logo
Otvety_na_teoriyu(1)

15. Каковы позитивные и негативные последствия олигополии. Чендлеровская экономия.

Некоторые экономисты считают, что олигополия менее желательна, чем чистая монополия, потому что чистые монополии в США часто подвергаются государственному регулированию, чтобы уменьшить злоупотребление рыночной властью. Сговор между олигополистами может привести к ценам и уровню производства, аналогичным чистой монополии, но в то же время будет сохраняться видимость независимости и конкуренции. В последние годы иностранная конкуренция усилила соперничество на многих олигополистических рынках (стальном, автомобильном), и сократила возможности применения таких удобных форм соглашений, как ценовое лидерство и назначение цен выше издержек, стимулировав более конкурентное ценообразование. Так же олигополистические фирмы могут намеренно держать цены ниже уровня, дающего максимальные краткосрочные прибыли, чтобы воспрепятствовать вхождению других фирм, если прочие барьеры не так высоки.

Существует и две точки зрения на появление нововведений, выражающихся в улучшении качества продукции и применении более эффективных методов производства.

Конкурентная точка зрения состоит в том, что конкуренция обеспечивает побудительные мотивы для технического прогресса, т.к. конкурирующие фирмы находятся под постоянным давление, побуждающим улучшать качество продукции и снижать издержки путеи нововведений. Тогда как олигополисты могут иметь стимул для того, чтобы препятствовать нововведениям и сдерживать технический прогресс, т.к. большая корпорация хочет получать максимальные прибыли максимально используя свой уже сделанные капитальные вложения.

Противоположная точка зрения утверждает, что технический прогресс – это конкурентная сила и что крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для быстрого технического прогресса:

только они могут финансировать обширные исследования и внедрение новой продукции,

существование барьеров для вхождения в отрасль дает олигополисту уверенность в получении прибыли после успешного проведения исследований и его внедрения.

Т.е. небольшиеконкурентные фирмы не имеют ни средств, ни стимулов, для того чтобы быть технически прогрессивными, а крупные олигополисты имеют.