logo search
Proekt_Strategii_SO-2030

7.1.3. Меры по стимулированию развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области

Создание условий для усиления внешнеэкономической активности самарских предприятий связано с мерами, принимаемыми региональными властями, которые дополняют общий институциональный фон в сфере регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД) на федеральном уровне, фундаментом которого является Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»14.

При разработке системы мер поддержки экспорта на региональном уровне необходимо учитывать мировой опыт. При этом необходимо иметь в виду что, как правило, нет даже узких отраслей, в которых бы экспортировали все фирмы, поэтому, говоря о мерах правительственной поддержки, некорректно говорить о неких отраслевых приоритетах, а скорее о приоритетах объектных, о поддержке наиболее эффективных с точки зрения экспортной активности предприятий.

Для развития высокотехнологичного экспорта товаров и услуг в Самарской области также необходимо:

Таблица 7.1.3.1 - Динамика структуры товарного экспорта Самарской области по основным странам-партнерам (с долей в экспорте области в 2009 г. >1%)

Страны

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Разница, 2009 г. и 2003 г.

млн. долл.

 

Всего по области

5070,6

5808,4

6259,8

7798,5

6909,5

9726,2

5220,6

150,0

1

  Китай

395,5

1643,0

2829,3

3567,5

2063,0

2560,8

1504,3

1108,8

2

  Украина

147,0

321,0

499,2

722,5

811,2

1059,2

353,4

206,4

3

  Монголия

116,2

176,3

236,4

286,7

387,7

681,8

343,6

227,4

4

  Казахстан

149,7

221,0

255,8

342,1

517,6

595,5

299,5

149,9

5

  Сингапур

73,9

14,0

83,8

116,2

20,3

94,0

279,8

205,9

6

  Соединенные Штаты

270,0

304,6

231,5

312,9

538,4

1025,7

278,6

8,6

7

  Италия

113,3

87,2

94,0

90,8

210,8

400,4

271,6

158,3

8

  Норвегия

4,6

1,4

19,4

29,7

5,3

304,9

255,3

250,7

9

  Польша

35,7

52,3

46,3

54,7

87,8

103,0

237,2

201,5

10

  Турция

191,2

287,6

286,6

252,9

229,3

291,6

178,8

-12,4

11

  Нидерланды

435,4

184,9

109,5

228,0

146,6

187,7

108,2

-327,2

12

  Финляндия

122,4

49,9

36,8

9,4

7,1

39,0

107,1

-15,3

13

  Азербайджан

29,0

44,4

58,1

62,2

86,0

118,4

79,1

50,1

14

  Узбекистан

16,3

25,0

22,2

40,1

101,9

155,7

67,7

51,5

15

  Германия

190,7

58,5

105,4

100,5

179,3

164,9

65,6

-125,1

16

  Бразилия

14,7

31,4

66,8

70,9

106,0

232,5

56,0

41,3

%

 

