7.1.3. Меры по стимулированию развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области
Создание условий для усиления внешнеэкономической активности самарских предприятий связано с мерами, принимаемыми региональными властями, которые дополняют общий институциональный фон в сфере регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД) на федеральном уровне, фундаментом которого является Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»14.
При разработке системы мер поддержки экспорта на региональном уровне необходимо учитывать мировой опыт. При этом необходимо иметь в виду что, как правило, нет даже узких отраслей, в которых бы экспортировали все фирмы, поэтому, говоря о мерах правительственной поддержки, некорректно говорить о неких отраслевых приоритетах, а скорее о приоритетах объектных, о поддержке наиболее эффективных с точки зрения экспортной активности предприятий.
Для развития высокотехнологичного экспорта товаров и услуг в Самарской области также необходимо:
совершенствование региональной системы поддержки экспорта, в т.ч. ее дифференциация с учетом потребностей различных групп предприятий - мелких, средних и крупных;
развитие Самарской области как общероссийского и евразийского центра выставочно-конгрессной деятельности;
лоббирование интересов самарских предприятий на малоосвоенных рынках (прежде всего, в Азии и Латинской Америке);
развитие территориально-экономического сотрудничества Самарской области и регионов России;
интенсификация работы в странах - основных торговых партнерах предприятий Самарской области с целью продвижения интересов самарских предприятий. Для этого целеообразно как заключение соглашений Самарской области об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, так и открытие в особых случаях в иностранных государствах в установленном порядке представительств области для реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей;
использование потенциала и возможностей для создания и развития вертикально-интегрированных структур, в том числе в кооперации с регионами-соседями в сферах выявленных конкурентных преимуществ Самарской области и других регионов ПФО на экспортных рынках. К этим сферам в первую очередь относятся втды деятельности с большой экономией на масштабах производства, то есть химия, нефтехимиия и нефтепереработка, а также машиностроение;
разработка мер по снижению негативных последствий воздействия на экономику Самарской области при вступлении России в ВТО.
Таблица 7.1.3.1 - Динамика структуры товарного экспорта Самарской области по основным странам-партнерам (с долей в экспорте области в 2009 г. >1%)
№ | Страны | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Разница, 2009 г. и 2003 г. |
млн. долл. | |||||||||
| Всего по области | 5070,6 | 5808,4 | 6259,8 | 7798,5 | 6909,5 | 9726,2 | 5220,6 | 150,0 |
1 | Китай | 395,5 | 1643,0 | 2829,3 | 3567,5 | 2063,0 | 2560,8 | 1504,3 | 1108,8 |
2 | Украина | 147,0 | 321,0 | 499,2 | 722,5 | 811,2 | 1059,2 | 353,4 | 206,4 |
3 | Монголия | 116,2 | 176,3 | 236,4 | 286,7 | 387,7 | 681,8 | 343,6 | 227,4 |
4 | Казахстан | 149,7 | 221,0 | 255,8 | 342,1 | 517,6 | 595,5 | 299,5 | 149,9 |
5 | Сингапур | 73,9 | 14,0 | 83,8 | 116,2 | 20,3 | 94,0 | 279,8 | 205,9 |
6 | Соединенные Штаты | 270,0 | 304,6 | 231,5 | 312,9 | 538,4 | 1025,7 | 278,6 | 8,6 |
7 | Италия | 113,3 | 87,2 | 94,0 | 90,8 | 210,8 | 400,4 | 271,6 | 158,3 |
8 | Норвегия | 4,6 | 1,4 | 19,4 | 29,7 | 5,3 | 304,9 | 255,3 | 250,7 |
