2.2.2. Инновационный сценарий развития Самарской области
Демография
Формирование сценарных параметров демографического развития базируется на попытках создания социально-экономических предпосылок для стабилизации численности населения и возможного демографического роста на основе использования как воспроизводственных, так и миграционных ресурсов. Для рассматриваемых вариантов развития демографический сценарий отличается индивидуальными коэффициентами рождаемости и смертности, а также коэффициентом миграционного прироста.
Инновационный вариант развития исходит из:
- сохранения достаточно высокого уровня рождаемости с учетом повышения доли вторых и более рождений. Этому будут способствовать реализуемые меры демографической направленности, в том числе по поддержке семьи, материнства и детства, укрепление репродуктивного здоровья граждан, содействие в улучшении жилищных условий многодетным семьям и т.д.
Суммарный показатель рождаемости (число родившихся на 1000 женщин фертильного возраста) в прогнозируемом периоде будет находиться в пределах 43-40 чел., тогда как в 2005 году он составлял 35,3 чел. Однако, сокращение численности населения репродуктивного возраста не позволит увеличить общий уровень рождаемости;
- сокращения возрастных коэффициентов смертности за счет сохранения и укрепления здоровья граждан, популяризации здорового образа жизни, снижения уровня заболеваемости, повышения качества медицинской помощи и развития профилактических мероприятий. В то же время, старение населения и рост численности населения пожилых возрастов не позволит ожидать сокращения общего показателя смертности, в прогнозном периоде он стабилизируется на уровне 15,6-15,7 промилле. Средний возраст населения с 40 лет в 2010 году вырастет с 39 лет до 42,8 лет;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни граждан, в том числе увеличение продолжительности активной и здоровой жизни граждан, сокращения разницы между продолжительностью жизни женщин и мужчин. В целом за прогнозируемый период продолжительность жизни населения вырастет почти на 7 лет по сравнению с оценкой 2010 года (68,3 года);
- сохранения миграционного прироста на максимально возможных уровнях: 31 – 32 человек на 10 000 человек населения области или порядка 10 тысяч мигрантов в год на всем горизонте прогнозирования. Большинство мигрантов находятся в активном трудоспособном возрасте, что положительно влияет на возрастную структуру населения, а также возмещает естественные потери населения.
Демографический сценарий приведен в Таблице 2.2.2.1.
Таблица 2.2.2.1 - Динамика общих коэффициентов рождаемости и смертности
Основные демографические показатели | Ед. измерения | 2010 | 2011-2015 | 2016-2020 | 2021-2030 |
Среднее за период | Среднее за период | Среднее за период | |||
Общий коэффициент рождаемости | Чел. на 1000 жит. | 11,6 | 11,3 | 10,0 | 9,1 |
Общий коэффициент смертности | Чел. на 1000 жит. | 15,2 | 15,7 | 15,6 | 15,7 |
Ожидаемая динамика численности населения на горизонте прогнозирования приведена в таблице 2.2.2.2. За первые 10 лет численность населения сократится на 1,7% по отношению к 2010 году, за вторые 10 лет – еще на 3,2%. В целом, падение численности населения к концу горизонта прогнозирования ожидается на уровне 4,9%.
Таблица 2.2.2.2 - Ожидаемая динамика численности населения на горизонте прогнозирования
Демографические показатели в среднем за год | Ед. измерения | 2010 | 2015 | 2020 | 2025 | 2030 |
Численность населения | тыс. чел | 3 217,4 | 3 198,2 | 3 161,6 | 3 113,6 | 3 060,1 |
Численность населения в трудоспособном возрасте | тыс. чел | 1 991,3 | 1 866,1 | 1 759,8 | 1 714,7 | 1 683,8 |
Численность населения в пенсионном возрасте | тыс. чел | 741,6 | 800,3 | 848,2 | 869,3 | 892,9 |
Дети до 16 лет | тыс. чел | 484,3 | 531,8 | 553,6 | 529,6 | 483,5 |
Миграционный прирост | тыс. чел | 7,8 | 10,1 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
Трудовые ресурсы
К 2030 году выбытие населения в трудоспособном возрасте составит 308 тыс. человек по сравнению с 2010 годом (или на 15%). Ежегодное выбытие населения в трудоспособном возрасте колеблется от 10 тыс. до 35 тыс. человек. В процентном выражении (к численности населения трудоспособного возраста в базовом году) выбытие трудоспособного населения колеблется от 1,7% в год (в первые 7 лет) до 0,5% годовых в конце прогнозного периода. Аналогично выбывают трудовые ресурсы.
