logo
Proekt_Strategii_SO-2030

2.2.1. Целевые ориентиры развития Самарской области

На Рисунке 2.2.1.1 приведен вариант дерева целей, подцелей и задач Стратегии, позволяющий структурировать и количественно оценить целевые ориентиры Стратегии.

В Таблице 2.2.1.1 приведен индикативный план Стратегии, содержащий целевые ориентиры для основных индикаторов социально-экономического развития, характеризующих выполнение поставленных Стратегией задач. Наличие целевых ориентиров задает направление развития, делает прогнозирование более содержательным и позволяет эффективно корректировать разрабатываемые сценарии развития.

Рис. 2.2.1.1 - Структура целей, подцелей и задач

Таблица 2.2.1.1 - Целевые ориентиры Стратегии развития Самарской области

Цели

Индикативный план

Цели 1-го уровня (интегральные направления развития Самарской области)

Цели 2-го уровня (приоритетные направления развития Самарской области)

Конкретизация цели

Наименование целевых ориентиров (индикаторов развития), количественно характеризующих цель

Базовое значение индикатора

(2010 г.)

Целевые ориентиры

1.1. Достижение среднеевро-пейского качества жизни населения

2.1. Достижение среднеевропей-ских показателей уровня жизни населения

Повышение уровня доходов населения до среднеевропейского уровня

Рост реального скорректированного дохода (с учетом социальных трансфертов) в расчете на душу населения к базовому году, раз

1,0

3,1

Ликвидация абсолютной бедности

Децильный коэффициент дифференциации доходов (коэффициент фондов, в среднем за год)

20,6

13,6

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

15,1

3,3

Создание эффективной системы социального обеспечения

Коэффициент замещения для пенсионных доходов, %

41,2

37,6

Повышение уровня капитализации населения

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м

22,3

36,0

Повышение капитализации человеческих ресурсов до европейского уровня

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

0,82

0,91

Объем ВРП в расчете на душу населения, переведенный в долл. США по паритету покупательной способности (ППС) (текущие доллары, доллар не очищается от инфляции)

10,4

80,4

2.2. Увеличение продолжительности жизни и сбережение населения

Улучшение демографической ситуации

Численность постоянного населения, тыс. чел.

3 217

3 060

Специальный коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 женщин фертильного возраста

44,3

40,2

Общий коэффициент смертности, чел на 1000 населения

15,2

15,7

Уменьшение уровня младенческой смертности

Уровень младенческой смертности, промилле

6,4

4,2

Увеличение продолжительности жизни

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

68,3

75,0

Сбережение трудоспособного населения

Численность населения в трудоспособном возрасте, в % к базовому году

100,0

84,8

Проведение эффективной миграционной политики

Миграционный прирост, чел. на 10 тыс. чел

24,0

32,2

2.3. Опережающее развитие социальной инфраструктуры и обеспечение экологической безопасности

Улучшение социальной инфраструктуры

Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями, мест на 1000 детей дошкольного возраста

541

769

Численность студентов в вузах, % к населению в возрасте 17-24 года

46,3

46,88

Приоритетное развитие образования, здравоохранения, культуры

Бюджетные расходы на здравоохранение, % от ВРП

3,3

4,6

Бюджетные расходы на образование, % от ВРП

4,9

6,1

Развитие системы обеспечения экологической безопасности и охрана окружающей среды

Бюджетные расходы на экологию, % от ВРП

0,13

0,21

Прирост инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды к уровню базового года (в ценах базового года), раз

1,0

15,8

1.2. Создание потенциала опережаю-щего развития

2.4. Развитие экономического потенциала и инновационной экономики

Развитие инновационных отраслевых и межрегиональных кластеров, создание инновационной экономики и экономики знаний

Доля продукции высокотехнологичных кластеров в выпуске, %

27,4

34,0

Опережающее развитие малого и среднего предпринима-тельства

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта, %

13,3

17,0

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, %

25,7

27,0

Развитие внешнеторгового потенциала

Доля экспортируемых товаров в выпуске обрабатывающих отраслей, %

10,4

28,5

Рост объемов внешнеторгового товарооборота, раз

1,0

6,51

Рост экспорта по сравнению с ростом объемов производства

1,0

1,07

Объем импорта к базовому году, раз

1,0

3,92

Модернизация основных фондов

Износ основных фондов (моральный и физический), %

48,1

35,0

Обеспечение сбалансированности рынка труда

Уровень безработицы (по методологии МОТ)

