Средовый дизайн: от месторасположения до интерьера
Важную роль в фирменном стиле играет комплекс средового дизайна. Он включает в себя архитектурный дизайн, который начинается с места расположения производственных и офисных помещений.
Иногда один только адрес фирмы, то в окружении каких соседей она расположена, может решающим образом сказаться на ее репутации. Сказывается на репутации фирмы и ее «экстерьер» - здания, в которых она расположена: здания-памятники, приспособленные помещения или специально построенные корпуса. Не менее важен и внешний вид здания (или подъезда), размещение построек, их планировку. Речь идет не обязательно об архитектурном проекте, застройке и т.п. Но важно помнить, что для репутации фирмы важен и вид фасада ее здания, табличка с наименованием, благоустроенность подхода и подъезда ко входу, оформление и чистота самого этого входа, возможность парковки автомашин.
Мнения и опыт Бурную архитектурную активность развили
новые российские банки. Например, в Москве на начало осени 1998 г. было 2500 банков, филиалов и представительств финансовых и инвестиционных компаний. И по оценкам экспертов, общая сумма инвестиций в строительство офисов у этих структур составляло 8-10 млрд долларов. Причем, как отмечает И.Сергеев в статье «На фасаде все написано» («Общая газета» № 38 (268), 24-30.09.1998,с.14), почти все они стремятся обосноваться в пределах Садового кольца. Еще в начале века 10 семей россий ских олигархов полностью перестроили районы Китай-города, Лубянки, Кузнецкого моста , Охотного ряда. И в середине 1990-х монументальное «финансовое» строительство возобновилось. На Тверской был сооружен офис «Диалог-банка», вступил в действие офисно-торговый центр на Смоленской площади, у Красных ворот появиллсь высотное здание банка «Менатеп». До 1996 г. вложения в недвижимость были одними из самых высоколиквидных. Казалось, что неформальное апиталистическое архитектурное соревнование превратит Москву к конце тысячелетия в дикую смесь Детройта и центральной части Гонконга. Рассматривался даже пррооект 40-этажного здания на Чистых прудах, которое банкиры хотели построить вскладчину. Но гигантомания - удел крупных корпораций. Многоэтажные громадины не вписываются в исторический центр, его плотную застройку. Крроме того, здесь тесно переплелись «делянки» самых различных владельцев: мэрии, федеральных органов. Поэтому «акулы бизнеса» вроде «Газпрома» и др. уходят за пределы исторического центра.
Зато в центре столицы не меньшую активность проявляют средние и не крупные бынки. По заказу банков реставраторы восстанавливают облик десятков зданий в центре Москвы. Так для частного банка было отреставрировано бывшее Архиерейское Тульское подворье. Но реставрация - дело хлопотное и дорогое. Стоимость реконструкции намного превышает стоимость нового строительства. Поэтому большая часть банков предпочла строительство новых зданий, стилизованных под старину. Так, Внешагробанк построил неоисторический особняк в Гагаринском переулке. Сбербанк - в ретроспективном стиле - на Якиманке.
Показательно, что подход к обустройству офиса очень многое говорит о планах банкиров на будущее. Выдает их взгляд на перспективы своего бизнеса. Люди понимающие могут почти наверняка определить, надежный банк или нет, посмотрев на фасад головного офиса. Например. Огромную помощь в распознавании «сокровенных тайн» оказывают вывески. Чем меньше размер вывески, тем серьезнее структура. И наоборот, крупные вывески сегодня больше характерны для банков мелких, неустойчивых, но амбициозных.
Имеет значение, насколько офис вписан в окружающую среду. Например, крупные банки часто строятся «наперекор». «вопреки» ландшафту, как бы демонстрируя пренебрежение к окружающему миру. В этом случае можно сказать, что банк надежен, но вряд ли проявит заботу о мелком и среднем клиенте. Отдельный случай - сохранившиеся до сих пор некоторые финансовые пирамиды. Они, как правило, обустраиваются по соседству с другими фирмами, в престижных офисных центрах с дорогой арендной платой. Вроде и солидно, и ремонт делать ни к чему. Выдает такие структуры и любовь к геральдике. Вход украшается любыми регалиями, как бы свидетельствующими о солидности фирмы. Тут и флаги, и дипломы, и всевозможные гербы. Однако, таких простых вещей, как автостоянка или «зеленая зона», у парадного крыльца нет.