Динамика развития кластеров
В таблице 2.2.2.3 приведены средние темпы роста выпуска товаров и услуг по рассматриваемым кластерам на временных горизонтах прогноза.
Таблица 2.2.2.3 - Динамика развития кластеров, %
Наименование кластера | 2010 г. | 2010-2014 гг. | 2015 г. | 2016-2020 гг. | 2021-2030 гг. |
Средние темпы роста | Средние темпы роста | Средние темпы роста | Средние темпы роста | ||
Базовые кластеры Самарской области |
|
|
|
|
|
Автомобильный кластер | 100 | 110,5 | 102,9 | 102,7 | 102,1 |
Аэрокосмический кластер | 100 | 110,1 | 107,9 | 108,3 | 106,9 |
Кластер нефтедобычи и нефтепереработки | 100 | 103,2 | 104,0 | 103,0 | 102,8 |
Химический кластер | 100 | 106,5 | 106,7 | 110,6 | 107,8 |
Перспективные кластеры Самарской области |
|
|
|
|
|
Транспортно-логистический кластер | 100 | 104,8 | 105,4 | 109,0 | 107,2 |
Туристско-рекреационный кластер | 100 | 106,8 | 107,0 | 107,5 | 105,6 |
Агроиндустриальный кластер | 100 | 107,5 | 104,1 | 103,7 | 103,4 |
Кластер информационно-телекоммуникационных технологий (вкл. бизнес - услуги) | 100 | 105,5 | 106,2 | 115,3 | 108,9 |
Медицинско-фармацевтический кластер | 100 | 105,0 | 104,1 | 110,6 | 106,2 |
Остальные сектора, отрасли и виды производств |
|
|
|
|
|
Энергетика | 100 | 103,5 | 103,7 | 104,8 | 103,7 |
Строительство | 100 | 112,3 | 108,2 | 106,8 | 106,7 |
Коммунальное хозяйство | 100 | 104,6 | 104,6 | 105,4 | 102,8 |
Рециклинг и управление отходами | 100 | 105,0 | 104,4 | 110,8 | 107,2 |
Прочие виды деятельности |
| Российский сценарий Inn |
Малый и средний бизнес
Для разрабатываемого сценария предполагается опережающее развитие малого и среднего предпринимательства Самарской области по сравнению с ожидаемыми российскими темпами развития малого и среднего предпринимательства. При этом доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме оборота товаров и услуг растет к концу горизонта прогнозирования:
- для ВЭД «РАЗДЕЛ D: Обрабатывающие производства» - в 1,5 раза;
- для ВЭД «РАЗДЕЛ F: Строительство» – в 1,4 раза;
- для ВЭД «РАЗДЕЛ G: Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» – в 1,2 раза;
- для ВЭД «РАЗДЕЛ I: Транспорт и связь» - в 2 раза.
Производительность труда
В инновационном сценарии развития Самарской области производительность труда будет прирастать средним темпом около 6,5% в год. Оценка вклада основных факторов в общий рост производительности труда приведена в таблице 2.2.2.4.
Таблица 2.2.2.4 - Оценка факторов роста производительности труда для Самарской области (в среднем по экономике)
№ | Факторы роста | Значение |
1 | Прирост производительности труда за счет материально-технических факторов (технический прогресс, повышение качества продукции, инновации), % в год | 3,5 |
2 | Прирост производительности труда за счет социально-экономических факторов (повышение квалификации, переподготовка, развитие профтехобразования, наставничество), % в год | 1,5 |
3 | Прирост производительности труда за счет организационных факторов (организация и нормировка труда, загрузка занятых), % в год | 1,5 |
| Итого | 6,5 |
Инфляция
Динамика цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий соответствует «российскому» сценарию Inn [1]. По другим «инфляционным» позициям за основу взят также российский сценарий Inn, но с некоторыми поправками.
