5.2.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
Для стимулирования внешнеэкономической деятельности региона также важно улучшать его транспортное сообщение с другими странами. Для Самарской области запланирован один из федеральных мультимодальных логистических центров (МЛЦ). В Транспортной стратегии РФ 2030 МЛЦ привязаны, главным образом, к крупнейшим аэропортам. Мультимодальный подход к выбору местоположения для МЛЦ требует, чтобы соответствующий пункт был также перекрестком автомобильных и железных дорог, способных обеспечить транспортные перевозки возрастающего объема грузов, поступающих через аэропорт и речной порт. До 2015 года в РФ планируется создание 12 укрупненных центров организации воздушного движения и крупных международных узловых аэропортов, которые, по идее, призваны стать ядром федеральных МЛЦ.
Проект реконструкции международного аэропорта «Курумоч» в Самарской области как проект создания южных воздушных ворот России со стороны среднеазиатских стран СНГ и стран Ближнего Востока имеет серьезные конкурентные преимущества по отношению к другим проектам модернизации международных аэропортов в поволжском регионе, как с позиции национальной безопасности, так и с точки зрения более высокой базовой готовности проекта к реализации.
Географическая близость к странам Центральной Азии, в первую очередь, к Казахстану, наличие развитой железнодорожной инфраструктуры для осуществления торговых связей с ними, функционирование Таможенного союза предопределяют важнейшее перспективное значение создания в Самаре (Самарском регионе) МЛЦ, а на первом этапе разработки его концепции. Потенциальная грузовая база Самарского МЛЦ может составить десятки миллионов тонн, особенно за счет существенного (в разы) увеличения товарообмена с Казахстаном и другими странами Центральной Азии. В настоящее время показатели экспорта Самарской области в Казахстан (300 млн. долл. в год) и импорта из этой страны в Самарскую область (24 млн. долл.), являются низкими, не соответствующими политическим установкам Президента и Правительства РФ на развитие интеграционного взаимодействия со странами СНГ, укрепление позиций России на постсоветском пространстве. Эти показатели к 2030 году могут быть доведены до нескольких млрд. долл.
В этой связи необходима разработка обоснования создания на базе Самарского транспортного узла крупного, сопоставимого с зарубежными аналогами мультимодального транспортно-логистического центра, включающего в комплексе аэропортовую, речную, автодорожную, железнодорожную составляющие, а также информационно-логистическое сопровождение всех видов работ по транспортировке и перегрузке товаров. В результате проведения такой работы должно быть получено стратегическое, техническое, технико-экономическое, финансовое, институциональное и правовое обоснование проекта. Также должен быть дан анализ и прогноз грузовой базы Самарского МЛЦ на перспективу до 2030 года, учитывающий как внутренние, так и международные перевозки, в первую очередь, на Казахстан и другие страны Центральной Азии, предложены финансовая модель проекта, основанная на международном государственно-частном партнерстве, схемы финансирования, потенциальные участники, объемы финансирования и пр.
В Самарской области активно развивается и сектор пассажирских перевозок. В 2011 году предприятиями транспорта общего пользования Самарской области было перевезено более 240 млн. пассажиров, что составляет 61,1% от объема пассажиропотока 2005 года. Данные о пассажиропотоке за период с 2000 по 2011 год и их распределение по видам транспорта представлены в таблице 5.2.2.3.1.
Таблица 5.2.2.3.1 – Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования (миллионов человек)
Наименование | 2000 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Транспорт-всего В том числе: | 1110,1 | 394,14 | 355,02 | 328,49 | 324,31 | 250,41 | 221,99 | 240,87 |
железнодорожный | 20,0 | 18,5 | 19,0 | 17,9 | 17,6 | 14,4 | 11,8 | 10.9 |
автомобильный | 681,0 | 221,8 | 178,8 | 140,0 | 136,3 | 103,0 | 86,0 | 86,9 |
трамвайный | 188,0 | 71,6 | 79,8 | 93,3 | 91,2 | 68,7 | 64,8 | 80,9 |
троллейбусный | 182,0 | 69,3 | 63,7 | 62,5 | 57,9 | 45,1 | 39,1 | 43.3 |
метрополитен | 27,0 | 10,8 | 11,4 | 12,0 | 18,8 | 16,7 | 17,5 | 16,0 |
внутренний водный | 1,3 | 1,1 | 1,1 | 1,4 | 1,05 | 1,2 | 1,22 | 113,0 |
воздушный | 0,8 | 1,04 | 1,22 | 1,39 | 1,46 | 1,31 | 1,57 | 1,74 |
Источник: Самарастат
Основной объем пассажирских перевозок в Самарской области приходится на автомобильный транспорт.
В 2011 году им было перевезено 86,9 млн. пассажиров или 36,1 процента от общего объема перевозок.
За период с 2000 по 2009 год произошло резкое снижение количества автобусов общего пользования на 100 тыс. человек населения (со 123 до 29 единиц).
Городской электрический пассажирский транспорт общего пользования обеспечивает основную часть трудовых поездок населения и является важнейшей частью городской инфраструктуры.
В структуре внутригородских перевозок по Самарской области практически каждый второй пассажир осуществляет поездки электротранспортом.
Перевозки пассажиров электротранспортом осуществляются в четырех городах Самарской области: трамваями – в Самаре, троллейбусами – в Самаре, Тольятти, Сызрани и Новокуйбышевске.
За период с 2005 по 2008 гг. наблюдалась устойчивая тенденция по увеличению количества пассажиров, пользующихся услугами авиации, пассажиропоток увеличился на 40% и составил 1,46 млн. пассажиров за 2008 год, в 2009 году (кризисном) произошел некоторый спад (до 1,31 млн. пассажиров), в 2010 году вновь наблюдалась тенденция роста пассажиропотока (1,57 млн. пассажиров), которая продолжилась в 2011 году – 1,74 млн. пассажиров.
В настоящее время фактическая нагрузка на аэровокзальный комплекс составляет 750 – 800 пассажиров в час, а в прогнозном периоде до 2020 года – более 2000 пассажиров в час, что значительно превышает проектно-допустимую характеристику (450 пассажиров в час) по обслуживанию пассажиропотока на внутренних и международных авиалиниях.
На территории области в последние годы наблюдается увеличение деловой активности населения и рост грузовых перевозок. Значительно влияет на повышение интенсивности движения по дорогам местного значения темп роста уровня автомобилизации населения.
Вместе с тем, за последние десять лет густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на одну тысячу квадратных километров увеличилась со 137 км до 234 км, что больше, чем в Пензенской, Нижегородской и во многих других областях.
Средняя интенсивность движения автотранспорта по экспертным оценкам на 1 января 2008 года составляет:
автодорога федерального значения М-5 «Урал» – до 12 тыс. транспортных средств в сутки;
автодорога «Самара-Оренбург» – до 5 тыс. единиц транспортных средств в сутки;
автомобильная дорога «Самара – Бугуруслан» – до 16 тыс. единиц транспорта в Кинельском и Кинель-Черкасском районах и 3,5 тыс. – в Похвистневском районе;
автомобильная дорога «Ульяновск – Димитровград – Самара» - 4 тыс. единиц в сутки;
автомобильная дорога «Кинель – Богатое – Борское» - до 6,1 тыс. единиц в сутки;
автомобильная дорога «Тольятти – Ягодное» - более 4 тыс. единиц в сутки;
автомобильная дорога «Клявлино – Шентала» - до 2,2 тыс. единиц в сутки;
дорога «Урал – Сергиевск – Челно-Вершины» - 2,1 тыс. единиц в сутки.
За период с 2001 по 2011 годы интенсивность перевозок грузов (в миллионах тонно-километров на один километр длины путей) автомобильным транспортом возросла более чем в 1,8 раза, парк грузовых автомобилей увеличился на 11,2% и составил на 1 января 2010 года более 106,53 тыс. машин.
Позитивное динамику с точки зрения увеличения грузопотоков транспортно-логистического кластера для Самарской области окажут практически все реализуемые на территории соседних регионов проекты развития транспортной инфраструктуры (электрификация участка железной дороги Оренбург - Кинель, строительство, реконструкция и модернизация автомобильных дорог).
В 2009 году в регионы Российской Федерации из Самарской области было вывезено 799 тыс. тонн контейнеропригодных грузов производственно-технического назначения и 215 тыс. тонн товаров народного потребления, а из российских регионов в Самарскую область было ввезено 2,4 млн. тонн грузов производственно-технического назначения и 727 тыс. тонн товаров народного потребления (Рисунок 5.2.2.3.1).
Источник: Самарастат
Рисунок 5.2.2.3.1 - Структура ввоза/вывоза продукции производственно-технического назначения в/из Самарской области в 2009 году
По географии ввоза в Самарскую область товаров народного потребления лидируют Московская область (27%), г. Москва (12%), Ленинградская область (10%), Ульяновская область (6%), что объясняется сложившейся таможенной практикой.
В географии вывоза преобладают г. Москва (17%), Республика Татарстан и Республика Башкортостан (6% и 5%), Краснодарский край, Нижегородская и Ростовская области (по 4%).
Объем экспортных грузопотоков контейнеропригодных грузов в Самарской области в 2009 году составил 3277 тыс. тонн, а объем импорта – 1174 тыс. тонн. На (Рисунок 5.2.2.3.2) представлен анализ направлений экспортных и импортных грузопотоков.
Источник: Самарастат
Рисунок 5.2.2.3.2 - Направления экспортных и импортных грузопотоков в Самарской области
Включение Самарской области в систему международных транспортных коридоров позволит реализовать ее транзитный потенциал. Шагом на пути интеграции области в международные транспортные коридоры «Север – Юг» и «Транссиб» может стать размещение на территории Самарской области объектов, предусмотенных Концепцией развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011-2015 годы (постановление Правительства Самарской области от 23.09.2010 № 422).
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года Содержание
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области 4
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области 290
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области 317
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области 340
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии 352
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области
- 1.1. Текущие показатели и характеристика социально-экономического развития Самарской области
- 1.1.1. Социальное развитие
- На 100 тыс. Человек населения
- 1.1.2. Экономическое развитие
- 1.2. Step- и swot-анализ социально-экономического положения Самарской области
- 1.2.1. Step – Социальные проблемы развития (s)
- 1.2.2. Swot – Социальная сфера (s)
- 1.2.3. Step – Пространственно-территориальные проблемы развития (t)
- 1.2.4. Swot – Пространственно-территориальная сфера (t)
- 1.2.5. Step – Экономические проблемы развития (e)
- 1.2.6. Swot – Экономическая сфера (e)
- 1.2.7. Step – Политико-правовые проблемы развития (p)
- 1.2.8. Swot – Политико-правовая сфера (p)
- 1.3. Конкурентные преимущества Самарской области
- 2. Образ будущего, целевые ориентиры и основные прогнозные сценарии развития Самарской области
- 2.1. Внешние и внуренние факторы развития Самарской области
- 2.2. Прогнозные сценарии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года
- 2.2.1. Целевые ориентиры развития Самарской области
- 2.2.2. Инновационный сценарий развития Самарской области
- 2.2.3. Инерционный сценарий развития Самарской области
- 3. Миссия, приоритетные направления, стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.1. Миссия и девиз Самарской области
- 3.2. Приоритетные направления развития Самарской области
- 3.3. Стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.4. Стратегические проекты – драйверы роста Самарской области
- 3.5. Этапы развития Самарской области
- 4. Основные тенденции социального развития Самарской области
- 4.1. Здравоохранение
- 4.1.1. Основные направления и тенденции развития здравоохранения
- 4.1.2. Ожидаемые результаты развития здравоохранения
- 4.2. Образование
- 4.2.1. Основные направления и тенденции развития в сфере образования
- 4.2.2. Ожидаемые результаты развития сферы образования
- 4.3. Культура
- 4.3.1. Основные направления и тенденции развития в сфере культуры
- 4.3.2. Ожидаемые результаты развития в сфере культуры
- 4.4. Спорт
- 4.4.1. Основные направления и тенденции развития занятости спортом
- 4.4.2. Ожидаемые результаты развития занятости спортом
- 4.5. Экология
- 4.5.1. Текущая ситуация и проблемы экологического развития
- 4.5.2. Основные направления и тенденции экологического развития
- 4.5.3. Ожидаемые результаты развития в сфере экологического развития
- 4.6. Социальная защита
- 4.6.1. Основные направления и тенденции развития социальной защиты
- 4.6.2. Ожидаемые результаты развития социальной защиты населения
- 4.7. Уровень жизни населения
- 4.7.1. Основные направления и тенденции повышения уровня жизни населения
- 4.7.2. Ожидаемые результаты повышения уровня жизни населения
- К 2030 году
- 5. Развитие традиционных и формирование перспективных кластеров Самарской области
- 2.1. Нефтепереработка и нефтехимия.