Всего по области

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

1

  Китай

7,8

28,3

45,2

45,7

29,9

26,3

28,8

21,0

2

  Украина

2,9

5,5

8,0

9,3

11,7

10,9

6,8

3,9

3

  Монголия

2,3

3,0

3,8

3,7

5,6

7,0

6,6

4,3

4

  Казахстан

3,0

3,8

4,1

4,4

7,5

6,1

5,7

2,8

5

  Сингапур

1,5

0,2

1,3

1,5

0,3

1,0

5,4

3,9

6

  Соединенные Штаты

5,3

5,2

3,7

4,0

7,8

10,5

5,3

0,0

7

  Италия

2,2

1,5

1,5

1,2

3,1

4,1

5,2

3,0

8

  Норвегия

0,1

0,0

0,3

0,4

0,1

3,1

4,9

4,8

9

  Польша

0,7

0,9

0,7

0,7

1,3

1,1

4,5

3,8

10

  Турция

3,8

5,0

4,6

3,2

3,3

3,0

3,4

-0,3

11

  Нидерланды

8,6

3,2

1,8

2,9

2,1

1,9

2,1

-6,5

12

  Финляндия

2,4

0,9

0,6

0,1

0,1

0,4

2,1

-0,4

13

  Азербайджан

0,6

0,8

0,9

0,8

1,2

1,2

1,5

0,9

14

  Узбекистан

0,3

0,4

0,4

0,5

1,5

1,6

1,3

1,0

15

  Германия

3,8

1,0

1,7

1,3

2,6

1,7

1,3

-2,5

16

  Бразилия

0,3

0,5

1,1

0,9

1,5

2,4

1,1

0,8

Источник: Самарастат, Росстат

Немаловажной для развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области является деятельность по улучшению имиджа Самарской области за рубежом.

Правительством Самарской области ежегодно утверждается и реализуется План презентационно-выставочных мероприятий. Так, например, в 2011 г. было подготовлено и проведено 13 значимых мероприятий международного уровня, в том числе:

В этих мероприятиях приняли участие более 500 предприятий и организаций Самарской области, общая площадь экспозиций «Самарская область» составила более 2000 кв. м.

Мероприятия сопровождаются деловой программой: презентация экономического и инвестиционно-инновационного потенциала области, конференции, круглые столы, семинары, переговоры. В рамках выставочных и презентационных мероприятий проведено более 8000 переговоров.

Конгрессно-выставочная деятельность органов исполнительной власти, предприятий должна быть в большей мере направлена на привлечение иностранных инвестиций. Для активизации этой работы целесообразно провести работу по созданию Конгрессно-выставочного центра и Центра международной торговли Самарской области.

При разработке мер поддержки внешнеэкономической активности важно учитывать перспективные направления федеральной региональной политики, федеральную составляющую в существующем инструментарии регионального развития и в создании принципиально новых инструментов, что можно делать, прежде всего, на основе выделения предметов совместного ведения (полномочий, осуществляемых совместно центром и субъектами)15.

Самарским властям в своей деятельности по GR (Government Relations) следует целенаправленно, в интересах самарской экономики сотрудничать с представителями федеральных органов власти, регулирующих ВТД, имея в виду, что последние обязаны использовать таможенно-тарифные и иные инструменты поддержки экспорта для усиления глобальной конкурентоспособности отечественных обрабатывающих отраслей и сферы услуг16.

У Правительства России в проведении таможенно-тарифной политики есть отраслевые приоритеты, которые самарским властям целесообразно учитывать и по мере возможности использовать в своей деятельности по GR (Government Relations). К приоритетам федерального правительства в отраслевых комплексах Самарской области относятся:

Нефтедобыча и переработка17. В этой отрасли федеральными властями России в частности, намечено законодательно закрепить формулу расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, что позволит обеспечить транспарентность и стабильность прогнозирования долгосрочных финансовых показателей предприятий и планирования их развития и выровнять ставки вывозных таможенных пошлин на «светлые» и «темные» нефтепродукты.

Авиастроение. Для поддержки отечественных производителей в правительственных программах предполагается сохранение высоких ставок ввозных таможенных пошлин (20%) в отношении самолетов, аналоги которых производятся или планируются к производству в Российской Федерации (семейство Ту-204, SSJ, Ан-148). Одновременно планируется снижение ставок ввозных таможенных пошлин на пассажирские и грузовые самолеты, аналоги которых отсутствуют в перспективных планах развития отрасли.

Автомобилестроение. Решения по корректировке ввозных таможенных пошлин на новые автомобили правительство РФ намерено принимать на основе мониторинга объемов и структуры импорта с учетом развития производства автомобилей предприятиями российского автопрома и промышленной сборки.

Химическая промышленность. Здесь правительство России предполагает использовать дифференцированный подход, позволяющий обеспечить достаточный уровень тарифной защиты существующих производств при одновременном снижении уровня ставок ввозных таможенных пошлин на продукцию, производимую в недостаточном количестве и востребованную на внутреннем рынке.

