгосрочного развития России (КДР-2020) (Таблица 9.1.1)
Таблица 9.1.1 - Инструменты инновационного развития регионов из проекта новой КДР-2020, возможные для применения в Самарской области
Область регулирования | Возможные меры |
Поддержка конкуренции | |
Усиление конкуренции при закупках товаров и услуг для региональных нужд
| Целесообразно: – более активное использование механизмов банковской гарантии возврата аванса и оплаты неустойки для допуска к торгам или на конкурс – удлинение планирования закупок и введение реальной возможности переноса средств госзаказа на следующий год |
Обеспечение конкурентной среды
| Мониторинг ассоциациями предпринимателей (отраслевыми и региональными) решений муниципальных и региональных властей на предмет появления ограничивающих условий для конкуренции; оценка барьеров входа на отдельные рынки, в том числе обусловленные политикой крупных компаний |
Развитие институтов в интересах перехода к инновационному росту | |
Модернизация взаимодействия государства и бизнеса | Создание малых и средних технологических компаний, стартапов, в том числе ориентированных на удовлетворение спроса крупных корпораций («американская» модель) Проектное финансирование в рамках выпуска долговых обязательств («проектных» или «инфраструктурных» облигаций), полностью или частично гарантированных регионом; |
Модернизация системы образования (в первую очередь естественнонаучного и профессионального), укрепление инженерных школ, среднего профессионального образования и профессиональной ориентации
| Система региональной поддержки реализации программ обучения и стажировок специалистов предприятий на базе российских и зарубежных образовательных организаций; развития корпоративных и отраслевых центров повышения квалификации и сертификации персонала; «смежного» образования (технологического для менеджеров, экономического – для инженеров). Поддержка квалифицированного труда (рабочих и инженеров), включая содействие созданию их профессиональных объединений Поддержка институтов, обеспечивающих всеобщую доступность качественного образования, включая высшее (отбор через олимпиады, кружки, профильные школы при вузах и др.) |
Модернизация финансовых институтов
| Целенаправленное выращивание особых сегментов внутреннего долгового рынка, содействующих расшивке «узких мест» финансового сектора и более эффективному использованию его внутренней ресурсной базы за счет развития системы разделения рисков кредитования (и финансирования через эмиссию) между частными финансовыми институтами и региональными институтами развития |
Социальная политика, комплементарная задачам модернизации и инновационного роста
| Стимулирование диверсификации экономики за счет поддержки среднего предпринимательства в регионах, обеспечивающего занятость высвобождающихся при модернизации работников Поддержка программ профессиональной переподготовки занятых в модернизируемых производствах на специальности, имеющие спрос в регионе и соседних с ним территориях Содействие миграции в другие регионы, включая строительство дешевого жилья на основе софинансирования со стороны федерального центра, принимающего региона и региона-донора |
Стимулирование энергоэффективности
| Формирование на региональном уровне нормативных требований по энергоэффективности эксплуатации объектов капитального строительства для включения их в градостроительные регламенты территорий |
Адаптация предприятий к вступлению в ВТО
| Маркетинговая и информационная поддержка отечественных экспортеров, в т.ч. на базе сети торгпредств; использование этих сетей как инфраструктуры формирования консолидированной позиции российской стороны в переговорах с зарубежными контрагентами Политическая поддержка выхода на рынки высокотехнологичной продукции |
Источник: проект Стратегии КДР-2020
Изменение внешней среды в сфере экономики и региональной политики федеральных властей приведет к появлению новых рисков долгосрочного развития Самарской области. В связи с этим необходим адекватный риск-менеджмент долгосрочного развития Самарской области на основе:
разработки программы диверсификации региональной экономики;
использования регионального резервного фонда Самарской области и его адекватного хеджирования при вложении средств фонда в те или иные активы. Это тем более актуально, что проект новой КДР – 2020 для России предусматривает, что наличие резервного фонда на уровне регионов будет одним их обязательных условий в новом порядке распределения федеральных бюджетных средств между регионами;
«иммунизации» долгового портфеля региональных властей – (за счет соответствия структуры портфеля активов и пассивов (обязательств) самарского правительства).
