2.1. Внешние и внуренние факторы развития Самарской области
В прогнозном периоде определяющее воздействие на экономику Самарской области будут оказывать следующие внешние факторы: состояние мировой и российской экономики, ценовая политика на мировых рынках, налоговые условия, таможенно-тарифная политика, параметры инфляции, динамика обменного курса рубля, экономические и социальные последствия вступления России в ВТО и др.
Основные параметры внешних условий, которые учитываются при прогнозе экономического развития Самарской области, соответствуют двум сценариям развития российской экономики на долгосрочный период, разработанным Министерством экономического развития – инновационному (Inn) и инерционному (E1) - и приведены в Таблице 2.1.1. Оба варианта исходят из аналогичных прогнозных оценок темпов роста мировой экономики и мировых цен на нефть. Остальные показатели варьируются по вариантам.4.
Таблица 2.1.1 - Внешние сценарные условия социально-экономического развития
Самарской области на 2011-2030 годы
Показатель | Вариант | 2011-2015 | 2016- 2020 | 2021- 2025 | 2026-2030 |
1. Внешнемировые и сопряженные с ними условия | |||||
Темпы роста мировой экономики, в % | Inn, E1 | 4,4 | 2,9 | 4,0 | 3,0 |
Цена (мировая) на нефть Urals, долларов США за баррель | Inn, E1 | 85 | 89 | 117 | 128 |
Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м | Inn | 292 | 309 | 406 | 448 |
E1 | 291 | 306 | 403 | 445 | |
2. Внутрироссийские условия | |||||
Динамика развития российской экономики, % (по вариантам) | Inn | 104,5 | 103,4 | 105,1 | 104,0 |
E1 | 103,4 | 101,9 | 103,7 | 102,6 | |
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США | Inn | 32,3 | 38,8 | 38,3 | 38,0 |
E1 | 31,8 | 36,0 | 34,4 | 34,3 | |
Индекс реального эффективного обменного курса рубля, 2010 г.=100 | Inn | 104,7 | 100,1 | 107,3 | 108,6 |
E1 | 103,9 | 95,1 | 99,3 | 101,2 | |
Инфляция (ИПЦ) в среднем за год, % к пред. году | Inn | 5,3 | 3,9 | 3,4 | 2,6 |
E1 | 4,4 | 3,7 | 3,4 | 2,6 | |
Индекс-дефлятор промышленного производства, % | Inn | 107,2 | 105,0 | 103,6 | 102,2 |
E1 |
|
|
|
| |
Индекс-дефлятор розничного товарооборота, % | Inn | 105,9 | 103,6 | 103,0 | 102,5 |
E1 |
|
|
|
| |
Индекс-дефлятор платных услуг населению, % | Inn | 107,6 | 105,4 | 104,4 | 103,1 |
E1 |
|
|
|
| |
Индекс-дефлятор инвестиций, % | Inn | 107,7 | 104,8 | 104,0 | 102,4 |
E1 |
|
|
|
| |
Цены (тарифы) на продукцию (услуги) естественных монополий |
|
|
|
|
|
электроэнергия - рост среднего тарифа (для всех категорий потребителей), % | Inn | 110,2 | 107,4 | 103,0 | 100,9 |
E1 | 110,2 | 107,3 | 102,4 | 100,9 | |
газ природный - рост среднего тарифа (для всех категорий потребителей), % | Inn | 114,8 | 112,3 | 104,4 | 101,2 |
E1 | 113,8 | 112,6 | 103,7 | 101,2 | |
железнодорожные перевозки грузов (в среднем за год, %) | Inn, E1 | 106,9 | 105,5 | 103,1 | 102,6 |
Инвестиции в основной капитал, % ВВП | Inn | 22,3 | 25,2 | 29,8 | 31,5 |
E1 |
|
|
|
| |
Государственные капитальные вложения (по бюджетной системе), % ВВП | Inn | 2,7 | 2,5 | 2,7 | 2,6 |
E1 | 3,2 | 3,8 | 4,1 | 4,0 | |
Рост производительности труда, % | Inn | 104,7 | 104,1 | 105,3 | 104,0 |
E1 |
|
|
|
| |
Рост реальной заработной платы, % | Inn | 105 | 104 | 106 | 105 |
E1 |
|
|
|
| |
Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой), руб./мес. | Inn | 10 247 | 15 396 | 22 140 | 31 525 |
E1 |
|
|
|
| |
Снижение энергоемкости ВВП, в % к предыдущему году, 2009 = 100% | Inn | 97,2 | 98,1 | 96,6 | 97,5 |
E1 |
|
|
|
| |
Расходы бюджетной системы, в % к ВВП | Inn | 38,1 | 38,3 | 36,4 | 35,3 |
E1 | 37,2 | 35,9 | 34,1 | 33,1 | |
Расходы на образование, в % к ВВП | Inn | 4,9 | 5,9 | 6,5 | 6,7 |
E1 | 4,6 | 4,7 | 4,8 | 4,8 | |
Расходы на здравоохранение, в % к ВВП | Inn | 4,9 | 5,9 | 6,5 | 6,7 |
E1 | 4,6 | 4,7 | 4,8 | 4,8 | |
Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к ВВП | Inn | 4,9 | 5,9 | 6,5 | 6,7 |
E1 | 4,6 | 4,7 | 4,8 | 4,8 |
Важным внешним фактором развития Самарской области является конкурентная среда как в целом в Приволжском федеральном округе, так и с соседними субъектами.
Матрица конкурентной среды, составленная на основании Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 165-р, представлена в Таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2 - Матрица конкурентной среды
| Республика Татарстан | Оренбургская область | Саратовская область | Ульяновская область |
Ведущая отрасль экономики Самарской области |
|
|
|
|
1.Производство автомобилей и автокомпонентов | + |
|
| + |
2. Авиакосмическое машиностроение | + |
|
| + |
3. Нефтедобыча и нефтепереработка | + | + |
|
|
4. Цветная металлургия |
| + |
|
|
5. Химия |
|
| + |
|
6. Электроэнергетика | + |
| + | + |
7. Сельское хозяйство | + | + | + | + |
Конкурентные преимущества Самарской области |
|
|
|
|
1. Развитый многоотраслевой промышленный комплекс, основу которого составляет высокотехнологичная обрабатывающая промышленность с высоким экспортным потенциалом | + | + |
| + |
2. Высокий транзитный потенциал | + | + | + |
|
3. Развитая транспортная инфраструктура | + |
| + | + |
4. Наличие запасов углеводородного сырья и других общераспространенных полезных ископаемых, а также мощностей по их добыче и комплексной переработке | + | + | + | + |
5. Наличие мощного научно-технологического потенциала, развитая инфраструктура инновационной деятельности | + |
| + |
|
6. Значительный агроресурсный потенциал |
|
|
| + |
7. Наличие уникальных туристско-рекреационных ресурсов | + |
|
| + |
8. Высокий уровень социальных гарантий | + |
|
|
|
Стратегические приоритеты развития Самарской области |
|
|
|
|
1а. Развитие, в том числе на основе модернизации существующих отраслей экономики |
| + | + | + |
1б. Развитие транспортно-логистических кластеров | + | + | + | + |
2. Развитие инновационной инфраструктуры | + |
|
|
|
Из матрицы конкурентной среды вытекают следующие выводы:
- все ведущие отрасли экономики Самарской области в той или иной степени представлены, как минимум, в одном из смежных с ней регионов. Таким образом, при определении долгосрочных приоритетов развития области следует учитывать возможности межрегиональной кооперации и вероятность возникновения конкурентных угроз;
- эксклюзивным конкурентным преимуществом Самарской области относительно всех смежных с ней регионов является наличие сформированной агломерации, на территории которой сконцентрированы высокотехнологичные перспективные кластеры (Самарско-Тольяттинская агломерация);
- особым приоритетом социально-экономического развития Самарской области является развитие инновационной инфраструктуры, аналог которой присутствует только в Республике Татарстан;
- особенностью Самарской области является упор на создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа и технопарков, а в социальной сфере – на комплексное освоение территорий в г. Самаре в целях массового жилищного строительства экономкласса.
