18.Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.Ч. Патентная монополия)
Монополистическими преимуществами называют экономические прибыли монополиста, завышенные цены, контроль рынка. Фирма, которая занимает монопольную позицию, получает их в качестве награды за предпринимательскую бдительность и авантюризм. Монополистические преимущества становятся стимулом предпринимательской деятельности, то есть фирмы начинают искать никем не выпускаемые виды продуктов и потребителей.
Характерный вид монополии – патентная монополия. Запатентованное изобретение = позиция фирмы защищена барьерами. Рыночное положение фирмы-монополиста в случае а)-запатентованного изобретения, б)-копирование чужого изобретения(см.рисунок)
Кривая ATC фирмы-изобретателя расположена на ΔATC выше кривой последователя, так разработчик потратил деньги на разработку нового продукта.
Рассмотрим ситуацию, когда в стране нет патентного законодательства (то есть права интеллектуальной собственности не охраняются законом). После изобретения на рынок хлынут многочисленные товары-подражания, они будут преобладать. Равновесный уровень цен установится на уровне PF, который обеспечит безубыточность. Но у изобретателя издержки выше и он, постепенно станет экстрамаржинальной фирмой и покинет данный рынок.
Резюме: в условиях отсутствия патентного законодательства изобретательство убыточно и коммерчески невыгодно.
Вторая ситуация – патентное законодательство введено. Для продукции изобретателя формируется кривая DL, фирма получает на каждую проданную единицу среднюю прибыль Aπ. За время действия патента эта прибыль покроет издержки на НИОКР.
Резюме: изобретательство выгодно, если экономические прибыли за время действия патента компенсируют издержки на его создание.
!!!НАЛИЧИЕ ПАТЕНТНОЙ МОНОПОЛИИ СОЗДАЁТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА!!!
Патентная монополия является частным случаем распространённого явления краткосрочная или временная монополия. Это монополия, обеспечивающая единственному производителю иммунитет от подражания конкурентами на определённый срок после того, как те открыли секрет его коммерческого успеха. Это значит, пока существует краткосрочная монополия, её владелец пользуется всеми преимуществами, но потом конкуренты либо копируют его изобретение, либо создают что-то своё новое и монополия разрушается. Фактор времени в таких условиях играет большую роль. Есть фирмы, которые всегда находятся в зоне краткосрочной монополии (например «Интел» постоянно создаёт новые пентиумы).
Сложно разделить классическую и краткосрочную монополии между собой. В момент создания (ex ante) монополии преобладает конкурентный аспект – чтобы стать монополистом нужно проявить предпринимательскую бдительность. После установления (ex post) фирма может долго пользоваться монополистическими преимуществами.
-
Содержание
- Акционерные общества как форма организации крупного бизнеса.
- 2.Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
- Биржи и ценные бумаги в России.
- 5. Виды трансакционных издержек
- 7) Выбор уровня риска фирмой (отказ от рисков, самострахование, распределение рисков, объединение рисков)
- 8)Дайте характеристику политике ценовой дискриминации.
- 9)Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий (торги за франшизу и др.).
- 10. Дифференцированная земельная рента и ее виды.
- Заработная плата с позиций фирмы: ее формы, системы, управление персоналом
- 12) Инвестиционный проект и критерии его экономической обоснованности
- Отрицательное направление кривой средних долгосрочных издержек (1)
- Участок кривой средних долгосрочных издержек, параллельный оси абсцисс. (2)
- Восходящий участок кривой средних долгосрочных издержек. (3)
- 13)Информационная асимметрия и рынок «лимонов». Фиаско на рынке «лимонов».
- 14) Источники инвестированных ресурсов фирмы (самофинансирование, кредиты, эмиссия ценных бумаг)
- 15. Каковы позитивные и негативные последствия олигополии. Чендлеровская экономия.
- 16. Малый бизнес, его роль в экономике
- 18.Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.Ч. Патентная монополия)
- Невозобновляемые природные ресурсы. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов.
- 20.Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?
- Вопрос 21. Объективные и субъективные причины трудностей в российском аграрном секторе.
- 22. Объясните основное противоречие деятельности профсоюзов в рыночной экономике.
- 23. Оппортунизм субъектов экономики, причины его появления.
- 24. Организационно-правовые формы предприятий.
- 25.Основные подходы к регулированию монополий: достоинства и недостатки.
- Основные черты картеля. Основные принципы картельного соглашения.
- Основные черты рынка монополистической конкуренции.
- 28. Основные черты рынка олигополии.
- 29. Особенности инвестирования в человеческий капитал. Специфический и общий тренинг.
- 30. Особенности антимонопольной политики в России.
- 31. Отличительные черты картелеподобной структуры рынка.
- 32. Отношение к риску (неприятие, предпочтение и нейтральное) и предпринимательство.
- 1) Неприятие риска
- 2) Предпочтение риска
- 3) Нейтральное отношение
- Поведение фирмы в условиях дуополии. Модель Курно.
- Вопрос № 34: «Поведение фирмы монополиста в краткосрочный и долгосрочный период»
- 36.Применение теории дисконтирования к производственным проектам, управлению собственностью, финансовым инвестициям.
- 37. Природа фирмы как экономического субъекта. Почему фирма стала господствующей формой организации производства в рыночной экономике?
- 38. Равновесие на рынке земли. Чему равна цена земли?
- 39) Роль крупного бизнеса в экономике. Процесс концентрации производства.
- Вопрос №40. Рутины, их основные типы и черты
- Вопрос №41. Рынок труда в условиях монопсонии
- Рынок ценных бумаг и его экономические функции. Ценные бумаги и их виды.
- 43) Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс.
- 44. Сущность и особенности информации как экономического ресурса
- 45. Сущность и основные приемы дисконтирования.
- Вопрос 46. Сущность предпринимательства (по Шумпетеру и Кирцнеру)
- Предпринимательство по Шумпетеру.
- Предпринимательство по Кирцнеру.
- 47. Фактор труд, неконкурирующие группы, сущность заработной платы
- 48. Фондовая биржа и ее функции.
- 49. Характеристика земли как фактора производства
- 50. Характеристика картелеподобной структуры рынка. Формы ценового лидерства.
- 51Характеристика российских естественных монополий и меры государственного регулирования в отношении их.
- 52. Характеристика рынка оборотного капитала, показатели ликвидности.
- Вопрос 53. Цели профсоюзов на рынки труда и их противоречие.
- Вопрос 54. Цели фирмы и их многообразие. Роль максимизации прибыли в системе целей фирмы.
- 55)Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где проходит граница ее эффективности?
- 56)Что такое трансакционные издержки? Какова их структура и величина?
- Вопрос №57. Экономическое понимание качества, роль рекламы и pr. Бренды.