По российскому сценарию Inn имеем следующую динамику цен (Таблица 2.2.2.5):
Таблица 2.2.2.5 - Рост цен и тарифов по сценарию Inn [1]
Показатель | 2030 год к 2010 году, % |
Инфляция (ИПЦ) | 223,4 |
Розничный товарооборот, индекс-дефлятор | 209,2 |
Электроэнергия (отпущенная, в среднем за год): рост цен и регулируемых тарифов для всех категорий потребителей | 297,8 |
Газ природный (оптовые цены, в среднем): рост среднего тарифа (для всех категорий потребителей) | 468,7 |
Промышленное производство, индекс-дефлятор | 241,0 |
В российском сценарии промышленность «не реагирует» на бурный рост цен на ТЭР за период с 2010 по 2017 годы. Энергосберегающими мероприятиями такой рост цен на энергоносители компенсировать невозможно, поэтому следует ожидать рост доли промежуточного потребления (снижение доли ВДС) в видах экономической деятельности, не связанных с производством газа и электроэнергии, особенно на горизонте 2011-2017 годов.
Из таблицы видно, что уровень ИПЦ следует признать заниженным. Заниженный ИПЦ искусственно увеличивает реальные доходы населения, но его принятие несет в себе угрозу дисбаланса в прогнозных оценках.
В настоящем расчете ИПЦ взят выше среднероссийского уровня на 1% в среднегодовом исчислении; а рост ИПЦ на горизонте прогнозирования (2030 год к 2010 году) принят на уровне 250%.
При прогнозных расчетах индексы-дефляторы обрабатывающих производств приняты выше среднероссийских индексов промышленного производства, поскольку в самарской экономике выше доля машиностроения.
Темп роста прожиточного минимума взят в среднем на 1% выше темпа роста ИПЦ.
Опережающий рост цен на энергоносители, с одной стороны, способствует энергосбережению, с другой стороны, увеличивает долю добавленной стоимости в неэнергетических видах деятельности, поэтому до 2017 года энергоемкость ВРП снижается относительно медленно.
Инвестиции в основной капитал
Инновационный вариант базируется на интенсивных структурных сдвигах в пользу высокотехнологичного и инфраструктурного секторов экономики, предполагает значительные объемы капитальных вложений и высокие темпы роста. Инновационный вариант ориентирован на реализацию портфеля инвестиционных проектов общенационального и стратегического значения и реализацию национальных проектов в сфере жилищного строительства, здравоохранения, образования и сельского хозяйства и предусматривает активное участие федерального и областного бюджетов в их финансировании. Рост интереса иностранных инвесторов к Самарскому региону в прогнозном периоде объясняется, в основном, реализацией ряда крупных инвестиционных проектов. Особое влияние на увеличение притока иностранных инвестиций окажет реализация проектов по созданию особых экономических зон.
На горизонте 2011-2014 годов инвестиции в основной капитал осуществляются в темпах, соответствующих сценарным условиям для инновационного варианта. В дальнейшем инвестиционная политика нацелена на поддержание роста соответствующих видов экономической деятельности с сохранением необходимого запаса производственных мощностей.
Внешнеэкономическая деятельность
В сценарии предполагается следующая динамика внешнеэкономической деятельности:
- увеличиваются доли отечественных товаров и услуг на региональном потребительском рынке (в 1,5 раза к концу горизонта прогнозирования);
- растет доля экспортируемой продукции в химических и машиностроительных отраслях (на 20 процентных пунктов);
- растет доля экспорта высокотехнологичной продукции (машин, оборудования и транспортных средств) в выпуске машиностроительных отраслей (в 2 раза);
- темп роста экспортируемой продукции будет отставать от темпа роста выпуска экономики, поскольку экспорт топливно-энергетических ресурсов, составлявший в 2010 году 85% от всего экспорта, будет расти незначительно;
- доля импорта металлов и изделий из них в промежуточном потреблении обрабатывающих производств снижается в 2 раза к 2030 году;
- доля импорта в создании новой стоимости (закупки оборудования) снижается в 1,7 раза к концу горизонта прогнозирования за счет роста импортозамещения;
- доля импорта продукции химической промышленности в промежуточном потреблении обрабатывающих производств снижается к 2030 году в 1,8 раза.
Тем не менее, объем импорта продолжает расти, правда, относительно роста валового выпуска экономики рост импорта отстает в 1,5 раза.