ОФОРМИТЕЛЬСКИЙ ДИЗАЙН
Дизайн оформления предполагает хорошо продуманный вид внутренних помещений, рабочих мест, приемных. Интерьер офиса может многое сказать о фирме и ее первых лицах.
Мнения и опыт В свое время один на редкость проницательный французский путешественник, маркиз де Кюстин, назвал Россию 1830-х "царством фасадов". За пышностью нарядов и залихватским звоном шпор он сумел разглядеть еле сдерживаемое недовольство и хаос, царящий в умах российского общества. С ним согласен дизайнер-эксперт из журнала «Пульс»: примерно то же самое можно заметить и в офисах современных российских фирм: через дорогу от сверкающих окон благоустроенных офисов располагается унылый закуток с осыпающейся штукатуркой, пожелтевшим от старости линолеумом и проводами, испещряющими стены и потолки, словно варикозные вены. И среди этой разрухи жмутся друг к другу подавленные сотрудники, пытаясь создать хоть какое-то подобие уюта с помощью немногочисленной грубо сколоченной мебели. Но и еще недавно всеми признававшиеся внешние атрибуты власти и прочного положения в обществе -- бронзовые канделябры, персидские ковры и письменные столы красного дерева – сегодня могут вызвать совершенно иную реакцию.
Решить проблему можно с помощью специальных эргономических разработок, позволяющих исходить прежде всего из соображений обеспечения оптимальных условий для наиболее эффективной работы. Такой подход характерен для современного американского менеджмента, с его ориентацией на создание демократичной и политкорректной атмосферы в офисе, когда на любого начальника, не обеспечившего свою машинистку рабочим местом в 6 кв. м и снимающими усталость ковриками, смотрят как на лишенного какой бы то ни было человечности рабовладельца, сошедшего со страниц "Хижины дяди Тома". В последнее время крупные американские корпорации со вздохом сожаления распродали картины Ван Гога, украшавшие стены вестибюлей, и запрятали до лучших времен шикарные итальянские кресла из зала заседаний совета директоров.
Обстановка современного офиса должна быть "удобной для работников" и "благоприятно влияющей на рабочую атмосферу". Некое двенадцатиэтажное офисное здание в Чикаго даже снабжено садом, по которому порхают бабочки-- утомленные напряженной работой сотрудники фирм приходят сюда снять стресс. А архитекторы нового комплекса в Висконсине разработали дизайн главного холла в стиле флорентийской площади XVII века, чтобы стимулировать творческий подход клерков к своей работе. И то же самое происходит во всем мире. Некоторые скандинавские компании, например, оборудуют офисные помещения ультрафиолетовыми лампами, чтобы их работники, изголодавшиеся по солнышку за долгие зимние месяцы, не чувствовали себя подавленными.
Приобретая мебель для своего "главного штаба", помните, что обстановка рабочего помещения должна говорить об успехе и процветании компании, а вовсе не ошарашивать "всяк туда входящего" убойной роскошью. Если вы хотите продемонстрировать заботу о своих подчиненных, даже не думайте о вальяжных креслах времен Людовика XIV или пресс-папье от Фаберже. Недовольное ворчание, раздающееся из-за стеллажей с папками, прекратится рази навсегда, как только вы предоставите сотрудникам светлое просторное помещение с эргономичной офисной мебелью.
Не забывайте также, что людям свойственно замечать мельчайшие детали. Отсутствие в вашем кабинете второго стула наведет на мысль о том, что вы не привыкли принимать посетителей(то есть вы не настолько важная персона). Многочисленные замки на ящиках письменного стола возбудят в посетителях подозрения о скрываемом вами ощущении отсутствия безопасности в собственном кабинете. Не говоря уже о том, что неприбранный офис наводит на мысль о некотором беспорядке мыслей его хозяев. Именно такие вещи и свойственно замечать тем, кто любит понаблюдать за проявлениями различных сторон человеческой натуры.