Сельское хозяйство и продовольствие. По мнению МЭР России, на первое место здесь выходит проблема обеспечения продовольственной безопасности страны и сохранения ценовой стабильности на рынке, прежде всего, за счет наращивания производства отечественной продукции. Предполагается нивелировать колебания цен, в том числе, сезонного характера, для этого будут активно использоваться специальные инструменты - тарифные квоты, сезонные и «ценовые» пошлины.

Сельскохозяйственное машиностроение. Для поддержки отечественных производителей на федеральном уровне планируется сохранение высокого уровня таможенно-тарифной защиты в отношении комбайнов и других видов сельскохозяйственной техники.

Медицинская техника. На этом рынке планируется снизить ставки ввозных таможенных пошлин на оборудование и запчасти к нему, предназначенные для заготовки, переработки, хранения донорской крови, а также для оснащения контрольно-аналитических лабораторий качества лекарственных средств.

Для стимулирования внешнеэкономической деятельности Самарской области также важно улучшать ее транспортное сообщение с другими регионами России и странами. Политика региональных властей в этом вопросе должна учитывать складывающийся контекст.

В Транспортной стратегии РФ до 2030 года создание Мультимодальных Логистических Центров (МЛЦ) привязано, главным образом, к крупнейшим аэропортам. Мультимодальный подход к выбору местоположения для МЛЦ требует, чтобы соответствующий пункт был также перекрестком автомобильных и железных дорог, способных обеспечить транспортные перевозки возрастающего объема грузов, поступающих через аэропорт и речной порт. До 2015 года в РФ планируется создание 12 укрупненных центров организации воздушного движения и крупных международных узловых аэропортов, которые, по идее, призваны стать ядром федеральных МЛЦ.

Проект реконструкции международного аэропорта «Курумоч» в Самарской области как проект создания южных воздушных ворот России со стороны среднеазиатских стран СНГ и стран Ближнего Востока имеет серьезные конкурентные преимущества по отношению к другим проектам модернизации международных аэропортов в поволжском регионе, как с позиции национальной безопасности, так и с точки зрения более высокой базовой готовности проекта к реализации.

Географическая близость к странам Центральной Азии, в первую очередь, к Казахстану, наличие развитой железнодорожной инфраструктуры для осуществления торговых связей с ними, функционирование Таможенного союза предопределяют важнейшее значение создания в Самаре (Самарском регионе) МЛЦ. Потенциальная грузовая база Самарского МЛЦ может составить десятки миллионов тонн, особенно за счет существенного (в разы) увеличения товарообмена с Казахстаном и другими странами Центральной Азии. В настоящее время показатели экспорта Самарской области в Казахстан (300 млн. долл. в год) и импорта из этой страны в Самарскую область (24 млн. долл.), являются низкими, не соответствующими политическим установкам Президента и Правительства РФ на развитие интеграционного взаимодействия со странами СНГ, укрепление позиций России на постсоветском пространстве. Эти показатели к 2030 году могут быть доведены до нескольких млрд. долл.

В этой связи необходимо сосредоточить усилия на реальном создании на базе Самарского транспортного узла крупного, сопоставимого с зарубежными аналогами мультимодального транспортно-логистического центра, включающего в комплексе аэропортовую, речную, автодорожную, железнодорожную составляющие, а также информационно-логистическое сопровождение всех видов работ по транспортировке и перегрузке товаров. В результате проведения такой работы должно быть получено полномасштабное стратегическое, техническое, технико-экономическое, финансовое, институциональное и правовое обоснование проекта.18

При осуществлении крупных капиталоемких, с длительными сроками окупаемости инфраструктурных проектов, необходимых для развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области, целесообразно осуществлять их с учетом следующих принципов международного государственно-частного партнерства: