5.3.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
В ближайшей перспективе параметры развития строительства заданы областной целевой программой «Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской области» на 2011-2015 годы. Реализация программы создает основы для преодоления последствий кризиса и возобновления долгосрочного роста.
С учетом ожидаемых результатов реализации программы, приоритетной целью строительного комплекса в средне- и долгосрочном периоде становится обеспечение населения области современными стандартами жилья по доступным ценам.
Обеспечивающими достижение приоритетной цели условиями должны стать:
1. Повышение производительности труда. Выполнение данного условия крайне важно потому, что оно является важнейшим фактором удешевления строительства, а значит, и удешевления готового жилья. Кризис, как ни странно, оказал позитивное воздействие на этот показатель, т.к. предприятия области сократили неэффективные рабочие места. Но, тем не менее, в долгосрочном периоде этот показатель может быть существенно улучшен (не менее, чем в 2,5-3 раза). Ключевым инструментом, обеспечивающим выполнение данного условия, является внедрение новых строительных технологий и материалов.
2. Повышения уровня технического оснащения отрасли. В настоящее время технико-технологический уровень строительной промышленности оставляет желать лучшего. Износ основных фондов составляет 45,4%, причем в кризисные годы инвестиции в отрасль сократились почти на 10 млрд. руб.
3. Сохранение кадрового потенциала отрасли и обеспечение притока в строительство молодых квалифицированных кадров. В области расположен целый ряд учебных заведений, готовящих кадры для отрасли, ведущую роль среди них играет Самарский архитектурно-строительный университет. Имеется также 13 учреждений среднего профессионального образования. Однако в настоящий момент выпуск этих учреждений покрывает кадровые потребности отрасли менее, чем на две трети. Из-за падения престижа рабочих профессий далеко не все выпускники профильных учебных заведений идут работать по специальности. Для реализации приоритетной задачи отрасли необходимо как экстенсивное расширение подготовки специалистов, так и интенсивное, т.е. повышение качества профессионального образования, соответствующего современному технологическому уровню строительного производства.
При наличии всех условий могут быть решены следующие задачи:
1. Стабильный рост жилищного строительства. Решение данной задачи предусматривает прежде всего обеспечение достаточного количества сформированных и обеспеченных необходимой инженерной (коммунальной) инфраструктурой земельных участков. Далее, поскольку отрасль капиталоемка и чрезвычайно инвестиционно зависима, важным условием стабильного роста становится активное инвестирование, темпы которого в среднесрочном периоде будут возрастать активно, а в долгосрочном, по мере входа в стадию устойчивого роста, слегка замедлятся, но останутся выше сегодняшних. Наконец, не надо забывать, что темпы жилищного строительства должны увязываться с демографическими тенденциями в области, которые в долгосрочном периоде могут улучшиться, а в оптимистическом варианте привести к прекращению убыли населения.
2. Приведение существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие с современными стандартами качества. Задача носит комплексный характер, т.к. стандарты качества включают в себя несколько характеристик. Прежде всего, жилье должно быть комфортным по современным стандартам, поэтому наряду с многоэтажной застройкой следует активно развивать малоэтажное строительство. Далее, площадь, приходящаяся на одного жителя, должна быть достаточной. В Самарской области этот показатель в 2009 году составил 21,9 кв. м, что практически соответствовало среднероссийскому уровню (22,4 кв. м), но значительно отставало от среднеевропейского (35-45 кв. м). Необходимо также обеспечить современное качество возводимого жилья с точки зрения энергоэффективости и экологической чистоты.
3. Комплексное освоение и развитие территории в целях жилищного строительства. Представление о комфортном проживании не ограничивается только характеристиками самого жилища. Необходимо иметь в шаговой доступности такие объекты, как школа, поликлиника, детский сад и т.п. Поэтому параллельно с жилищным должно развиваться и социально-культурное строительство. До кризиса в Самарской области сопоставимыми темпами развивалось только строительство образовательных учреждений. В долгосрочном периоде необходимо повысить темпы роста прочих объектов социально-культурного назначения и строго придерживаться принципа комплексной застройки.
4. Сокращение территориальной неравномерности размещения современного жилья. Доля низкокачественного жилья в сельской местности гораздо выше, чем в городской. В 2010 году в городской местности 6% жилищного фонда не было оборудовано водопроводом, 7% – канализацией, 3% – отоплением, 12% – ваннами (душем), 28% – газом, 11% – горячим водоснабжением. В сельской же местности не оборудовано водопроводом 41% жилищного фонда, канализацией – 51%, отоплением – 11%, ваннами (душем) – 70%, газом – 8%, горячим водоснабжением – 68%. И, хотя в последние три года темп ввода жилья в сельской местности выше, нежели в городской, средний уровень обеспеченности современным жильем в городе намного выше. В долгосрочной перспективе эти диспропорции должны быть устранены. Это тем более актуально, что крупные города, особенно Самарско-Тольяттинская агломерация уже испытывают дефицит свободных территорий для жилищного строительства.