И дело не в соблюдении элементарной "политической корректности". Даже если вы и не собираетесь принимать посетителей, это не значит, что можно спокойно довольствоваться офисом, напоминающем камеру в Крестах. Люди не очень эффективно работают в помещении, где температура не превышает нуля градусов,а наглые тараканы размазывают своими грязными лапками чернила на листах бумаги, исписанных каллиграфическим почерком старательных служащих. Процесс создания интерьера вашего офиса – прекрасная возможность продемонстрировать своим подчиненным, насколько высоко вы цените их работу. Идеальный начальник конца 1990-х даже подумает, не отдать ли право выбора мебели самим работникам.
Столы. Если самодура хлебом не корми, дай только вперить обличающий взгляд в "мелких сошек" по ту сторону бескрайней полированной поверхности стола из красного дерева, то его более либеральный коллега прекрасно отдает себе отчет в том, что одинаковая мебель для всех в офисе -- залог отсутствия барьера между начальством и подчиненными. Чтобы польстить своему самолюбию ( мы же сказали "либеральный", а не "аскет"), он лишь закажет себе письменный стол чуть-чуть побольше, а стол для совещаний чуть-чуть подлиннее(Зигмунд Фрейд не удержался бы от самодовольной улыбки).
Не забывайте:
1. Закругленные углы и лепные формы делают стол начальника менее устрашающим.
2. Если вы регулярно принимаете посетителей, установите свой компьютер на отдельном столе, иначе гостям покажется, что вы хотите спрятаться за монитором.
3. Наличие окна прямо за письменным столом является отвлекающим фактором.
4. Стиль и цвет мебели определяют имидж вашей компании.
Цвета и материалы:
Темные породы дерева: традиционно, даже старомодно. Дорого.
Красные породы: тепло и гостеприимно. Устойчивый бизнес.
Светлые породы: яркий и творческий подход к делу. Молодая и энергичная фирма.
Металл и стекло: эффективная и конкурентоспособная фирма. Вероятно, немецкая.
Пластик: практично но не предприимчиво. Вероятно, финская компания.
Черный цвет: ни капли воображения. Определенно финская фирма.
Не рекомендуется: дорогой антиквариат, мебель производства компании IKEA, военное имущество, столы с вырезанными на них именами бывших работников.
Стулья. Они не только помогают определить, кто в офисе начальник, но и сильно влияют на работоспособность персонала. То есть деньги, потраченные на стулья, вы вернете себе в человеко-часах. Утром --стулья, вечером -- человеко-часы. Только смотрите, не балуйте их: модель Globe Concord Manager Chair с гидравлическим механизмом регулировки высоты, специальной подвеской сиденья и обивкой из мягкой кожи стоит $ 2600. Такой стул стоит купить себе...Остальные стулья должны обладать:
1. Механизмом регулировки высоты, особенно для тех, кто работает за компьютером.
2. Удобной спинкой, позволяющей полировать ноготки в условиях комфорта.
3. Пропускающей воздух обивкой.
Цвета и материалы:
Кожа: красиво и самоуверенно, но немного подавляет.
Нейтральные тона: деловито, но лишено воображения.
Яркие цвета: молодая и энергичная фирма. Не боятся рисковать.
Дизайнерская работа: претензии на стиль и оригинальность.
Дерево: Аскетизм или скупость. Скорее, все-таки, скупость.
Не рекомендуются высокие табуреты. Они наводят на мысли о
пивном баре.
Полки и шкафы
С началом компьютерного века настал конец стройным рядам стеллажей с папками и картотеками, под сенью которых безнаказанно вспыхивали и развивались тайные служебные романы. Теперь любовные интриги плетутся вокруг ксероксов и факсов. Застекленные шкафы и книжные полки предоставляют руководящим работникам прекрасную возможность произвести нужное впечатление на посетителей. Лучше всего срабатывают якобы ненароком поставленные диплом об окончании престижной школы менеджмента, словарь санскрита и миниатюрные модели Porsche 911 Carrera. А огромные кипы бумаг и папок -- свидетельства напряженной работы вашего истощенного мозга -- лучше спрячьте ее от глаз подальше под надежный замок.
Компьютеры. Естественно, достижения современных технологий, там и сям разбросанные по конторе, красноречиво говорят о финансовом положении дел в компании. По традиции компьютеры Apple Macintoshболее престижны, чем IBM PC, лазерные принтеры куда круче струйных, а управление с помощью голосовых команд – вообще последний писк компьютерной моды. Любая фирма, покупающаяклавиатуры Datahand II, заслуживает уважения: она стоит $2600.