9 | Польша | 35,7 | 52,3 | 46,3 | 54,7 | 87,8 | 103,0 | 237,2 | 201,5 |
10 | Турция | 191,2 | 287,6 | 286,6 | 252,9 | 229,3 | 291,6 | 178,8 | -12,4 |
11 | Нидерланды | 435,4 | 184,9 | 109,5 | 228,0 | 146,6 | 187,7 | 108,2 | -327,2 |
12 | Финляндия | 122,4 | 49,9 | 36,8 | 9,4 | 7,1 | 39,0 | 107,1 | -15,3 |
13 | Азербайджан | 29,0 | 44,4 | 58,1 | 62,2 | 86,0 | 118,4 | 79,1 | 50,1 |
14 | Узбекистан | 16,3 | 25,0 | 22,2 | 40,1 | 101,9 | 155,7 | 67,7 | 51,5 |
15 | Германия | 190,7 | 58,5 | 105,4 | 100,5 | 179,3 | 164,9 | 65,6 | -125,1 |
16 | Бразилия | 14,7 | 31,4 | 66,8 | 70,9 | 106,0 | 232,5 | 56,0 | 41,3 |
% | |||||||||
| Всего по области | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
|
1 | Китай | 7,8 | 28,3 | 45,2 | 45,7 | 29,9 | 26,3 | 28,8 | 21,0 |
2 | Украина | 2,9 | 5,5 | 8,0 | 9,3 | 11,7 | 10,9 | 6,8 | 3,9 |
3 | Монголия | 2,3 | 3,0 | 3,8 | 3,7 | 5,6 | 7,0 | 6,6 | 4,3 |
4 | Казахстан | 3,0 | 3,8 | 4,1 | 4,4 | 7,5 | 6,1 | 5,7 | 2,8 |
5 | Сингапур | 1,5 | 0,2 | 1,3 | 1,5 | 0,3 | 1,0 | 5,4 | 3,9 |
6 | Соединенные Штаты | 5,3 | 5,2 | 3,7 | 4,0 | 7,8 | 10,5 | 5,3 | 0,0 |
7 | Италия | 2,2 | 1,5 | 1,5 | 1,2 | 3,1 | 4,1 | 5,2 | 3,0 |
8 | Норвегия | 0,1 | 0,0 | 0,3 | 0,4 | 0,1 | 3,1 | 4,9 | 4,8 |
9 | Польша | 0,7 | 0,9 | 0,7 | 0,7 | 1,3 | 1,1 | 4,5 | 3,8 |
10 | Турция | 3,8 | 5,0 | 4,6 | 3,2 | 3,3 | 3,0 | 3,4 | -0,3 |
11 | Нидерланды | 8,6 | 3,2 | 1,8 | 2,9 | 2,1 | 1,9 | 2,1 | -6,5 |
12 | Финляндия | 2,4 | 0,9 | 0,6 | 0,1 | 0,1 | 0,4 | 2,1 | -0,4 |
13 | Азербайджан | 0,6 | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 1,2 | 1,2 | 1,5 | 0,9 |
14 | Узбекистан | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 1,5 | 1,6 | 1,3 | 1,0 |
15 | Германия | 3,8 | 1,0 | 1,7 | 1,3 | 2,6 | 1,7 | 1,3 | -2,5 |
16 | Бразилия | 0,3 | 0,5 | 1,1 | 0,9 | 1,5 | 2,4 | 1,1 | 0,8 |
Источник: Самарастат, Росстат
Немаловажной для развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области является деятельность по улучшению имиджа Самарской области за рубежом.
Правительством Самарской области ежегодно утверждается и реализуется План презентационно-выставочных мероприятий. Так, например, в 2011 г. было подготовлено и проведено 13 значимых мероприятий международного уровня, в том числе:
на территории Самарской области – 7 мероприятий;
на территории России – 4 мероприятия;
за рубежом – 2 мероприятия (Австрийская Республика, Королевство Испании).
В этих мероприятиях приняли участие более 500 предприятий и организаций Самарской области, общая площадь экспозиций «Самарская область» составила более 2000 кв. м.
Мероприятия сопровождаются деловой программой: презентация экономического и инвестиционно-инновационного потенциала области, конференции, круглые столы, семинары, переговоры. В рамках выставочных и презентационных мероприятий проведено более 8000 переговоров.
Конгрессно-выставочная деятельность органов исполнительной власти, предприятий должна быть в большей мере направлена на привлечение иностранных инвестиций. Для активизации этой работы целесообразно провести работу по созданию Конгрессно-выставочного центра и Центра международной торговли Самарской области.
При разработке мер поддержки внешнеэкономической активности важно учитывать перспективные направления федеральной региональной политики, федеральную составляющую в существующем инструментарии регионального развития и в создании принципиально новых инструментов, что можно делать, прежде всего, на основе выделения предметов совместного ведения (полномочий, осуществляемых совместно центром и субъектами)15.