- 2.2. Автомобилестроение.
- 2.3. Ракетно-космическая промышленность.
- 2.4. Авиационная промышленность.
- 2.5. Двигателестроение.
- 2.6. Химическая промышленность
- 5.1. Базовые кластеры Самарской области
- 5.1.1. Автомобильный кластер
- 5.1.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.1.2. Структура кластера
- 5.1.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.1.2. Аэрокосмический кластер
- 5.1.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.2.2. Структура кластера
- 5.1.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.2.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.3. Кластер нефтедобычи и нефтепереработки
- 5.1.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.3.2. Структура кластера
- 5.1.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.3.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.3.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.4. Химический кластер
- 5.1.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.4.2. Структура кластера
- 5.1.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.4.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.2. Перспективные кластеры Самарской области
- 5.2.1. Агроиндустриальный кластер
- 5.2.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.1.2. Структура кластера
- 5.2.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.1.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.2. Транспортно-логистический кластер
- 5.2.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.2.2. Структура кластера
- 5.2.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.2.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.3. Туристско-рекреационный кластер
- 5.2.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.3.2. Структура кластера
- 5.2.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.4. Кластер информационно-телекоммуникационных технологий
- 5.2.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.4.2. Структура кластера
- 5.2.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.4.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.5. Медицинско-фармацевтический кластер
- 5.2.5.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.5.2. Структура кластера
- 5.2.5.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.5.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.5.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.5.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.5.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.3. Остальные сектора, отрасли и виды производств
- 5.3.1. Энергетика
- 5.3.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.1.2. Структура кластера
- 5.3.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.3.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.2. Строительство
- 5.3.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.2.2. Структура кластера
- 5.3.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.2.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.3. Коммунальное хозяйство
- 5.3.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.3.2. Структура кластера
- 5.3.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.4. Рециклинг и управление отходами
- 5.3.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.4.2. Структура кластера
- 5.3.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.4.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области
- 6.1. Характеристика Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов
- Р исунок 6.1.1 - Картосхема Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов Самарской области
- 6.2. Территориальное деление по признаку организации производства
- 6.3. Полюса роста экономики Самарской области
- 6.4. Особенности и направления территориально-пространственного развития субрегионов
- 6.4.1. Самарско-Тольяттинская агломерация
- 6.4.2. Сызранский субрегион
- 6.4.4. Отрадненский субрегион
- 6.4.5. Нефтегорский субрегион
- 6.4.6. Похвистневский субрегион
- 6.4.7. Сергиевский субрегион
- 6.4.8. Южный субрегион
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области
- 7.1. Расширение рынков сбыта для продукции и услуг, производимых в Самарской области
- 7.1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке товаров
- 7.1.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке услуг
- 7.1.3. Меры по стимулированию развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области
- 7.2. Повышение инвестиционной привлекательности Самарской области для иностранных контрагентов
- 7.2.1. Меры по улучшению инвестиционного климата Самарской области
- 7.3. Использование новых возможностей для экономики Самарской области после вступления России в вто
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области
- 8.1. Индикативные показатели реализации инновационного сценария социально-экономического развития
- 8.2. Индикативные показатели реализации инерционного сценария социально-экономического развития
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии
- 9.1. Механизмы реализации стратегии
- 9.1.1. Кредитно-финансовые механизмы
- 9.1.2. Информационные механизмы
- 9.1.3. Социально-инфраструктурные механизмы
- 9.1.4. Экономические механизмы
- 9.1.5. Техническое регулирование
- 9.1.6. Политические механизмы
- 9.1.7. Внешнеторговая и межрегиональная политика
- 9.1.8. Промышленно-инфраструктурные механизмы
- 9.1.9. Перечень механизмов реализации стратегии
- 9.2. Дорожная карта реализации стратегии