Внутренние факторы развития Самарской области определяются имеющимися ресурсами (энергетичесими, минерально-сырьевыми, трудовыми), экономическим, инновационным потенциалом, динамикой основных макроэкономических показателей области на фоне ПФО.
С 2000 г. по 2009 г. рост физического объема ВРП Самарской области составил 131,1% при росте за этот период физического объема ВРП ПФО до 161%. По итогам 2009 года индекс физического объема ВРП Самаской области снизился по сравнению с 2008 годом на 19,6 п.п., в ПФО - на 7,5 п.п. По данному индикатору экономика Самарской области в 2010 году не вышла на докризисный уровень с отставанием в 12,8 п.п.
С 2000 г. по 2008 г. рост физического объема инвестиций в основной капитал Самарской области составил 235,5%, при росте за этот период инвестиций в целом по ПФО в 239,4%. По итогам 2009 г. физический объем инвестиций в основной капитал Самарской области по отношению к 2000 г. составил в результате кризисных явлений 169,5%, а в 2010 г. этот уровень повысился до 197,2%. Физический объем инвестиций в целом по ПФО составил в 2009 г. по отношению к 2000 г. – 199,9%, а в 2010 г. – 198,9%. Таким образом, по этому индикатору как Самарская область, так и ПФО к 2010 г. не смогли выйти на докризисный уровень. Отставание ПФО от уровня 2008 г. составило 40,5 п.п., в то время как отставание Самарской области – 38,3 п.п.
С 2000 г. по 2008 г. рост промышленного производства Самарской области составил 135,3%, при росте этого показателя в целом по ПФО 140,4%. По итогам 2009 г. базисный индекс промышленного производства Самарской области по отношению к 2000 г. упал в результате кризисных явлений до 109,2%, а в 2010 г. его значение возросло до 126,2%, не достигнув докризисного уровня на 9,1 п.п.
С 2001 г. по 2008 г. рост розничного товарооборота Самарской области составил 206,6%, при росте за этого показателя в целом по ПФО в 285,3%. В результате кризисных явлений в 2009 г. объем розничного товарооборота в Самарской области снизился на 8,2 п.п. (189,7% по отношению к 2000 г.), а по ПФО значение этого индикатора снизилось на 4,8 п.п. (271,6% по отношению к 2000 г.). В 2010 г. объем розничного товарооборота в Самарской области составил 206,2% по отношению к 2000 г., практически восстановив докризисный уровень. Розничный товарооборот ПФО в 2010 г. вышел на уровень 303,1%, превысив докризисный уровень на 17,8 п.п.
С 2000 г. по 2008 г. рост экспорта Самарской области составил 276,8%, при росте за этого показателя в целом по ПФО в 426,3%. В результате кризисных явлений в 2009 г. базисный индекс объема экспорта в Самарской области снизился на 128,1 п.п. и составил 148,7% по отношению к 2000 г., а в ПФО значение этого индекса снизилось на 172,2 п.п. и составило 254,1% по отношению к 2000 г. В 2010 г. объем экспорта в Самарской области составил 226% по отношению к 2000 г., не достигнув докризисного уровня. Объем экспорта ПФО в 2010 г. вышел на уровень 363,9%, , что на 62,4 п.п. ниже докризисного уровня.
С 2000 г. по 2008 г. рост импорта Самарской области составил 314,4%, при росте за этого показателя в целом по ПФО в 470,9%. Вследствие кризисных явлений в 2009 г. базисный индекс объема импорта в Самарской области снизился на 124,2 п.п. и составил 190,2% по отношению к 2000 г., а в ПФО значение этого индикатора снизилось на 169,1 п.п. и составило 301,8% по отношению к 2000 г. В 2010 г. объем импорта в Самарской области составил 260,4% по отношению к 2000 г., не достигнув докризисного уровня на 54 п.п. Объем импорта ПФО в 2010 г. вышел на уровень 372,2%, что на 98,7 п.п. ниже докризисного уровня.