5. Развитие материальной базы строительства. Для решения этой задачи необходимы, прежде всего, реконструкции и модернизации базы традиционных строительных материалов и конструкций (кирпича, железобетонных изделий, цемента). С учетом ожидаемого роста отрасли необходимо строительство новых предприятий, в первую очередь по производству цемента, производство которого в кризис упало в 2 раза (сейчас его производит только ЗАО «Жигулевские стройматериалы»), актуальна также организация собственного производства стекла. В долгосрочной перспективе потребуется развитие производства изделий крупнопанельного домостроения, а также создание производства альтернативных строительных материалов, конструкций и конструктивных систем, которые будут способствовать развитию энергоэффективного строительства (например, базальтовых плит на основе твердых камней, пеностекла, термопрофиля и т.п.).
Результатом решения перечисленных задач в среднесрочном периоде станет динамичный рост объемов ввода жилья и социальных объектов на подготавливаемых площадках. Главным итогом этого этапа станет обеспечение ввода жилья на уровне одного квадратного метра на душу населения.
В долгосрочном периоде сформируются более сдержанные темпы роста объемов нового строительства, что соответствует выходу на стадию зрелого роста. Более активно будут решаться проблемы морального и физического износа жилищного фонда.
Основными направлениями в области решения проблем аварийного жилья являются:
комплексное решение вопросов сноса аварийного жилья;
содействие развитию жилищного строительства на территории Самарской области;
повышение эффективности использования территорий застройки;
создание благоустроенного жилищного фонда;
оптимизация развития муниципальных образований Самарской области, имеющих наибольший удельный вес аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда.
В области капитального ремонта многоквартирных домов основными направлениями являются:
улучшение технического состояния многоквартирных домов и продление срока их эксплуатации;
повышение качества жилья;
снижение затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда;
создание условий для формирования конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами, их содержания и ремонта.
В области обеспечения населения доступным жильем основными направлениями являются:
создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения, путем развития строительного комплекса и производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением инновационных, энергосберегающих технологий;
стимулирование малоэтажной застройки;
внедрение ресурсосберегающих технологий и создание условий для более широкого использования малой энергетики и возобновляемых видов топливно-энергетических ресурсов;
развитие финансово-кредитных институтов рынка жилья;
комплексное освоение и развитие территорий для массового строительства жилья экономического класса;
реализация инвестиционных проектов по строительству и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;
обеспечение мер государственной поддержки в отношении льготных категорий граждан и обманутых дольщиков на территории Самарской области.
В области создания и модернизации базовых производств промышленности строительных материалов основными направлениями являются:
поддержка проектов по созданию новых производств энергоэффективных и экологичных технологий малоэтажного жилищного строительства, а также модернизации существующих;
поддержка проектов по созданию новых технологий строительства жилья экономического класса, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности.
Таким образом, развитие строительства не только внесет значительный вклад в обеспечение населения жильем, но и произведет значительные мультипликативные эффекты в смежных отраслях, особенно в отрасли, производящей строматериалы, с учётом того, что доля расходов на материалы составляет до 70% стоимости строительно-монтажных работ. Прогресс строительства обеспечит также развитие сопряженных услуг, в первую очередь высокотехнологичных услуг инжиниринга.
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года Содержание
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области 4
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области 290
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области 317
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области 340
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии 352
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области
- 1.1. Текущие показатели и характеристика социально-экономического развития Самарской области
- 1.1.1. Социальное развитие
- На 100 тыс. Человек населения
- 1.1.2. Экономическое развитие
- 1.2. Step- и swot-анализ социально-экономического положения Самарской области
- 1.2.1. Step – Социальные проблемы развития (s)
- 1.2.2. Swot – Социальная сфера (s)
- 1.2.3. Step – Пространственно-территориальные проблемы развития (t)
- 1.2.4. Swot – Пространственно-территориальная сфера (t)
- 1.2.5. Step – Экономические проблемы развития (e)
- 1.2.6. Swot – Экономическая сфера (e)
- 1.2.7. Step – Политико-правовые проблемы развития (p)
- 1.2.8. Swot – Политико-правовая сфера (p)
- 1.3. Конкурентные преимущества Самарской области
- 2. Образ будущего, целевые ориентиры и основные прогнозные сценарии развития Самарской области
- 2.1. Внешние и внуренние факторы развития Самарской области
- 2.2. Прогнозные сценарии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года
- 2.2.1. Целевые ориентиры развития Самарской области
- 2.2.2. Инновационный сценарий развития Самарской области
- 2.2.3. Инерционный сценарий развития Самарской области
- 3. Миссия, приоритетные направления, стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.1. Миссия и девиз Самарской области
- 3.2. Приоритетные направления развития Самарской области
- 3.3. Стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.4. Стратегические проекты – драйверы роста Самарской области
- 3.5. Этапы развития Самарской области
- 4. Основные тенденции социального развития Самарской области
- 4.1. Здравоохранение
- 4.1.1. Основные направления и тенденции развития здравоохранения
- 4.1.2. Ожидаемые результаты развития здравоохранения
- 4.2. Образование
- 4.2.1. Основные направления и тенденции развития в сфере образования
- 4.2.2. Ожидаемые результаты развития сферы образования
- 4.3. Культура
- 4.3.1. Основные направления и тенденции развития в сфере культуры
- 4.3.2. Ожидаемые результаты развития в сфере культуры
- 4.4. Спорт
- 4.4.1. Основные направления и тенденции развития занятости спортом
- 4.4.2. Ожидаемые результаты развития занятости спортом
- 4.5. Экология
- 4.5.1. Текущая ситуация и проблемы экологического развития
- 4.5.2. Основные направления и тенденции экологического развития
- 4.5.3. Ожидаемые результаты развития в сфере экологического развития
- 4.6. Социальная защита
- 4.6.1. Основные направления и тенденции развития социальной защиты
- 4.6.2. Ожидаемые результаты развития социальной защиты населения
- 4.7. Уровень жизни населения
- 4.7.1. Основные направления и тенденции повышения уровня жизни населения
- 4.7.2. Ожидаемые результаты повышения уровня жизни населения
- К 2030 году
- 5. Развитие традиционных и формирование перспективных кластеров Самарской области
- 2.1. Нефтепереработка и нефтехимия.