Устанавливая компьютер, убедитесь, что его задняя панель, изкоторой, словно черви, выползают и переплетаются на полу провода, не повернута к посетителям.
Проявите заботу о сотрудниках:
-- Установите защитные экраны.
-- Установите держатели для документов (они должны располагаться на той же высоте, что и монитор).
-- Убедитесь, что движения сидящего за компьютером неограниченны окружающими предметами (в особенности острыми).
-- Установите клавиатуру на уровне локтя сидящего за компьютером человека, а монитор так, чтобы верхняя строка открытого документа располагалась на уровне его глаз.
Не рекомендуется: порнографические скрин-сейверы, что бы тони было производства фирм Amstrad и Clive Sinclair, объемистые сборники компьютерных вирусов для диверсионных целей.
Перегородки. Главная проблема перегородок -- они внушают ложное чувство безопасности. У сотрудников компании возникает ощущение уединения от окружающего мира, и они с неуемным восторгом начинают обмениваться сплетнями непристойного характера в полной уверенности, что их никто не слышит. Довольно опасное заблуждение, и многочисленные увольнения тому доказательство.
Современные офисы, как правило, оборудуются прозрачными или частично прозрачными перегородками, разделяющими отдельных работников или группы работников в одном помещении. Такие перегородки характеризуются повышенной видимостью и низкой шумопроницаемостью, то есть вы можете видеть убийственные взгляды, бросаемые на вас коллегами, но не слышите отпускаемых ими в ваш адрес комплиментов. Существует и другая тенденция --устранение всяческих барьеров в офисном помещении. Компании, в которых приветствуется инициатива и творческий подход к работе, устанавливают в своих помещениях перегородки для граффити, на которых работники с удовольствием записывают новые идеи, рисуют диаграммы и непристойные карикатуры на ненавистных начальников. Идея офисов с открытой планировкой была впервые введена немецкой консалтинговой группой Quickborner, создавшей "офисную панораму", чтобы стимулировать обмен информацией между различными отделами. Иными словами, панораму сумасшедшего дома.
Картины и безделушки. Фотографии основателей компании в накрахмаленных воротничках и с моноклями подчеркнут историческое наследие фирмы, а произведения современного искусства явятся лучшим свидетельством ее прогрессивности. Поощряйте желание секретарш держать на столе фотографии своих очаровательных кудрявых малышей -- это придает офису оттенок теплоты и человечности.
Несколько предупреждений:
-- Не ставьте расплывчатые фотографии своих молодых любовниц рядом с портретом жены: это неизбежно приведет к щекотливым вопросам.
-- Не разбрасывайте по всему офису портреты исторических впопытке создать впечатление, что они тоже когда-то работали в вашей фирме.
Не рекомендуется: откровенная порнография, календари Pirelli, репродукции репинской картины "Бурлаки на Волге", подлинники шедевров, фотографии надгробий, рисунки ваших детей или жены ("Она действительно ОЧЕНЬ талантливая художница. В прошлом году у нее была своя выставка в галерее "Борей...").
Растения. Знаете, с растениями очень просто переусердствовать. Если приходится выдавать посетителям мачете и тропический шлем, скорее всего, вы уже переусердствовали. Если из зарослей время от времени появляются японские солдаты и тут же сдаются, значит вы точно переусердствовали. Как правило, двух пальм в холле и батареи горшков с экзотическими ползучими растениями на подоконнике вполне достаточно. Скромная юкка на вашем столе всегда пригодится: вы можете нервно перебирать пальцами ее длинные листья, увольняя нерадивых работников, отвечая на резкие вопросы налогового инспектора или делая непристойные предложения секретарше.
Не пренебрегайте советами:
-- Остерегайтесь японских карликовых деревьев бонсай: они легко превращаются в наваждение.
-- Венерина мухоловка порождает чувство тревоги.
-- Не путайте декоративный пруд со сточной ямой, а фонтанчикс протекающей трубой.
-- Оберегайте растения от насекомых-паразитов.
В случае оформительского дизайна речь идет не только об интерьере, мебели, оборудовании и оргтехнике. Важно, например, чтобы посетитель или начинающий работник легко ориентировались во внутренних помещениях. Поэтому очень полезно продумать систему указателей, с помощью которых можно было легко ориентироваться в коридорах и помещениях фирмы.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК ПЕРСОНАЛА
Облик сотрудников, включая одежду, прическу и макияж, может иметь различную степень нормативности - от униформы, спецодежды до просто мелких деталей одежды, использующих фирменный стиль (галстук, нагрудный знак, цветок и т.п.). Это может зависеть не столько от вкусов руководства, сколько даже от специфики вида деятельности и используемой технологии. Так в медицине, питании, некоторых производствах уместно использование униформы. Однако чаще достаточно фирменной детали одежды.
Чрезвычайно редко, но практикуется универсальный макияж (вплоть до использования цветных контактных линз, чтобы изменить естественный цвет глаз). Иногда речь идет о фирменной детали макияжа. Чаще же речь идет о системе мягких запретов и ограничений. То же касается и прически. Не обязательно всем сотрудникам делать одну и ту же прическу или пользоваться одинаковым макияжем. Может быть принята и система простейших запретов ("как не принято") на внешний вид персонала. Например, запрет на имидж «перезрелых русалок» с распущенными по плечам волосами с проседью, или требование, чтобы у молодых людей волосы не ложились на воротник
Информационный дизайн, архитектурный дизайн, дизайн оформления и внешний облик могут стать предметом специальной целостной разработки проекта СИСТЕМНОГО (программного) дизайна фирмы, что, разумеется, требует привлечения высококвалифицированных специалистов-дизайнеров. Важно только помнить, что никакой проект не может создать "с нуля", "из головы" фирменный стиль и организационную культуру. В конечном счете перечисленные дизайновые составляющие выражают и воплощают определенную культуру управления, работы, общения и человеческих отношений, личную культуру руководства и работников фирмы. Однако эти вопросы уводят нас уже далеко от предмета данного пособия в проблемы психологии управления, культуры руководства и т.д. Поэтому лишь кратко назовем те их компоненты, которые определяют организационную культуру и фирменный стиль и в этом плане связаны с PR.
Организационная культура
Предприятия, фирмы существуют для того, чтобы производить товары и услуги, для реализации поставленной предпринимателем или топ-менеджментом системы целей. Короче – для осуществления какого-то Дела. Эта деятельность связана в определенную технологическую цепочку конкретных бизнес-процессов. Для приведения в действие всех звеньев этой цепочки задается система управления, организационная (административная) структура, в которой работники фирмы выполняют определенные функции руководителей и подчиненных.
Технология и иерархия управления, как проявления некоей культуры бизнеса, определяют способы ведения Дела, которые придают фирме ряд особенностей, специфику и своеобразие. С этой точки зрения бизнес-культура конкретной фирмы предстает как некая организационная культура (культура организации) – т.е. специфическая, характерная для данной организации система связей, действий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деловой активности, способа и постановки Дела.
В организационной культуре важен момент формализованности. Она непосредственно связана с технологией производства, технологической культурой и дисциплиной. Она находит свое выражение в организационных документах (уставе, положениях, должностных инструкциях), т.е. связана с системой распределения полномочий, прав и обязанностей, регулируемой административным, хозяйственным и трудовым правом.
Правила, нормы организационной культуры, таким образом, представляют собой некий заданный стандарт в принятии работниками конкретных решений, в выборе сотрудниками приемлемого (допустимого) способа действий. Чем меньше члены организации задумываются о природе этих правил, и чем в большей степени они рассматривают их как изначально данные, тем более действенна данная организационная культура.
Организационная и корпоративная культура облегчают, автоматизируют выбор решения, программируя у работников представления о реальном, должном и допустимом. Короче говоря, они оптимизируют выживание, деятельность и развитие фирмы как сообщества.
Организационная культура связывает всех работников общим пониманием того, что представляет собой данная фирма, какова ее экономическая и социальная роль, какое место она занимает на рынке по отношению к конкурентам, каковы ее обязательства перед потребителями и т.д. Она задает рамку гармонизации коллективных и индивидуальных интересов, осознания каждым сотрудником своей роли в системе, чего от него ждут и как он наилучшим образом может ответить на эти ожидания. Более того, каждый знает, что если он нарушит эти ожидания, то его ждут санкции, не просто исходящие от руководства, а заданные общими требованиями достижения общей цели. Тем самым организационная культура мобилизует энергию, знания и умения ее членов на достижение этой общей цели.
В самом общем виде содержание организационной культуры совпадает со структурой функций (механизмов) менеджмента, в которую входят: административно-организационный, экономический и информационный механизма, а также работа с персоналом.
Единство реализации этих видов управленческой деятельности задают организационные ценности:
Цели производства конкретных товаров и услуг;
Цели потребителей, клиентов, заказчиков;
Максимальная экономическая эффективность (прибыль, объем реализации и т.д.);
Сохранение и развитие высокоэффективных оборудования и технологий;
Сохранение и развитие высокого профессионализма, компетентного и квалифицированного персонала;
Трудовая и технологическая дисциплина, ответственность за выполнение профессиональных и статусных обязанностей в поведении работников и коллективов.
Кроме подобных, довольно очевидных ценностей, вытекающих из самой природы деловой активности (бизнеса и менеджмента), на каждом предприятии они не только модифицируются, но и дополняются расстановкой своих специфических акцентов и установок. Они могут выражаться в требованиях руководства, в его выступлениях, сформулированных принципах, кодексах, миссии, "философии" фирмы.
Опыт и мненияПримером могут служить три принципа знаменитой американской компании по производству электронной техникиIBM:
Каждый человек заслуживает уважения.
Каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно.
Добиваться совершенства во всем.
Из этого ряда IBMв качествеcredo(символа веры) выбрана краткая формулировка второго принципа: "IBM- значит сервис".
Подобные принципы могут стать основой не только организационной культуры, но и использоваться в фирменном стиле (слоган, лого, символика, геральдика), закладываться в основу корпоративной культуры (философия фирмы).
Разумеется, организационная культура существенно зависит от рода деятельности, от ее масштабов, региональных особенностей. Крупная нефтяная компания, банк, охранная фирма, некоммерческая общественная организация – с очевидностью будут иметь различные организационные культуры.
Однако даже две организации, занимающиеся однопрофильным бизнесом в одной и той же местности, с однотипными возможностями, могут иметь, тем не менее, различные организационные культуры. Дело в том, что одни и те же проблемы бизнеса могут решаться по-разному. В самом общем виде можно выделить два класса таких проблем.
Во-первых, это проблемы внешней адаптациифирмы:
рыночная конъюнктура;
место в конкуренции;
маркетинговая стратегия развития фирмы;
отношения с партнерами, властями и общественностью;
планирование конкретных видов деятельности, включая определдение целей и средств, путей их достижения;
контроль и учет выполнения принятых решений;
санкции, действия по отношению к лицам и группам, не выполняющих задания.
Во-вторых - проблемы внутренней интеграциифирмы:
лидерство;
делегирование полномочий;
стимулирование и мотивация;
личностные отношения и т.п.
В зависимости от решения этих вопросов, а также выдвижения тех или иных из них на первый план и формируются различные организационные культуры.
- Санкт-Петербургский Государственный
- Виды сми: какие они бывают, и с кем там иметь дело
- Некорректные приемы аргументации
- Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- 1. Современный менеджмент и pr
- 1.1. Выбор имени
- 1.2. Сущность, цели и задачи pr
- 1.3. Место pr в современном менеджменте и предпринимательстве
- Мнения и опыт Три примера:
- 1.4. Pr и компетентность современного менеджера
- 1.5. Pr и культура
- 2. Технология pr
- 2.1. Социальная среда фирмы (адресаты pr)
- Спецоперации первоначального накопления и pr
- 2.2. Имидж фирмы, репутация и брэндинг
- 2.3. Корпоративная культура и фирменный стиль как условие, цель и средство pr
- Средовый дизайн: от месторасположения до интерьера
- Типы организационных культур
- Стиль управления
- Корпоративность: современная фирма как субкультура
- 2.4. Pr с потребителями и инвесторами
- 2.5. Работа и отношения со сми.
- Принципы отношений
- Виды сми: какие они бываюти с кем там иметь дело
- Информационные агентства
- Телевидение
- Интернет
- Стиль изложения
- Лидер-абзац
- Основной текст
- Раздаточные материалы
- Содержание пресс – папки:
- Медиа-планирование
- Типичные ошибки в работе со сми
- 2.6. Прием (гостеприимство)
- 2.7. Общественные мероприятия (специальные события)
- 2.8. Политическое влияние (лобби)
- 2.9. Спонсорство, патронаж, благотворительность Организационно-экономические формы pr
- 2.10. Коммунальные отношения
- 2.11. Внутрифирменые pr
- 2.12. Обеспечивающие средства pr
- 3. Личные контакты в pr
- 3.1. Слухи
- 3.2. Устная речь
- 3.3. Подготовка текстов выступлений (спичрайтинг)
- 3.4. Культура деловой аргументации
- 4. Организация, управление и эффективность pr
- 4.1. Организация и управление pr
- Для руководства
- 4.2. Материально-техническое обеспечение pr, оргтехника
- 4.3. Информационное обеспечение pr
- 4.5.Планирование pr
- 4.6. Креативные технологии в pr
- Литература по теме
- 4.7. Проблема эффективности pr
- Уровни эффективности
- Индикаторы оценки эффективности работы Пресс-службы
- Форма 1. Объем работы Пресс-службы
- Форма 2. Качество работы Пресс-службы
- Форма 3а. Эффективность работы Пресс-службы (экономичность)
- Форма 3б Эффективность работы Пресс-службы (результативность)
- Форма 3в Эффективность работы Пресс-службы (целенаправленность)
- Название показателя : краткое, выразительное и понятное;
- 4.8. Требования к специалистам pr
- 5. Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- 5.1. Социально-культурное значение деловой активности
- Формы социальной ответственности, социальные инвестиции бизнеса и pr
- 5.3. Государство и бизнес: российская специфика
- Оптимизация социальных инвестиций бизнеса
- 5.4. Этика современного бизнеса и pr
- Роль и значение деловой этики
- Из истории развития этики деловых отношений
- Свобода и справедливость в бизнесе
- Методы формирования деловой этики
- 5.5. Парадоксальные особенности коллективизма и либерализма в России
- Заключение. Свобода, справедливость и польза: простые критерии этики рынка
- Рекомендуемая литература
- Краткий обзор литературы
- Профессиональные кодексы
- (Венецианский кодекс)
- Европейский кодекс профессионального поведения в области pr (Лиссабонский кодекс)
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Римская хартия
- 2. Отношения с общественностью, со средствами массовой информации и представителями других профессий
- 3. Отношения с клиентами
- 4. Отношения с коллегами
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- 2. Принципы взаимоотношений с клиентами
- 3. Принципы взаимодействия с коллегами в сфере связей с общественностью
- 4. Принципы взаимоотношений со средствами массовой информации и представителями других профессий
- 5. Отношение к профессии - связи с общественностью
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста (Кодекс принят Конгрессом Союза Журналистов России 03.06.1994 г.)
- Часть 2. Подписание Хартии новыми участниками
- Часть 3. Заключительные положения
- Исполнение: направления и требования
- 1. Общие положения
- 2. Общие должностные обязанности
- 3. Специальные должностные обязанности
- 4. Права работника
- 5. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Должностная инструкция
- 1. Общие положения
- 2. Общие должностные обязанности
- 3. Специальные должностные обязанности
- 4. Права работника
- 5. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Должностная инструкция специалиста по связям с общественностью
- 1. Общие положения
- 2. Должностные обязанности
- 3. Права работника
- 4. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Примеры представительских информационных материалов
- Компания пенн венчэрс интэрнэшнл
- Приглашает вас
- В мир американских инвестиций
- Ситуация Какой Она Была Недавно
- Тема 1. Эволюция современного менеджмента и pr
- Тема 2. Функциональное содержание и особенности pr.
- Тема 3. Социальная среда фирмы
- Тема 4. Информационное обеспечение pr
- Тема 5. Работа со сми
- Тема 6. Гостеприимство
- Тема 7. Политическое влияние
- Тема 8. Спонсорство, патронаж, благотворительность
- Тема 9. Акции, выставки, ярмарки
- Тема 10. Фото-, кино, видео-материалы, Интернет
- Тема 11. Организационная культура и фирменный стиль
- Тема 12. Pr-работа с персоналом
- Тема 13. Организационное обеспечение и управление развитием pr
- Тема 14. Требования к pr-компетентности и подготовке pr-специалистов.
- Вопросы и задания к итоговому экзамену по специализации
- Обязательная
- Дополнительная