С 2000 г. по 2008 г. рост реальных денежных доходов населения Самарской области составил 212,5%, при росте за этого показателя для населения ПФО до 240,3%. Несмотря на кризис, реальные денежные доходы населения в ПФО продолжали расти, хотя и с некоторым замедлением темпов роста. У населения Самарской области реальные денежные доходы упали по итогам 2008 г. на 1,7 п.п. по сравнению с предыдущим годом. В 2010 г. реальные денежные доходы населения Самарской области выросли по отношению к уровню 2001 г. почти в 2,3 раза (228,3%). Денежные доходы населения ПФО за этот период выросли более чем в 2,5 раза (253,2%).
Динамика уровня безработицы в Самарской области была идентична его динамике в ПФО. Его уровень в целом за период был в среднем ниже уровня безработицы в ПФО на 2,3 п.п.
Анализ взаимного позиционирования Самарской области и смежных с ней регионов по душевым показателям позволяет сделать вывод, что положение Самарской области относительно смежных с ней регионов в целом может ухудшиться. В долгосрочной перспективе регионы, смежные с Самарской областью, могут догнать последнюю по таким показателям, как ВРП на душу населения (при этом Республика Татарстан может опередить Самарскую область), инвестиции в основной капитал на душу населения (Республика Татарстан может увеличить свой отрыв от Самарской области). Неоднозначная динамика может наблюдаться по розничному товарообороту в расчете на душу населения и среднедушевым денежным доходам.
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года Содержание
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области 4
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области 290
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области 317
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области 340
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии 352
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области
- 1.1. Текущие показатели и характеристика социально-экономического развития Самарской области
- 1.1.1. Социальное развитие
- На 100 тыс. Человек населения
- 1.1.2. Экономическое развитие
- 1.2. Step- и swot-анализ социально-экономического положения Самарской области
- 1.2.1. Step – Социальные проблемы развития (s)
- 1.2.2. Swot – Социальная сфера (s)
- 1.2.3. Step – Пространственно-территориальные проблемы развития (t)
- 1.2.4. Swot – Пространственно-территориальная сфера (t)
- 1.2.5. Step – Экономические проблемы развития (e)
- 1.2.6. Swot – Экономическая сфера (e)
- 1.2.7. Step – Политико-правовые проблемы развития (p)
- 1.2.8. Swot – Политико-правовая сфера (p)
- 1.3. Конкурентные преимущества Самарской области
- 2. Образ будущего, целевые ориентиры и основные прогнозные сценарии развития Самарской области
- 2.1. Внешние и внуренние факторы развития Самарской области
- 2.2. Прогнозные сценарии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года
- 2.2.1. Целевые ориентиры развития Самарской области
- 2.2.2. Инновационный сценарий развития Самарской области
- 2.2.3. Инерционный сценарий развития Самарской области
- 3. Миссия, приоритетные направления, стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.1. Миссия и девиз Самарской области
- 3.2. Приоритетные направления развития Самарской области
- 3.3. Стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.4. Стратегические проекты – драйверы роста Самарской области
- 3.5. Этапы развития Самарской области
- 4. Основные тенденции социального развития Самарской области
- 4.1. Здравоохранение
- 4.1.1. Основные направления и тенденции развития здравоохранения
- 4.1.2. Ожидаемые результаты развития здравоохранения
- 4.2. Образование
- 4.2.1. Основные направления и тенденции развития в сфере образования
- 4.2.2. Ожидаемые результаты развития сферы образования
- 4.3. Культура
- 4.3.1. Основные направления и тенденции развития в сфере культуры
- 4.3.2. Ожидаемые результаты развития в сфере культуры
- 4.4. Спорт
- 4.4.1. Основные направления и тенденции развития занятости спортом
- 4.4.2. Ожидаемые результаты развития занятости спортом
- 4.5. Экология
- 4.5.1. Текущая ситуация и проблемы экологического развития
- 4.5.2. Основные направления и тенденции экологического развития
- 4.5.3. Ожидаемые результаты развития в сфере экологического развития
- 4.6. Социальная защита
- 4.6.1. Основные направления и тенденции развития социальной защиты
- 4.6.2. Ожидаемые результаты развития социальной защиты населения
- 4.7. Уровень жизни населения
- 4.7.1. Основные направления и тенденции повышения уровня жизни населения
- 4.7.2. Ожидаемые результаты повышения уровня жизни населения
- К 2030 году
- 5. Развитие традиционных и формирование перспективных кластеров Самарской области
- 2.1. Нефтепереработка и нефтехимия.