5,7

5,0

Демографическая нагрузка на население в трудоспособном возрасте, %

61,6

82,3

2.5. Обеспечение эффективного экономического роста

Оптимизация налоговой системы

Налоговая нагрузка на х/с, % к создаваемой добавленной стоимости

31,1

23,5

Налоговая нагрузка на д/х, % к доходам, полученным домохозяйствами

9,2

13,6

Стимулирование роста выпуска товаров и услуг

Рост валового регионального продукта (среднегодовой), %

108,5

106,3

Рост ВРП в расчете на душу населения к базовому году, раз

1,0

3,2

Доля добавленной стоимости в выручке промышленных предприятий, %

35,9

40,0

Повышение инвестиционной привлекательности и реализация инвестиционного потенциала Самарской области

Норма накопления (доля инвестиций в основной капитал в ВРП), %

19,2

25,5

Инвестиции в основной капитал промышленных предприятий, % от общего объема инвестиций в регионе

57,9

59,8

Инвестиции в строительный комплекс, % от общего объема инвестиций в регионе

2,5

4,4

Потенциал основных фондов, в % к базовому году

100,0

294,6

Кардинальное повышение производительности труда

Рост средней производительности труда к базовому году, раз

1,0

3,01

Рост средней производительности труда в промышленности к базовому году, раз

1,0

2,82

Снижение энергоемкости ВРП

Энергоемкость ВРП, % к базовому году

100,0

73,0

При разработке прогноза социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года в соответствии с требованиями Минрегиона России к составлению региональных стратегий рассматриваются два основных сценария долгосрочного развития Российской экономики:

- энерго-сырьевой (инерционный по своему характеру сценарий с индексом E1);

- инновационный сценарий (Inn2), выступающий в качестве целевого для развития российской экономики и, соответственно, в качестве основного при разработке количественной составляющей стратегического прогноза развития Самарской области.

Инерционный сценарий основан на энерго-сырьевом сценарии развития российской экономики и инерционном развитии экономики Самарской области. Этот вариант развития отражает сохранение сложившихся тенденций в развитии экономики области за предшествующие годы: основных макропропорций, состояния производственного аппарата, проводимой инвестиционной и бюджетной политики. В соответствии с данным сценарием предусматривается развитие экономики области в условиях умеренных темпов роста базовых секторов экономики, невысокого инвестиционного и потребительского спроса. При данном варианте среднегодовой темп роста валового регионального продукта в 2012-2015 годах прогнозируется на уровне 104%, а на горизонте 2016-2030 годов среднегодовой темп роста ВРП не будет превышать 103%.

Инновационный сценарий в содержательном аспекте развития Самарской области базируется на инновационном варианте развития российской экономики, но на более высоких показателях спроса на продукцию основных отраслей Самарской области, ориентируется на ускорение экономического роста за счет реализации мер по повышению темпов и качества экономического роста при условии динамичного развития малого и среднего предпринимательства. В инновационном сценарии динамика развития отраслевых кластеров на долгосрочную перспективу дополнительно оценивалась экспертным методом и корректировалась.

Данный сценарий позволяет достичь стратегических приоритетов развития области – развитие человеческого капитала и обеспечение экономического роста. Его инновационная направленность определяется обеспечением модернизации авиакосмического и автомобильного кластеров, созданием современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний. Сценарий предполагает динамичный рост эффективности использования человеческого капитала и превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста.

В соответствии с данным сценарием предполагается, что экономика Самарской области будет развиваться темпами, превышающими среднероссийские показатели, а ее вклад в ВВП России увеличится к 2030 году на 30%. В соответствии с основными параметрами рассматриваемого сценария среднегодовой темп роста экономики области в 2012-2015 годах может составить 107,9%, а на горизонте 2016-2030 годов среднегодовой темп роста ВРП области будет превышать ожидаемый среднероссийский уровень в среднем на 0,5 п.п. и составит 105,9%. При этом в качестве ориентиров экономического развития и роста уровня жизни населения Самарской области рассматриваются европейские стандарты качества жизни.

В связи с тем, что экономика Самарской области является элементом российской экономики, которая, в свою очередь, включена в мировые экономические и финансовые процессы, разработка регионального сценария развития выполнена в рамках двух последовательных этапов, связанных с моделированием внешних и внутренних сценарных условий.

Принято допущение, что сценарные условия по каждому из кластеров распространяются на все виды деятельности, входящие в этот кластер.

При разработке долгосрочного прогноза были так же приняты следующие экспертные предположения:

1 – в перспективе ожидается снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, в первую очередь, за счет снижения ставок налогообложения по оплате труда и оптимизации налогообложения субъектов малого предпринимательства (снижение до 24% к концу горизонта прогнозирования);

2 – налоговая нагрузка на домашние хозяйства будет увеличиваться за счет изменения шкалы налога на доходы физических лиц и увеличения ставок налога на имущество;

3 – рост бюджетной заработной платы будет соответствовать темпам роста оплаты труда в реальном секторе экономики;

4 – в период после 2015 года не ожидается увеличение пенсионного возраста.