Самарским властям в своей деятельности по GR (Government Relations) следует целенаправленно, в интересах самарской экономики сотрудничать с представителями федеральных органов власти, регулирующих ВТД, имея в виду, что последние обязаны использовать таможенно-тарифные и иные инструменты поддержки экспорта для усиления глобальной конкурентоспособности отечественных обрабатывающих отраслей и сферы услуг16.
У Правительства России в проведении таможенно-тарифной политики есть отраслевые приоритеты, которые самарским властям целесообразно учитывать и по мере возможности использовать в своей деятельности по GR (Government Relations). К приоритетам федерального правительства в отраслевых комплексах Самарской области относятся:
Нефтедобыча и переработка17. В этой отрасли федеральными властями России в частности, намечено законодательно закрепить формулу расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, что позволит обеспечить транспарентность и стабильность прогнозирования долгосрочных финансовых показателей предприятий и планирования их развития и выровнять ставки вывозных таможенных пошлин на «светлые» и «темные» нефтепродукты.
Авиастроение. Для поддержки отечественных производителей в правительственных программах предполагается сохранение высоких ставок ввозных таможенных пошлин (20%) в отношении самолетов, аналоги которых производятся или планируются к производству в Российской Федерации (семейство Ту-204, SSJ, Ан-148). Одновременно планируется снижение ставок ввозных таможенных пошлин на пассажирские и грузовые самолеты, аналоги которых отсутствуют в перспективных планах развития отрасли.
Автомобилестроение. Решения по корректировке ввозных таможенных пошлин на новые автомобили правительство РФ намерено принимать на основе мониторинга объемов и структуры импорта с учетом развития производства автомобилей предприятиями российского автопрома и промышленной сборки.
Химическая промышленность. Здесь правительство России предполагает использовать дифференцированный подход, позволяющий обеспечить достаточный уровень тарифной защиты существующих производств при одновременном снижении уровня ставок ввозных таможенных пошлин на продукцию, производимую в недостаточном количестве и востребованную на внутреннем рынке.
Сельское хозяйство и продовольствие. По мнению МЭР России, на первое место здесь выходит проблема обеспечения продовольственной безопасности страны и сохранения ценовой стабильности на рынке, прежде всего, за счет наращивания производства отечественной продукции. Предполагается нивелировать колебания цен, в том числе, сезонного характера, для этого будут активно использоваться специальные инструменты - тарифные квоты, сезонные и «ценовые» пошлины.
Сельскохозяйственное машиностроение. Для поддержки отечественных производителей на федеральном уровне планируется сохранение высокого уровня таможенно-тарифной защиты в отношении комбайнов и других видов сельскохозяйственной техники.
Медицинская техника. На этом рынке планируется снизить ставки ввозных таможенных пошлин на оборудование и запчасти к нему, предназначенные для заготовки, переработки, хранения донорской крови, а также для оснащения контрольно-аналитических лабораторий качества лекарственных средств.
Для стимулирования внешнеэкономической деятельности Самарской области также важно улучшать ее транспортное сообщение с другими регионами России и странами. Политика региональных властей в этом вопросе должна учитывать складывающийся контекст.
В Транспортной стратегии РФ до 2030 года создание Мультимодальных Логистических Центров (МЛЦ) привязано, главным образом, к крупнейшим аэропортам. Мультимодальный подход к выбору местоположения для МЛЦ требует, чтобы соответствующий пункт был также перекрестком автомобильных и железных дорог, способных обеспечить транспортные перевозки возрастающего объема грузов, поступающих через аэропорт и речной порт. До 2015 года в РФ планируется создание 12 укрупненных центров организации воздушного движения и крупных международных узловых аэропортов, которые, по идее, призваны стать ядром федеральных МЛЦ.
Проект реконструкции международного аэропорта «Курумоч» в Самарской области как проект создания южных воздушных ворот России со стороны среднеазиатских стран СНГ и стран Ближнего Востока имеет серьезные конкурентные преимущества по отношению к другим проектам модернизации международных аэропортов в поволжском регионе, как с позиции национальной безопасности, так и с точки зрения более высокой базовой готовности проекта к реализации.
