logo
Proekt_Strategii_SO-2030

5.2.3.4. Ключевые проблемы кластера

Анализ факторов, таких как географическое положение, инженерная и транспортная инфраструктура, природные ресурсы и экологические условия, инфраструктура рынка, информационное пространство и иных, выявляет сильные и слабые стороны развития туристского кластера в Самарской области.

Имея выгодное экономическое и географическое положение, Самарская область тем не менее уступает по объему въездного туризма Татарстану, Нижнему Новгороду и таким лидерам российского туризма, как Москва, Санкт-Петербург и города "Золотого кольца России".

Анализируя этот факт, можно сказать, что причиной недостаточного роста въездных туристских потоков является отсутствие четко сформированной системы взаимодействия между вовлеченными в процесс образования туристского предложения отраслями. Внутренний туризм зачастую воспринимается участниками туристского рынка как малоэффективное направление ввиду наличия значительного количества инфраструктурных издержек, повышенной степени риска частных вложений, отсутствия государственных гарантий безопасности деятельности.

Также в качестве проблемы кластера выделяется недостаточный уровень развития механизмов государственной поддержки развития и финансирования туристского обслуживания и низкая фондоотдача объектов туристской инфраструктуры. Как следствие, в Самарской области наблюдается неудовлетворительное состояние автомобильных дорог, ведущих к туристическим объектам, отсутствие специальных оборудованных стоянок, отсутствие стендов-карт, указывающих местоположение туристических объектов, и разметки туристических маршрутов и т.д.

При этом наблюдается несоответствие туристского потенциала и сложившейся системы торговли и потребительских услуг в сфере туризма. Например, отсутствие обустроенных береговых зон. Это приводит к невозможности обеспечения нормальной загрузки продуктов питания в четырехпалубные или любые другие большие суда. Грузовым автомобилям приходится разгружаться в районе набережной и оттуда с помощью грузчиков переносить продукты на теплоход. Аналогично, проблемой является и развитие береговой инфраструктуры. По прибытии теплоходов к месту экскурсии туристам негде купить сувениры. В наличии имеется ограниченное количество временных торговых точек, но назвать их полноценным представлением города и области нельзя.

Обновление парка речных судов является проблемой национального масштаба, поскольку в России речные суда не производятся. Стоимость строительства современного теплохода 40 млн. евро, срок окупаемости 35 лет, период эксплуатации – 50 лет.

Все это приводит к тому, что за последние 4 года зафиксировано относительное снижение темпов роста въездного и внутреннего туристского потока, который в среднем по Самарской области составляет около 10 % ежегодно.