Налоговая и бюджетная политика
Основными задачами налоговой и бюджетной политики является создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость. Повышению доходного потенциала бюджетной системы будут способствовать:
- проведение мониторинга эффективности предоставления налоговых льгот;
- индексация ставок акцизов на подакцизную продукцию с учетом реально складывающейся экономической ситуации;
- установление ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа в зависимости от мировых цен на углеводородное сырье;
- совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов (введение патентной системы налогообложения для применения индивидуальными предпринимателями, сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а с 2014 года ее отмена);
- введение налога на недвижимость, предусматривающего взимание налога исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества;
- дальнейшее совершенствование налогового администрирования.
В целях сокращения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты на 2012-2013 годы снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы налогоплательщиков с 34% до 30%. Для плательщиков, применяющих льготный тариф (26%), а также для социально ориентированных некоммерческих организаций тариф понижен до 20%.
Межбюджетные отношения и пропорции распределения налоговых и неналоговых доходов между уровнями бюджетной системы не претерпят существенных изменений.
Приоритетом расходов консолидированного бюджета области будет оставаться повышение уровня жизни населения и безусловное выполнение социальных обязательств.
Уровень жизни
Реализация инновационного варианта предполагает существенное повышение уровня жизни населения Самарской области, значительное сокращение доли бедного населения. Основные параметры сценария в сфере уровня жизни приведены в Таблице 2.2.2.6.
Таблица 2.2.2.6 - Индикаторы уровня жизни населения Самарской области
| 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2030 г. |
Рост реального скорректированного дохода (с учетом социальных трансфертов) в расчете на душу населения к базовому году, раз | 1,00 | 1,27 | 1,686 | 3,135 |
Децильный коэффициент дифференциации доходов (коэффициент фондов, в среднем за год) | 20,6 | 15,3 | 13,6 | 14,3 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % | 15,9 | 10,2 | 5,4 | 3,3 |
Коэффициент замещения для пенсионных доходов, % | 41,2 | 34,5 | 35,1 | 37,6 |
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года Содержание
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области 4
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области 290
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области 317
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области 340
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии 352
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области
- 1.1. Текущие показатели и характеристика социально-экономического развития Самарской области
- 1.1.1. Социальное развитие
- На 100 тыс. Человек населения
- 1.1.2. Экономическое развитие
- 1.2. Step- и swot-анализ социально-экономического положения Самарской области
- 1.2.1. Step – Социальные проблемы развития (s)
- 1.2.2. Swot – Социальная сфера (s)
- 1.2.3. Step – Пространственно-территориальные проблемы развития (t)
- 1.2.4. Swot – Пространственно-территориальная сфера (t)
- 1.2.5. Step – Экономические проблемы развития (e)
- 1.2.6. Swot – Экономическая сфера (e)
- 1.2.7. Step – Политико-правовые проблемы развития (p)
- 1.2.8. Swot – Политико-правовая сфера (p)
- 1.3. Конкурентные преимущества Самарской области
- 2. Образ будущего, целевые ориентиры и основные прогнозные сценарии развития Самарской области
- 2.1. Внешние и внуренние факторы развития Самарской области
- 2.2. Прогнозные сценарии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года
- 2.2.1. Целевые ориентиры развития Самарской области
- 2.2.2. Инновационный сценарий развития Самарской области
- 2.2.3. Инерционный сценарий развития Самарской области
- 3. Миссия, приоритетные направления, стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.1. Миссия и девиз Самарской области
- 3.2. Приоритетные направления развития Самарской области
- 3.3. Стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.4. Стратегические проекты – драйверы роста Самарской области
- 3.5. Этапы развития Самарской области
- 4. Основные тенденции социального развития Самарской области
- 4.1. Здравоохранение
- 4.1.1. Основные направления и тенденции развития здравоохранения
- 4.1.2. Ожидаемые результаты развития здравоохранения
- 4.2. Образование
- 4.2.1. Основные направления и тенденции развития в сфере образования
- 4.2.2. Ожидаемые результаты развития сферы образования
- 4.3. Культура
- 4.3.1. Основные направления и тенденции развития в сфере культуры
- 4.3.2. Ожидаемые результаты развития в сфере культуры
- 4.4. Спорт
- 4.4.1. Основные направления и тенденции развития занятости спортом
- 4.4.2. Ожидаемые результаты развития занятости спортом
- 4.5. Экология
- 4.5.1. Текущая ситуация и проблемы экологического развития
- 4.5.2. Основные направления и тенденции экологического развития
- 4.5.3. Ожидаемые результаты развития в сфере экологического развития
- 4.6. Социальная защита
- 4.6.1. Основные направления и тенденции развития социальной защиты
- 4.6.2. Ожидаемые результаты развития социальной защиты населения
- 4.7. Уровень жизни населения
- 4.7.1. Основные направления и тенденции повышения уровня жизни населения
- 4.7.2. Ожидаемые результаты повышения уровня жизни населения
- К 2030 году
- 5. Развитие традиционных и формирование перспективных кластеров Самарской области
- 2.1. Нефтепереработка и нефтехимия.