Несомненные преимущества роста самостоятельности региональных властей как оснвоного тренда новой региональной политики федерального центра также связаны и с новыми рисками долгосрочного развития области. Усиление региональных и муниципальных властей и ослабление вертикали власти на первых порах в условиях прежнего низкого качества «правил игры» может привести, во-первых, к активизации центробежных тенденций на территории страны, а во-вторых, к непрогнозируемому перераспределению доли федеральных ресурсов, распределяемых между регионами в сторону лоббистски наиболее сильных, что важно учитывать при выработке механизмов реализации стратегии Самарской области.
При этом для непосредственной реализации поставленных целей и задач Правительством может использоваться особый набор конкретных механизмов. Наиболее эффективными для реализации стратегии является следующий набор механизмов:
кредитно-финансовые;
информационные;
социально-инфраструктурные;
экономические;
техническое регулирование;
политические;
внешнеторговая и межрегиональная политика;
промышленно-инфраструктурные.
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года Содержание
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области 4
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области 290
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области 317
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области 340
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии 352
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области
- 1.1. Текущие показатели и характеристика социально-экономического развития Самарской области
- 1.1.1. Социальное развитие
- На 100 тыс. Человек населения
- 1.1.2. Экономическое развитие
- 1.2. Step- и swot-анализ социально-экономического положения Самарской области
- 1.2.1. Step – Социальные проблемы развития (s)
- 1.2.2. Swot – Социальная сфера (s)
- 1.2.3. Step – Пространственно-территориальные проблемы развития (t)
- 1.2.4. Swot – Пространственно-территориальная сфера (t)
- 1.2.5. Step – Экономические проблемы развития (e)
- 1.2.6. Swot – Экономическая сфера (e)
- 1.2.7. Step – Политико-правовые проблемы развития (p)
- 1.2.8. Swot – Политико-правовая сфера (p)
- 1.3. Конкурентные преимущества Самарской области
- 2. Образ будущего, целевые ориентиры и основные прогнозные сценарии развития Самарской области
- 2.1. Внешние и внуренние факторы развития Самарской области
- 2.2. Прогнозные сценарии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года
- 2.2.1. Целевые ориентиры развития Самарской области
- 2.2.2. Инновационный сценарий развития Самарской области
- 2.2.3. Инерционный сценарий развития Самарской области
- 3. Миссия, приоритетные направления, стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.1. Миссия и девиз Самарской области
- 3.2. Приоритетные направления развития Самарской области
- 3.3. Стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.4. Стратегические проекты – драйверы роста Самарской области
- 3.5. Этапы развития Самарской области
- 4. Основные тенденции социального развития Самарской области
- 4.1. Здравоохранение
- 4.1.1. Основные направления и тенденции развития здравоохранения
- 4.1.2. Ожидаемые результаты развития здравоохранения
- 4.2. Образование
- 4.2.1. Основные направления и тенденции развития в сфере образования
- 4.2.2. Ожидаемые результаты развития сферы образования
- 4.3. Культура
- 4.3.1. Основные направления и тенденции развития в сфере культуры
- 4.3.2. Ожидаемые результаты развития в сфере культуры
- 4.4. Спорт
- 4.4.1. Основные направления и тенденции развития занятости спортом
- 4.4.2. Ожидаемые результаты развития занятости спортом
- 4.5. Экология
- 4.5.1. Текущая ситуация и проблемы экологического развития
- 4.5.2. Основные направления и тенденции экологического развития
- 4.5.3. Ожидаемые результаты развития в сфере экологического развития
- 4.6. Социальная защита
- 4.6.1. Основные направления и тенденции развития социальной защиты
- 4.6.2. Ожидаемые результаты развития социальной защиты населения
- 4.7. Уровень жизни населения
- 4.7.1. Основные направления и тенденции повышения уровня жизни населения
- 4.7.2. Ожидаемые результаты повышения уровня жизни населения
- К 2030 году
- 5. Развитие традиционных и формирование перспективных кластеров Самарской области
- 2.1. Нефтепереработка и нефтехимия.
