2.Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
Главной целью любой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. В случае искусственного монополизма основным направлением является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм. Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка. Выделяют следующие признаки монополизации рынка:
-
переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
-
концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы.
Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах:
-
создании картеля (объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию);
-
системе участий (ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов или все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. То есть, являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие.);
-
личной унии (одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами).
Определяя степень концентрации в той или иной отрасли, государство ориентируется прежде всего на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.
Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Самым распространенным из них является индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI):
HHI= (Х1)²+ (Х2)²+…+ (Хn)²,
где Хn– доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.
Из формулы следует, что чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше значение индекса HHI и наоборот. Рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда HHI<1000 (в США – при HHI<1400).
Так же используется на практике индекс Лернера
L=(P-MC)/P=-1/E,
где L-показатель рыночной власти, Р- цена на продукцию фирмы при определенной величине продаж, а МС- предельные издержки при той же величине продаж. Чем больше разница между монопольной и конкурентной ценами, тем значительнее рыночная власть фирмы. При совершенной конкуренции данный ноэффициент стремится к нулю, при монополии к единице.
Высокая концентрация доли рынка в руках одной фирмы – явление достаточно противоречивое. С одной стороны, оно способствует монополизации отрасли и, исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. С другой стороны, только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии на масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций большие размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством. В связи с описанным противоречием для проведения антимонопольной политики выделяют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки.
Способы проведения антимонопольной политики в отношении искусственных монополий:
-
Поведенческий критерий применения санкций: государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений. (При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Однако его трудно осуществить на практике. Доказать необоснованное монополистическое завышение цен очень сложно. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, достаточно непросто будет отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного взвинчивания самим монополистом.)
-
Структурный критерий применения санкций: государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка.( Этот подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становится ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры. Однако существует неопределенность последствий применения. Таким механическим образом легко разрушать не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики.)
Итак, каждый из подходов имеет свои положительные и отрицательные особенности. Поведенческий подход более либерален по отношению к монополистам, зато при нем мала опасность навредить эффективно действующему крупному предприятию. Именно поэтому его и применяют к уже сложившимся и зарекомендовавшим себя фирмам. Структурный подход жестче, но опаснее. По этой причине его целесообразно применять в предупредительном режиме, когда существует лишь возможность будущей монополизации рынка.
- Акционерные общества как форма организации крупного бизнеса.
- 2.Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
- Биржи и ценные бумаги в России.
- 5. Виды трансакционных издержек
- 7) Выбор уровня риска фирмой (отказ от рисков, самострахование, распределение рисков, объединение рисков)
- 8)Дайте характеристику политике ценовой дискриминации.
- 9)Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий (торги за франшизу и др.).
- 10. Дифференцированная земельная рента и ее виды.
- Заработная плата с позиций фирмы: ее формы, системы, управление персоналом
- 12) Инвестиционный проект и критерии его экономической обоснованности
- Отрицательное направление кривой средних долгосрочных издержек (1)
- Участок кривой средних долгосрочных издержек, параллельный оси абсцисс. (2)
- Восходящий участок кривой средних долгосрочных издержек. (3)
- 13)Информационная асимметрия и рынок «лимонов». Фиаско на рынке «лимонов».
- 14) Источники инвестированных ресурсов фирмы (самофинансирование, кредиты, эмиссия ценных бумаг)
- 15. Каковы позитивные и негативные последствия олигополии. Чендлеровская экономия.
- 16. Малый бизнес, его роль в экономике
- 18.Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.Ч. Патентная монополия)
- Невозобновляемые природные ресурсы. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов.
- 20.Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?
- Вопрос 21. Объективные и субъективные причины трудностей в российском аграрном секторе.
- 22. Объясните основное противоречие деятельности профсоюзов в рыночной экономике.
- 23. Оппортунизм субъектов экономики, причины его появления.
- 24. Организационно-правовые формы предприятий.
- 25.Основные подходы к регулированию монополий: достоинства и недостатки.
- Основные черты картеля. Основные принципы картельного соглашения.
- Основные черты рынка монополистической конкуренции.
- 28. Основные черты рынка олигополии.
- 29. Особенности инвестирования в человеческий капитал. Специфический и общий тренинг.
- 30. Особенности антимонопольной политики в России.
- 31. Отличительные черты картелеподобной структуры рынка.
- 32. Отношение к риску (неприятие, предпочтение и нейтральное) и предпринимательство.
- 1) Неприятие риска
- 2) Предпочтение риска
- 3) Нейтральное отношение
- Поведение фирмы в условиях дуополии. Модель Курно.
- Вопрос № 34: «Поведение фирмы монополиста в краткосрочный и долгосрочный период»
- 36.Применение теории дисконтирования к производственным проектам, управлению собственностью, финансовым инвестициям.
- 37. Природа фирмы как экономического субъекта. Почему фирма стала господствующей формой организации производства в рыночной экономике?
- 38. Равновесие на рынке земли. Чему равна цена земли?
- 39) Роль крупного бизнеса в экономике. Процесс концентрации производства.
- Вопрос №40. Рутины, их основные типы и черты
- Вопрос №41. Рынок труда в условиях монопсонии
- Рынок ценных бумаг и его экономические функции. Ценные бумаги и их виды.
- 43) Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс.
- 44. Сущность и особенности информации как экономического ресурса
- 45. Сущность и основные приемы дисконтирования.
- Вопрос 46. Сущность предпринимательства (по Шумпетеру и Кирцнеру)
- Предпринимательство по Шумпетеру.
- Предпринимательство по Кирцнеру.
- 47. Фактор труд, неконкурирующие группы, сущность заработной платы
- 48. Фондовая биржа и ее функции.
- 49. Характеристика земли как фактора производства
- 50. Характеристика картелеподобной структуры рынка. Формы ценового лидерства.
- 51Характеристика российских естественных монополий и меры государственного регулирования в отношении их.
- 52. Характеристика рынка оборотного капитала, показатели ликвидности.
- Вопрос 53. Цели профсоюзов на рынки труда и их противоречие.
- Вопрос 54. Цели фирмы и их многообразие. Роль максимизации прибыли в системе целей фирмы.
- 55)Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где проходит граница ее эффективности?
- 56)Что такое трансакционные издержки? Какова их структура и величина?
- Вопрос №57. Экономическое понимание качества, роль рекламы и pr. Бренды.