2.2.3. Инерционный сценарий развития Самарской области
Демография
Инерционный сценарий предусматривает более низкие параметры естественного воспроизводства населения, связанные, в первую очередь, с неблагоприятной возрастной структурой населения, а также менее эффективной отдачей от реализации демографической политики. Прогнозируется и небольшое сокращение миграционного прироста. Согласно этому сценарию численность населения в прогнозном периоде будет сокращаться с несколько более интенсивным темпом, чем по инновационному варианту развития, – на 9,6% или до 2,9 млн. человек в 2030 году по сравнению с 2010 годом.
Динамика общих коэффициентов естественного воспроизводства населения представлена в таблице 2.2.3.1.
Таблица 2.2.3.1 - Динамика общих коэффициентов рождаемости и смертности
Основные демографические показатели | Ед. измерения | 2010 | 2011-2015 | 2016-2020 | 2021-2030 |
Среднее за период | Среднее за период | Среднее за период | |||
Общий коэффициент рождаемости | Чел. на 1000 жит. | 11,6 | 11,0 | 9,4 | 8,0 |
Общий коэффициент смертности | Чел. на 1000 жит. | 15,2 | 15,9 | 16,5 | 17,1 |
В таблице 2.2.3.2 приведена ожидаемая динамика численности населения. За первые 10 лет численность населения сократится на 3,1% по отношению к 2010 году, за вторые 10 лет – еще на 6,3%. В целом, падение численности населения к концу горизонта прогнозирования ожидается на уровне 9,6%.
Таблица 2.2.3.2 - Ожидаемая динамика численности населения на горизонте прогнозирования
Демографические показатели в среднем за год | Ед. измерения | 2010 | 2015 | 2020 | 2025 | 2030 |
Численность населения | тыс. чел | 3 217,4 | 3 186,1 | 3 117,3 | 3 018,9 | 2 907,5 |
Численность населения в трудоспособном возрасте | тыс. чел | 1 991,3 | 1 857,3 | 1 737,7 | 1 679,8 | 1 634,7 |
Численность населения в пенсионном возрасте | тыс. чел | 741,6 | 800,5 | 839,4 | 843,3 | 842,1 |
Дети до 16 лет | тыс. чел | 484,3 | 528,4 | 540,2 | 495,8 | 430,6 |
Миграционный прирост | тыс. чел | 7,8 | 8,0 | 7,3 | 6,7 | 6,0 |
Трудовые ресурсы
Более интенсивное сокращение численности и старение населения по сравнению с инновационным сценарием развития приведут к соответствующему сокращению численности населения трудоспособного возраста и трудовых ресурсов.
В среднегодовом исчислении выбытие населения в трудоспособном возрасте составляет около 18 тыс. человек, а за 20 лет выбудет 357 тысяч. В процентном выражении (к численности населения трудоспособного возраста в базовом году) среднегодовое выбытие трудоспособного населения составляет около 1%. Выбытие населения в трудоспособном возрасте к концу горизонта прогнозирования составит 18%, что на 3% больше, чем для инновационного сценария развития.
Динамика кластеров
В таблице 2.2.3.3 приведены средние темпы роста выпуска кластеров на временных горизонтах по инерционному сценарию.
Таблица 2.2.3.3 - Темпы роста выпуска кластеров (инерционный сценарий), %
Наименование кластера | 2010 г. | 2010-2014 гг. | 2015 г. | 2016-2020 гг. | 2021-2030 гг. |
Средние темпы роста | Средние темпы роста | Средние темпы роста | Средние темпы роста | ||
Базовые кластеры Самарской области |
|
|
|
|
|
Автомобильный кластер | 100 | 110,5 | 102,0 | 101,5 | 101,3 |
Аэрокосмический кластер | 100 | 110,1 | 104,1 | 104,2 | 103,0 |
Кластер нефтедобычи и нефтепереработки | 100 | 103,2 | 102,0 | 101,0 | 100,5 |
Химический кластер | 100 | 106,5 | 104,2 | 104,5 | 103,5 |
Перспективные кластеры Самарской области |
|
|
|
|
|
Транспортно-логистический кластер | 100 | 104,8 | 104,0 | 104,0 | 103,0 |
Туристско-рекреационный кластер | 100 | 106,8 | 103,0 | 103,5 | 103,2 |
Агроиндустриальный кластер | 100 | 106,7 | 103,0 | 102,1 | 101,5 |
Кластер информационно-телекоммуникационных технологий (вкл. бизнес - услуги) | 100 | 105,5 | 105,0 | 107,3 | 105,0 |
Медицинско-фармацевтический кластер | 100 | 105,0 | 102,0 | 103,3 | 102,2 |
Остальные сектора, отрасли и виды производств |
|
|
|
|
|
Энергетика | 100 | 103,5 | 102,0 | 102,2 | 101,4 |
Строительство | 100 | 112,3 | 104,1 | 103,5 | 102,5 |
Коммунальное хозяйство | 100 | 104,6 | 103,6 | 103,4 | 102,2 |
Рециклинг и управление отходами | 100 | 105,0 | 103,2 | 104,5 | 103,3 |
Прочие виды деятельности |
| Российский сценарий Е1 |
Производительность труда
В инерционном сценарии развития Самарской области производительность труда будет прирастать средним темпом 3,5% в год. Оценка вклада основных факторов в общий рост производительности труда приведена в таблице 2.2.3.4.