- 2.2. Автомобилестроение.
- 2.3. Ракетно-космическая промышленность.
- 2.4. Авиационная промышленность.
- 2.5. Двигателестроение.
- 2.6. Химическая промышленность
- 5.1. Базовые кластеры Самарской области
- 5.1.1. Автомобильный кластер
- 5.1.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.1.2. Структура кластера
- 5.1.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.1.2. Аэрокосмический кластер
- 5.1.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.2.2. Структура кластера
- 5.1.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.2.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.3. Кластер нефтедобычи и нефтепереработки
- 5.1.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.3.2. Структура кластера
- 5.1.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.3.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.3.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.4. Химический кластер
- 5.1.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.4.2. Структура кластера
- 5.1.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.4.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.2. Перспективные кластеры Самарской области
- 5.2.1. Агроиндустриальный кластер
- 5.2.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.1.2. Структура кластера
- 5.2.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.1.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.2. Транспортно-логистический кластер
- 5.2.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.2.2. Структура кластера
- 5.2.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.2.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.3. Туристско-рекреационный кластер
- 5.2.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.3.2. Структура кластера
- 5.2.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.4. Кластер информационно-телекоммуникационных технологий
- 5.2.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.4.2. Структура кластера
- 5.2.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.4.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.5. Медицинско-фармацевтический кластер
- 5.2.5.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.5.2. Структура кластера
- 5.2.5.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.5.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.5.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.5.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.5.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.3. Остальные сектора, отрасли и виды производств
- 5.3.1. Энергетика
- 5.3.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.1.2. Структура кластера
- 5.3.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.3.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.2. Строительство
- 5.3.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.2.2. Структура кластера
- 5.3.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.2.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.3. Коммунальное хозяйство
- 5.3.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.3.2. Структура кластера
- 5.3.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.4. Рециклинг и управление отходами
- 5.3.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.4.2. Структура кластера
- 5.3.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.4.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области
- 6.1. Характеристика Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов
- Р исунок 6.1.1 - Картосхема Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов Самарской области
- 6.2. Территориальное деление по признаку организации производства
- 6.3. Полюса роста экономики Самарской области
- 6.4. Особенности и направления территориально-пространственного развития субрегионов
- 6.4.1. Самарско-Тольяттинская агломерация
- 6.4.2. Сызранский субрегион
- 6.4.4. Отрадненский субрегион
- 6.4.5. Нефтегорский субрегион
- 6.4.6. Похвистневский субрегион
- 6.4.7. Сергиевский субрегион
- 6.4.8. Южный субрегион
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области
- 7.1. Расширение рынков сбыта для продукции и услуг, производимых в Самарской области
- 7.1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке товаров
- 7.1.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке услуг
- 7.1.3. Меры по стимулированию развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области
- 7.2. Повышение инвестиционной привлекательности Самарской области для иностранных контрагентов
- 7.2.1. Меры по улучшению инвестиционного климата Самарской области
- 7.3. Использование новых возможностей для экономики Самарской области после вступления России в вто
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области
- 8.1. Индикативные показатели реализации инновационного сценария социально-экономического развития
- 8.2. Индикативные показатели реализации инерционного сценария социально-экономического развития
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии
- 9.1. Механизмы реализации стратегии
- 9.1.1. Кредитно-финансовые механизмы
- 9.1.2. Информационные механизмы
- 9.1.3. Социально-инфраструктурные механизмы
- 9.1.4. Экономические механизмы
- 9.1.5. Техническое регулирование
- 9.1.6. Политические механизмы
- 9.1.7. Внешнеторговая и межрегиональная политика
- 9.1.8. Промышленно-инфраструктурные механизмы
- 9.1.9. Перечень механизмов реализации стратегии
- 9.2. Дорожная карта реализации стратегии