Географическая близость к странам Центральной Азии, в первую очередь, к Казахстану, наличие развитой железнодорожной инфраструктуры для осуществления торговых связей с ними, функционирование Таможенного союза предопределяют важнейшее значение создания в Самаре (Самарском регионе) МЛЦ. Потенциальная грузовая база Самарского МЛЦ может составить десятки миллионов тонн, особенно за счет существенного (в разы) увеличения товарообмена с Казахстаном и другими странами Центральной Азии. В настоящее время показатели экспорта Самарской области в Казахстан (300 млн. долл. в год) и импорта из этой страны в Самарскую область (24 млн. долл.), являются низкими, не соответствующими политическим установкам Президента и Правительства РФ на развитие интеграционного взаимодействия со странами СНГ, укрепление позиций России на постсоветском пространстве. Эти показатели к 2030 году могут быть доведены до нескольких млрд. долл.
В этой связи необходимо сосредоточить усилия на реальном создании на базе Самарского транспортного узла крупного, сопоставимого с зарубежными аналогами мультимодального транспортно-логистического центра, включающего в комплексе аэропортовую, речную, автодорожную, железнодорожную составляющие, а также информационно-логистическое сопровождение всех видов работ по транспортировке и перегрузке товаров. В результате проведения такой работы должно быть получено полномасштабное стратегическое, техническое, технико-экономическое, финансовое, институциональное и правовое обоснование проекта.18
При осуществлении крупных капиталоемких, с длительными сроками окупаемости инфраструктурных проектов, необходимых для развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области, целесообразно осуществлять их с учетом следующих принципов международного государственно-частного партнерства:
диверсификация источников финансовых ресурсов (в отдельных проектах используются не только кредитные ресурсы, а создаются инвестиционные пулы из банков, страховых компаний, фондов и других финансовых институтов, включая зарубежные);
перераспределение рисков (количество оцениваемых и закрепляемых в контрактах рисков исчисляется десятками на всех стадиях реализации проекта);
страхование и перестрахование инвестиционных рисков, долевое участие в прибылях пропорционально сделанным инвестициям.
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года Содержание
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области 4
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области 290
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области 317
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области 340
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии 352
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области
- 1.1. Текущие показатели и характеристика социально-экономического развития Самарской области
- 1.1.1. Социальное развитие
- На 100 тыс. Человек населения
- 1.1.2. Экономическое развитие
- 1.2. Step- и swot-анализ социально-экономического положения Самарской области
- 1.2.1. Step – Социальные проблемы развития (s)
- 1.2.2. Swot – Социальная сфера (s)
- 1.2.3. Step – Пространственно-территориальные проблемы развития (t)
- 1.2.4. Swot – Пространственно-территориальная сфера (t)
- 1.2.5. Step – Экономические проблемы развития (e)
- 1.2.6. Swot – Экономическая сфера (e)
- 1.2.7. Step – Политико-правовые проблемы развития (p)
- 1.2.8. Swot – Политико-правовая сфера (p)
- 1.3. Конкурентные преимущества Самарской области
- 2. Образ будущего, целевые ориентиры и основные прогнозные сценарии развития Самарской области
- 2.1. Внешние и внуренние факторы развития Самарской области
- 2.2. Прогнозные сценарии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года
- 2.2.1. Целевые ориентиры развития Самарской области
- 2.2.2. Инновационный сценарий развития Самарской области
- 2.2.3. Инерционный сценарий развития Самарской области
- 3. Миссия, приоритетные направления, стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.1. Миссия и девиз Самарской области
- 3.2. Приоритетные направления развития Самарской области
- 3.3. Стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.4. Стратегические проекты – драйверы роста Самарской области
- 3.5. Этапы развития Самарской области
- 4. Основные тенденции социального развития Самарской области
- 4.1. Здравоохранение
- 4.1.1. Основные направления и тенденции развития здравоохранения
- 4.1.2. Ожидаемые результаты развития здравоохранения
- 4.2. Образование
- 4.2.1. Основные направления и тенденции развития в сфере образования
- 4.2.2. Ожидаемые результаты развития сферы образования
- 4.3. Культура
- 4.3.1. Основные направления и тенденции развития в сфере культуры
- 4.3.2. Ожидаемые результаты развития в сфере культуры
- 4.4. Спорт
- 4.4.1. Основные направления и тенденции развития занятости спортом
- 4.4.2. Ожидаемые результаты развития занятости спортом
- 4.5. Экология
- 4.5.1. Текущая ситуация и проблемы экологического развития
- 4.5.2. Основные направления и тенденции экологического развития
- 4.5.3. Ожидаемые результаты развития в сфере экологического развития
- 4.6. Социальная защита
- 4.6.1. Основные направления и тенденции развития социальной защиты
- 4.6.2. Ожидаемые результаты развития социальной защиты населения
- 4.7. Уровень жизни населения
- 4.7.1. Основные направления и тенденции повышения уровня жизни населения
- 4.7.2. Ожидаемые результаты повышения уровня жизни населения
- К 2030 году
- 5. Развитие традиционных и формирование перспективных кластеров Самарской области
- 2.1. Нефтепереработка и нефтехимия.