Таблица 2.2.3.4 - Оценка факторов роста производительности труда для Самарской области (в среднем по экономике)
№ | Факторы роста | Значение |
1 | Прирост производительности труда за счет материально-технических факторов (технический прогресс, повышение качества продукции, инновации), % в год | 1,7 |
2 | Прирост производительности труда за счет социально-экономических факторов (повышение квалификации, переподготовка, развитие профтехобразования, наставничество), % в год | 1,0 |
3 | Прирост производительности труда за счет организационных факторов (организация и нормировка труда, загрузка занятых), % в год | 0,8 |
| Итого | 3,5 |
Инфляция
Динамика цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий взята из «российского» сценария Е1. По другим «инфляционным» позициям за основу взят также российский сценарий Е1, но с некоторыми поправками, в частности, ИПЦ взят выше среднероссийского уровня для варианта Е1 на 1% в среднегодовом исчислении.
Темп роста прожиточного минимума взят в среднем на 1% выше темпа роста ИПЦ.
Инвестиции в основной капитал
На горизонте 2011-2014 годов инвестиции в основной капитал осуществляются в темпах, соответствующих сценарным условиям для инерционного варианта. В дальнейшем темпы роста инвестиций будут невысокими, что не позволит увеличить норму накопления основного капитала свыше 20%. Планируется незначительный рост государственных инвестиций из областного бюджета. Основными направлениями инвестирования останутся транспортный комплекс, ЖКХ и социально-культурная инфраструктура. Ограниченность финансовых ресурсов приведет к замедлению темпов роста инвестиций в экономике в целом.
Потенциал основных фондов будет расти в темпе инвестиций в основной капитал за минусом выбытия этих фондов в результате физического и морального износа с учетом интенсивности потребления капитала видов экономической деятельности и темпа технического прогресса (1,5-2% в год).
Внешнеэкономическая деятельность
В инерционном сценарии предполагается следующая динамика внешнеэкономической деятельности:
- экспорт по-прежнему будет сориентирован на поставки нефти, нефтепродуктов и химической продукции, который будет расти в темпе роста соответствующих видов деятельности;
- доля экспортируемой продукции в химических и машиностроительных отраслях практически не растет. Темп роста экспортируемой продукции будет отставать от темпа роста выпуска экономики;
- тенденция роста импорта товаров усиливается на протяжении всего прогнозного периода;
- доля импорта металлов и изделий из них в промежуточном потреблении обрабатывающих производств не снижается;
- доля импорта в создании новой стоимости (закупки оборудования) растет в 1,5 раза к концу горизонта прогнозирования;
- доля импорта продукции химической промышленности в промежуточном потреблении обрабатывающих производств увеличивается к 2030 году в 1,4 раза.
Налоговая и бюджетная политика
Сценарий налоговой и бюджетной политики для инерционного варианта развития совпадает с соответствующим сценарием для инновационного варианта.
Уровень жизни
Динамика сценарных параметров уровня жизни для инерционного варианта развития совпадает с динамикой соответствующих сценарных параметров для инновационного варианта.
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года Содержание
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области 4
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области 290
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области 317
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области 340
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии 352
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области
- 1.1. Текущие показатели и характеристика социально-экономического развития Самарской области
- 1.1.1. Социальное развитие
- На 100 тыс. Человек населения
- 1.1.2. Экономическое развитие
- 1.2. Step- и swot-анализ социально-экономического положения Самарской области
- 1.2.1. Step – Социальные проблемы развития (s)
- 1.2.2. Swot – Социальная сфера (s)
- 1.2.3. Step – Пространственно-территориальные проблемы развития (t)
- 1.2.4. Swot – Пространственно-территориальная сфера (t)
- 1.2.5. Step – Экономические проблемы развития (e)
- 1.2.6. Swot – Экономическая сфера (e)
- 1.2.7. Step – Политико-правовые проблемы развития (p)
- 1.2.8. Swot – Политико-правовая сфера (p)
- 1.3. Конкурентные преимущества Самарской области
- 2. Образ будущего, целевые ориентиры и основные прогнозные сценарии развития Самарской области
- 2.1. Внешние и внуренние факторы развития Самарской области
- 2.2. Прогнозные сценарии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года
- 2.2.1. Целевые ориентиры развития Самарской области
- 2.2.2. Инновационный сценарий развития Самарской области
- 2.2.3. Инерционный сценарий развития Самарской области
- 3. Миссия, приоритетные направления, стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.1. Миссия и девиз Самарской области
- 3.2. Приоритетные направления развития Самарской области
- 3.3. Стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.4. Стратегические проекты – драйверы роста Самарской области
- 3.5. Этапы развития Самарской области
- 4. Основные тенденции социального развития Самарской области
- 4.1. Здравоохранение
- 4.1.1. Основные направления и тенденции развития здравоохранения
- 4.1.2. Ожидаемые результаты развития здравоохранения
- 4.2. Образование
- 4.2.1. Основные направления и тенденции развития в сфере образования
- 4.2.2. Ожидаемые результаты развития сферы образования
- 4.3. Культура
- 4.3.1. Основные направления и тенденции развития в сфере культуры
- 4.3.2. Ожидаемые результаты развития в сфере культуры
- 4.4. Спорт
- 4.4.1. Основные направления и тенденции развития занятости спортом
- 4.4.2. Ожидаемые результаты развития занятости спортом
- 4.5. Экология
- 4.5.1. Текущая ситуация и проблемы экологического развития
- 4.5.2. Основные направления и тенденции экологического развития
- 4.5.3. Ожидаемые результаты развития в сфере экологического развития
- 4.6. Социальная защита
- 4.6.1. Основные направления и тенденции развития социальной защиты
- 4.6.2. Ожидаемые результаты развития социальной защиты населения
- 4.7. Уровень жизни населения
- 4.7.1. Основные направления и тенденции повышения уровня жизни населения
- 4.7.2. Ожидаемые результаты повышения уровня жизни населения
- К 2030 году
- 5. Развитие традиционных и формирование перспективных кластеров Самарской области
- 2.1. Нефтепереработка и нефтехимия.