- 2.2. Автомобилестроение.
- 2.3. Ракетно-космическая промышленность.
- 2.4. Авиационная промышленность.
- 2.5. Двигателестроение.
- 2.6. Химическая промышленность
- 5.1. Базовые кластеры Самарской области
- 5.1.1. Автомобильный кластер
- 5.1.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.1.2. Структура кластера
- 5.1.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.1.2. Аэрокосмический кластер
- 5.1.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.2.2. Структура кластера
- 5.1.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.2.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.3. Кластер нефтедобычи и нефтепереработки
- 5.1.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.3.2. Структура кластера
- 5.1.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.3.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.3.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.4. Химический кластер
- 5.1.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.4.2. Структура кластера
- 5.1.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.4.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.2. Перспективные кластеры Самарской области
- 5.2.1. Агроиндустриальный кластер
- 5.2.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.1.2. Структура кластера
- 5.2.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.1.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.2. Транспортно-логистический кластер
- 5.2.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.2.2. Структура кластера
- 5.2.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.2.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.3. Туристско-рекреационный кластер
- 5.2.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.3.2. Структура кластера
- 5.2.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.4. Кластер информационно-телекоммуникационных технологий
- 5.2.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.4.2. Структура кластера
- 5.2.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.4.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.5. Медицинско-фармацевтический кластер
- 5.2.5.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.5.2. Структура кластера
- 5.2.5.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.5.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.5.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.5.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.5.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.3. Остальные сектора, отрасли и виды производств
- 5.3.1. Энергетика
- 5.3.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.1.2. Структура кластера
- 5.3.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.3.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.2. Строительство
- 5.3.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.2.2. Структура кластера
- 5.3.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.2.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.3. Коммунальное хозяйство
- 5.3.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.3.2. Структура кластера
- 5.3.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.4. Рециклинг и управление отходами
- 5.3.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.4.2. Структура кластера
- 5.3.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.4.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области
- 6.1. Характеристика Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов
- Р исунок 6.1.1 - Картосхема Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов Самарской области
- 6.2. Территориальное деление по признаку организации производства
- 6.3. Полюса роста экономики Самарской области
- 6.4. Особенности и направления территориально-пространственного развития субрегионов
- 6.4.1. Самарско-Тольяттинская агломерация
- 6.4.2. Сызранский субрегион
- 6.4.4. Отрадненский субрегион
- 6.4.5. Нефтегорский субрегион
- 6.4.6. Похвистневский субрегион
- 6.4.7. Сергиевский субрегион
- 6.4.8. Южный субрегион
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области
- 7.1. Расширение рынков сбыта для продукции и услуг, производимых в Самарской области
- 7.1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке товаров
- 7.1.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке услуг
- 7.1.3. Меры по стимулированию развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области
- 7.2. Повышение инвестиционной привлекательности Самарской области для иностранных контрагентов
- 7.2.1. Меры по улучшению инвестиционного климата Самарской области
- 7.3. Использование новых возможностей для экономики Самарской области после вступления России в вто
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области
- 8.1. Индикативные показатели реализации инновационного сценария социально-экономического развития
- 8.2. Индикативные показатели реализации инерционного сценария социально-экономического развития
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии
- 9.1. Механизмы реализации стратегии
- 9.1.1. Кредитно-финансовые механизмы
- 9.1.2. Информационные механизмы
- 9.1.3. Социально-инфраструктурные механизмы
- 9.1.4. Экономические механизмы
- 9.1.5. Техническое регулирование
- 9.1.6. Политические механизмы
- 9.1.7. Внешнеторговая и межрегиональная политика
- 9.1.8. Промышленно-инфраструктурные механизмы
- 9.1.9. Перечень механизмов реализации стратегии
- 9.2. Дорожная карта реализации стратегии