- 2.2. Автомобилестроение.
- 2.3. Ракетно-космическая промышленность.
- 2.4. Авиационная промышленность.
- 2.5. Двигателестроение.
- 2.6. Химическая промышленность
- 5.1. Базовые кластеры Самарской области
- 5.1.1. Автомобильный кластер
- 5.1.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.1.2. Структура кластера
- 5.1.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.1.2. Аэрокосмический кластер
- 5.1.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.2.2. Структура кластера
- 5.1.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.2.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.3. Кластер нефтедобычи и нефтепереработки
- 5.1.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.3.2. Структура кластера
- 5.1.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.3.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.3.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.4. Химический кластер
- 5.1.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.4.2. Структура кластера
- 5.1.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.4.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.2. Перспективные кластеры Самарской области
- 5.2.1. Агроиндустриальный кластер
- 5.2.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.1.2. Структура кластера
- 5.2.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.1.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.2. Транспортно-логистический кластер
- 5.2.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.2.2. Структура кластера
- 5.2.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.2.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.3. Туристско-рекреационный кластер
- 5.2.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.3.2. Структура кластера
- 5.2.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.4. Кластер информационно-телекоммуникационных технологий
- 5.2.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.4.2. Структура кластера
- 5.2.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.4.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.5. Медицинско-фармацевтический кластер
- 5.2.5.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.5.2. Структура кластера
- 5.2.5.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.5.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.5.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.5.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.5.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.3. Остальные сектора, отрасли и виды производств
- 5.3.1. Энергетика
- 5.3.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.1.2. Структура кластера
- 5.3.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.3.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.2. Строительство
- 5.3.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.2.2. Структура кластера
- 5.3.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.2.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.3. Коммунальное хозяйство
- 5.3.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.3.2. Структура кластера
- 5.3.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.4. Рециклинг и управление отходами
- 5.3.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.4.2. Структура кластера
- 5.3.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.4.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области
- 6.1. Характеристика Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов
- Р исунок 6.1.1 - Картосхема Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов Самарской области
- 6.2. Территориальное деление по признаку организации производства
- 6.3. Полюса роста экономики Самарской области
- 6.4. Особенности и направления территориально-пространственного развития субрегионов
- 6.4.1. Самарско-Тольяттинская агломерация
- 6.4.2. Сызранский субрегион
- 6.4.4. Отрадненский субрегион
- 6.4.5. Нефтегорский субрегион
- 6.4.6. Похвистневский субрегион
- 6.4.7. Сергиевский субрегион
- 6.4.8. Южный субрегион
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области
- 7.1. Расширение рынков сбыта для продукции и услуг, производимых в Самарской области
- 7.1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке товаров
- 7.1.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке услуг
- 7.1.3. Меры по стимулированию развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области
- 7.2. Повышение инвестиционной привлекательности Самарской области для иностранных контрагентов
- 7.2.1. Меры по улучшению инвестиционного климата Самарской области
- 7.3. Использование новых возможностей для экономики Самарской области после вступления России в вто
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области
- 8.1. Индикативные показатели реализации инновационного сценария социально-экономического развития
- 8.2. Индикативные показатели реализации инерционного сценария социально-экономического развития
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии
- 9.1. Механизмы реализации стратегии
- 9.1.1. Кредитно-финансовые механизмы
- 9.1.2. Информационные механизмы
- 9.1.3. Социально-инфраструктурные механизмы
- 9.1.4. Экономические механизмы
- 9.1.5. Техническое регулирование
- 9.1.6. Политические механизмы
- 9.1.7. Внешнеторговая и межрегиональная политика
- 9.1.8. Промышленно-инфраструктурные механизмы
- 9.1.9. Перечень механизмов реализации стратегии
- 9.2. Дорожная карта реализации стратегии