- 2.2. Автомобилестроение.
- 2.3. Ракетно-космическая промышленность.
- 2.4. Авиационная промышленность.
- 2.5. Двигателестроение.
- 2.6. Химическая промышленность
- 5.1. Базовые кластеры Самарской области
- 5.1.1. Автомобильный кластер
- 5.1.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.1.2. Структура кластера
- 5.1.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.1.2. Аэрокосмический кластер
- 5.1.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.2.2. Структура кластера
- 5.1.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.2.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.3. Кластер нефтедобычи и нефтепереработки
- 5.1.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.3.2. Структура кластера
- 5.1.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.3.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.3.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.4. Химический кластер
- 5.1.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.4.2. Структура кластера
- 5.1.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.4.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.2. Перспективные кластеры Самарской области
- 5.2.1. Агроиндустриальный кластер
- 5.2.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.1.2. Структура кластера
- 5.2.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.1.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.2. Транспортно-логистический кластер
- 5.2.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.2.2. Структура кластера
- 5.2.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.2.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.3. Туристско-рекреационный кластер
- 5.2.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.3.2. Структура кластера
- 5.2.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.4. Кластер информационно-телекоммуникационных технологий
- 5.2.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.4.2. Структура кластера
- 5.2.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.4.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.5. Медицинско-фармацевтический кластер
- 5.2.5.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.5.2. Структура кластера
- 5.2.5.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.5.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.5.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.5.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.5.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.3. Остальные сектора, отрасли и виды производств
- 5.3.1. Энергетика
- 5.3.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.1.2. Структура кластера
- 5.3.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.3.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.2. Строительство
- 5.3.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.2.2. Структура кластера
- 5.3.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.2.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.3. Коммунальное хозяйство
- 5.3.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.3.2. Структура кластера
- 5.3.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.4. Рециклинг и управление отходами
- 5.3.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.4.2. Структура кластера
- 5.3.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.4.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области
- 6.1. Характеристика Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов
- Р исунок 6.1.1 - Картосхема Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов Самарской области
- 6.2. Территориальное деление по признаку организации производства
- 6.3. Полюса роста экономики Самарской области
- 6.4. Особенности и направления территориально-пространственного развития субрегионов
- 6.4.1. Самарско-Тольяттинская агломерация
- 6.4.2. Сызранский субрегион
- 6.4.4. Отрадненский субрегион
- 6.4.5. Нефтегорский субрегион
- 6.4.6. Похвистневский субрегион
- 6.4.7. Сергиевский субрегион
- 6.4.8. Южный субрегион
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области
- 7.1. Расширение рынков сбыта для продукции и услуг, производимых в Самарской области
- 7.1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке товаров
- 7.1.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке услуг
- 7.1.3. Меры по стимулированию развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области
- 7.2. Повышение инвестиционной привлекательности Самарской области для иностранных контрагентов
- 7.2.1. Меры по улучшению инвестиционного климата Самарской области
- 7.3. Использование новых возможностей для экономики Самарской области после вступления России в вто
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области
- 8.1. Индикативные показатели реализации инновационного сценария социально-экономического развития
- 8.2. Индикативные показатели реализации инерционного сценария социально-экономического развития
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии
- 9.1. Механизмы реализации стратегии
- 9.1.1. Кредитно-финансовые механизмы
- 9.1.2. Информационные механизмы
- 9.1.3. Социально-инфраструктурные механизмы
- 9.1.4. Экономические механизмы
- 9.1.5. Техническое регулирование
- 9.1.6. Политические механизмы
- 9.1.7. Внешнеторговая и межрегиональная политика
- 9.1.8. Промышленно-инфраструктурные механизмы
- 9.1.9. Перечень механизмов реализации стратегии
- 9.2. Дорожная карта реализации стратегии