- 2.2. Автомобилестроение.
- 2.3. Ракетно-космическая промышленность.
- 2.4. Авиационная промышленность.
- 2.5. Двигателестроение.
- 2.6. Химическая промышленность
- 5.1. Базовые кластеры Самарской области
- 5.1.1. Автомобильный кластер
- 5.1.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.1.2. Структура кластера
- 5.1.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.1.2. Аэрокосмический кластер
- 5.1.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.2.2. Структура кластера
- 5.1.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.2.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.3. Кластер нефтедобычи и нефтепереработки
- 5.1.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.3.2. Структура кластера
- 5.1.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.3.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.3.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.4. Химический кластер
- 5.1.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.4.2. Структура кластера
- 5.1.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.4.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.2. Перспективные кластеры Самарской области
- 5.2.1. Агроиндустриальный кластер
- 5.2.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.1.2. Структура кластера
- 5.2.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.1.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.2. Транспортно-логистический кластер
- 5.2.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.2.2. Структура кластера
- 5.2.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.2.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.3. Туристско-рекреационный кластер
- 5.2.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.3.2. Структура кластера
- 5.2.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.4. Кластер информационно-телекоммуникационных технологий
- 5.2.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.4.2. Структура кластера
- 5.2.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.4.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.5. Медицинско-фармацевтический кластер
- 5.2.5.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.5.2. Структура кластера
- 5.2.5.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.5.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.5.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.5.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.5.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.3. Остальные сектора, отрасли и виды производств
- 5.3.1. Энергетика
- 5.3.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.1.2. Структура кластера
- 5.3.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.3.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.2. Строительство
- 5.3.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.2.2. Структура кластера
- 5.3.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.2.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.3. Коммунальное хозяйство
- 5.3.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.3.2. Структура кластера
- 5.3.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.4. Рециклинг и управление отходами
- 5.3.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.4.2. Структура кластера
- 5.3.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.4.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области
- 6.1. Характеристика Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов
- Р исунок 6.1.1 - Картосхема Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов Самарской области
- 6.2. Территориальное деление по признаку организации производства
- 6.3. Полюса роста экономики Самарской области
- 6.4. Особенности и направления территориально-пространственного развития субрегионов
- 6.4.1. Самарско-Тольяттинская агломерация
- 6.4.2. Сызранский субрегион
- 6.4.4. Отрадненский субрегион
- 6.4.5. Нефтегорский субрегион
- 6.4.6. Похвистневский субрегион
- 6.4.7. Сергиевский субрегион
- 6.4.8. Южный субрегион
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области
- 7.1. Расширение рынков сбыта для продукции и услуг, производимых в Самарской области
- 7.1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке товаров
- 7.1.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке услуг
- 7.1.3. Меры по стимулированию развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области
- 7.2. Повышение инвестиционной привлекательности Самарской области для иностранных контрагентов
- 7.2.1. Меры по улучшению инвестиционного климата Самарской области
- 7.3. Использование новых возможностей для экономики Самарской области после вступления России в вто
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области
- 8.1. Индикативные показатели реализации инновационного сценария социально-экономического развития
- 8.2. Индикативные показатели реализации инерционного сценария социально-экономического развития
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии
- 9.1. Механизмы реализации стратегии
- 9.1.1. Кредитно-финансовые механизмы
- 9.1.2. Информационные механизмы
- 9.1.3. Социально-инфраструктурные механизмы
- 9.1.4. Экономические механизмы
- 9.1.5. Техническое регулирование
- 9.1.6. Политические механизмы
- 9.1.7. Внешнеторговая и межрегиональная политика
- 9.1.8. Промышленно-инфраструктурные механизмы
- 9.1.9. Перечень механизмов реализации стратегии
- 9.2. Дорожная карта реализации стратегии