- 2.2. Автомобилестроение.
- 2.3. Ракетно-космическая промышленность.
- 2.4. Авиационная промышленность.
- 2.5. Двигателестроение.
- 2.6. Химическая промышленность
- 5.1. Базовые кластеры Самарской области
- 5.1.1. Автомобильный кластер
- 5.1.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.1.2. Структура кластера
- 5.1.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.1.2. Аэрокосмический кластер
- 5.1.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.2.2. Структура кластера
- 5.1.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.2.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.3. Кластер нефтедобычи и нефтепереработки
- 5.1.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.3.2. Структура кластера
- 5.1.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.3.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.3.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.4. Химический кластер
- 5.1.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.4.2. Структура кластера
- 5.1.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.4.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.2. Перспективные кластеры Самарской области
- 5.2.1. Агроиндустриальный кластер
- 5.2.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.1.2. Структура кластера
- 5.2.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.1.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.2. Транспортно-логистический кластер
- 5.2.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.2.2. Структура кластера
- 5.2.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.2.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.3. Туристско-рекреационный кластер
- 5.2.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.3.2. Структура кластера
- 5.2.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.4. Кластер информационно-телекоммуникационных технологий
- 5.2.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.4.2. Структура кластера
- 5.2.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.4.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.5. Медицинско-фармацевтический кластер
- 5.2.5.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.5.2. Структура кластера
- 5.2.5.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.5.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.5.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.5.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.5.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.3. Остальные сектора, отрасли и виды производств
- 5.3.1. Энергетика
- 5.3.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.1.2. Структура кластера
- 5.3.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.3.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.2. Строительство
- 5.3.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.2.2. Структура кластера
- 5.3.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.2.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.3. Коммунальное хозяйство
- 5.3.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.3.2. Структура кластера
- 5.3.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.4. Рециклинг и управление отходами
- 5.3.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.4.2. Структура кластера
- 5.3.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.4.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области
- 6.1. Характеристика Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов
- Р исунок 6.1.1 - Картосхема Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов Самарской области
- 6.2. Территориальное деление по признаку организации производства
- 6.3. Полюса роста экономики Самарской области
- 6.4. Особенности и направления территориально-пространственного развития субрегионов
- 6.4.1. Самарско-Тольяттинская агломерация
- 6.4.2. Сызранский субрегион
- 6.4.4. Отрадненский субрегион
- 6.4.5. Нефтегорский субрегион
- 6.4.6. Похвистневский субрегион
- 6.4.7. Сергиевский субрегион
- 6.4.8. Южный субрегион
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области
- 7.1. Расширение рынков сбыта для продукции и услуг, производимых в Самарской области
- 7.1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке товаров
- 7.1.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке услуг
- 7.1.3. Меры по стимулированию развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области
- 7.2. Повышение инвестиционной привлекательности Самарской области для иностранных контрагентов
- 7.2.1. Меры по улучшению инвестиционного климата Самарской области
- 7.3. Использование новых возможностей для экономики Самарской области после вступления России в вто
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области
- 8.1. Индикативные показатели реализации инновационного сценария социально-экономического развития
- 8.2. Индикативные показатели реализации инерционного сценария социально-экономического развития
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии
- 9.1. Механизмы реализации стратегии
- 9.1.1. Кредитно-финансовые механизмы
- 9.1.2. Информационные механизмы
- 9.1.3. Социально-инфраструктурные механизмы
- 9.1.4. Экономические механизмы
- 9.1.5. Техническое регулирование
- 9.1.6. Политические механизмы
- 9.1.7. Внешнеторговая и межрегиональная политика
- 9.1.8. Промышленно-инфраструктурные механизмы
- 9.1.9. Перечень механизмов реализации стратегии
- 9.2. Дорожная карта реализации стратегии