logo
Proekt_Strategii_SO-2030

2.2. Автомобилестроение.

Автомобилестроительная отрасль, занимающая ключевую позицию в областной экономике, претерпевает сложные времена, связанные как с общим замедлением темпов роста рынка, так и с резким усилением «кластеров конкурентоспособности» иностранных производителей, прежде всего, в Китае. ОАО «АвтоВАЗ» сталкивается и с усилением внутренней конкуренции, возникающей вследствие прихода в отрасль крупных компаний, специализирующихся на сборке легковых автомобилей иностранных моделей.

Ситуация усугубляется тем, что в автомобилестроении, как в любом массовом производстве, ключевую роль играет ценовая конкуренция. Российские производители вообще и областные в частности имеют мало возможностей конкурировать за счет низких издержек на оплату труда. Отсюда приоритетной целью развития автомобилестроения становится поиск и реализация новых долгосрочных конкурентных преимуществ на отечественном и мировом рынках. Цель носит комплексный характер и разворачивается в ряд крупных задач.

1. Модернизация собственно автомобильного производства. За счет технического перевооружения улучшится качество и конкурентоспособность классической линейки завода ВАЗ. Стратегия развития автозавода до 2020 года предусматривает комплексную модернизацию производства, использование современных управленческих технологий, создание совместных предприятий с ведущими корпорациями. Будут созданы новые платформы, благодаря которым будет расширен и диверсифицирован модельный ряд, в том числе запущено производство в сегменте С. В среднесрочной перспективе актуально повышение экологичности автомобилей, разработка новых двигателей внутреннего сгорания, в том числе и для альтернативных видов топлива, в долгосрочной – запуск производства электромобилей.

2. Диверсификация собственно автомобильного производства. Ресурсные и инфраструктурные мощности существующего кластера могут быть использованы для расширения ассортимента производимой продукции с целью удовлетворения нужд прежде всего областных потребителей. Перспективным направлением может стать сельскохозяйственное машиностроение, развитие которого может дать дополнительный толчок развитию областного АПК, в настоящее время сильно зависящего от внешних поставок техники.

3. Постепенное ослабление монозависимости поставщиков. Современный автомобильный кластер сформирован вокруг ОАО АвтоВАЗ, в силу чего многие поставщики связаны с этой компанией монозависимостью. Поставщикам такая ситуация во многом выгодна, т.к. монозависимость элиминирует рыночные риски, но неучастие в конкурентной борьбе ослабляет стимулы к развитию. В связи с этим важным направлением развития кластера может стать переориентация автокомпонентных предприятий на других производителей. Это будет способствовать укрупнению и ликвидации неконкурентоспособных предприятий и создаст стимулы для модернизации оставшихся. Для обеспечения безболезненного входа в рыночную среду целесообразно сформировать новую инфраструктуру компонентного производства путем создания индустриального парка по выпуску автомобильных комплектующих, например, путем редевелопмента старых зданий связанных с АвтоВАЗом предприятий.

4. В постиндустриальном обществе перспективным направлением обретения дополнительных конкурентных преимуществ для индустриального производства становится так называемое «обрастание услугами». Развитие данного направления означает диверсификацию деятельности кластера не только в производственной сфере, но и в сфере формирования дополнительных сервисов. Помимо развития традиционных автомобильных сервисов (послепродажное обслуживание и т.п.) у отрасли имеется хороший задел для развития других видов инновационных услуг. Уже в среднесрочном периоде могут быть реализованы: автодром в г. Тольятти, общероссийский центр тестирования и сертификации автомобильных комплектующих, разработка программы утилизации автомобилей и т.п. «Обрастание услугами» способствует диверсификации производственных и экономических рисков кластера, создает в области дополнительные высококвалифицированные рабочие места.

«Эффекты локомотива», которые генерирует автомобильный кластер, достаточно обширны и разнообразны.

Прежде всего, создаются мощные мультипликативные эффекты для отраслей-поставщиков оборудования, сырья, комплектующих. На каждое рабочее место в автостроении создается 10-20 рабочих мест в смежных отраслях Чтобы эти эффекты приносили максимальную пользу области, они должны быть поддержаны активными мерами по локализации компонентной базы.

Далее, возникают «инновационные толчки» для сопутствующих производств, например, для производителей топлива, что создает систему взаимоподдерживающего роста кластеров, усиливая синергию кластерных эффектов. Необходимость сервисной поддержки модернизированной продукции выносит «эффект локомотива» за пределы области, стимулируя технологическое и организационно-управленческое обсновление сервисных центров по всей территории страны.

Кроме того, создаются и диверсифицируются рабочие места для высококвалифицированных кадров, что очень важно, поскольку уровень образования граждан непрерывно растет, а карьерные амбиции образованных людей не ассоциируются с рутинным поточным производством. Наличие привлекательных форм занятости способствует удержанию молодежи в области и притоку квалифицированных (а не малоквалифицированных) кадров из других регионов. Необходимость подготовки таких кадров создает стимулы для обновления учебных программ в высших учебных заведениях, ориентированных на новейшие достижения автомобилестроения и сопутствующих видов деятельности.

Решение указанных задач в долгосрочном периоде поддержит умеренные темпы роста собственно автопрома, и приведет к высоким (за счет низкой базы) темпам роста новых видов деятельности, индуцированных внутри кластера.