logo
Otvety_na_teoriyu(1)

5. Виды трансакционных издержек

  1. Трансакционные издержки сопровождают и производство, и потребление. Товары и услуги имеют множество свойств, степень проявления которых меняется от одного экземпляра к другому. Оценка проявления нужных свойств чревата затратами (в основном, свободного времени). В результате субъекты вынуждены затрачивать определенные усилия не только в процессе производительной деятельности, но и в процессе потребления. Поэтому правомерным будет деление трансакционных затрат на потребительские и производственные, которые непосредственно несет на себе фирма.

  2. Трансакционные издержки фирмы, как и трансформационные, бывают постоянными и

переменными. К переменным относят затраты, которые растут с увеличением числа трансакций: издержки контроля, принятия решений, а также затраты, связанные с переговорами и поиском информации, и т.д. Постоянные не зависят от объема трансакций и состоят, в первую очередь, из затрат на создание и поддержание структур управления сделками. В их число входят издержки по организации новых отделов внутри компании, регистрация и «запуск» «дочерних структур» для развития нового бизнеса.

  1. Относительно момента заключения контракта различают затраты, «предшествующие сделке» (ex ante) и «возникающие в ходе сделки» (ex post). Первые включают в себя издержки на составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашения. Вторые, связанные с несовершенством механизма урегулирования споров, встречаются в нескольких формах. Во-первых, это затраты по адаптации контракта к непредвиденным событиям, во-вторых, – расходы на судебные тяжбы, частное улаживание споров, в третьих, – все прочие, связанные с точным выполнением контрактных обязательств. Главное отличие между ними заключается в том, что издержки «ex ante» планируются заранее и представляют собой приемлемую для сторон цену взаимодействия, а «ex post» часто возникают непредвиденно. Это потери сторон, которые ставят бизнес под угрозу срыва.

  2. Определенная часть трансакционных издержек принимает форму «специфических активов». Эти активы отличаются тем, что необходимы именно в данной трансакции или в сделке с каким-то конкретным партнером (уникальное оборудование, не имеющее альтернативного применения, особые навыки работников и т.д.). Они характеризуются повышенным риском (при ликвидации фирмы их невозможно продать по «реальной» стоимости). В этом случае говорят о возникновении безвозвратных затрат. Их рыночная оценка будет гораздо меньше изначальных инвестиций либо вообще равна нулю. В качестве примера можно привести неудачную рекламную кампанию, издержки переговоров и поиска информации по несостоявшимся проектам (внушительная статья затрат любой фирмы).

  3. Агентские отношения возникают в том случае, когда одна сторона (агент) действует от имени и по поручению другой (принципал). При этом агент следует пословице «своя рубашка ближе к телу», то есть иногда может игнорировать интересы своего принципала. Примеров такого поведения можно вспомнить много: «отлынивание», сокрытие информации, злоупотребление полномочиями и т.д. Таким образом, агентские издержки – это сумма:

• остаточных потерь;

• издержек контроля со стороны принципала;

• издержек предоставления гарантий со стороны агента.

  1. В зависимости от механизма зарождения трансакционных издержек различают:

• внутренние (управленческие);

• внешние (рыночные);

• политические (издержки политического рынка).

Внешние (рыночные) трансакционные издержки

Рыночные издержки состоят, таким образом, из затрат на проведение переговоров и поиск информации. Причины их появления нам уже известны. С одной стороны, рынок характеризуется состоянием неопределенности. Субъекты не полностью осведомлены, и им приходится выяснять, кто может купить или продать тот или иной товар и на каких условиях. С другой стороны, рыночные трансакции не обезличены. Если стороны решили заключить сделку, им необходимо побольше узнать друг о друге, оценить, насколько это возможно, способность контрагента успешно выполнить свои обязательства. Для выработки приемлемых условий контракта необходимы переговоры (иногда с участием юристов). Кроме того, требуются мероприятия по мониторингу в течение всей сделки, а в случае попыток «уклонения» партнера от исполнения своих обязательств должны быть предприняты действия по его принуждению (в рамках действующих «правил игры») к соблюдению принятых ранее условий.

Классифицировать рыночные издержки можно следующим образом:

• расходы на подготовку контракта (поиск информации);

• расходы на заключение контракта (переговоры и принятие решений);

• расходы на мониторинг и отстаивание своих интересов.

Поиск информации

Как мы уже отметили, субъект, который хочет заключить сделку, будет вынужден провести поиск

партнера, и этот поиск обязательно приведет к издержкам. Причем издержки могут быть прямыми (в

случае, если мы совершаем конкретные действия, такие, как реклама, или наносим визит

потенциальному клиенту), либо косвенными (если мы создаем «организованный рынок» – биржу,

ярмарку и т.д.). В целом можно выделить три группы расходов, которые связаны с информацией и ее поиском:

• издержки, связанные с «общением» сторон (почтовые, курьерские, телефонные расходы,

аренда «переговорных» комнат и т.д.);

• издержки поиска информации о ценах различных поставщиков и покупателей того или иного

продукта;

• расходы на тестирование и контроль качества;

• издержки подбора квалифицированного персонала (Данная проблема – одна из крупнейших в

сфере услуг. Подбор квалифицированного персонала – внушительная статья трансакционных

расходов компаний, работающих в данной области).

Переговоры и принятие решений

Эти издержки возникают в том случае, когда суть сделки примерно ясна и стороны торгуются, пытаясь получить для себя наиболее выгодные условия. Это значительная категория расходов уже потому, что ведение переговоров и принятие решений – функция самых высокооплачиваемых сотрудников компании. Их рабочее время, которое проводится, в основном, на встречах и совещаниях, – прямая и основная статья в рамках данной категории затрат.

Контроль и принуждение

Наличие подписанного контракта с партнером автоматически не

гарантирует нам исполнение обязательств по этому контракту. Кто бы ни являлся нашим контрагентом по сделке, мы должны контролировать соблюдение сроков, соблюдение параметров качества, объемов поставок и т.д. Все эти мероприятия проводятся за счет фирмы ее сотрудниками либо приглашенными специалистами. В любом случае контроль и принуждение являются неотъемлемой и очень важной частью любого бизнеса. Итак, для того чтобы не допустить злоупотреблений по отношению к своей организации со стороны «третьих лиц», субъектам необходимо:

• оценить соответствие всех наиболее важных параметров обмениваемого блага;

• не допустить нарушения своих прав;

• проконтролировать соблюдение всех взятых партнерами обязательств.

В условиях трения, присущего реальному рынку, невозможно полностью контролировать своего

контрагента. Решающую роль здесь играют издержки информации. Полная осведомленность

невозможна вследствие высоких затрат, поэтому и контроль не может быть совершенным. Любые

процедуры контроля – это всегда компромисс между издержками и экономической выгодой.

В качестве примера можно привести кредитование под залог, при котором обеспечение имеет большую ценность по сравнению с полученной ссудой.

Внутренние (управленческие) трансакционные издержки

Данный вид издержек связан с выполнением заключенных фирмой трудовых контрактов:

1)расходы по построению, поддержанию и совершенствованию организационной структуры

компании. Эти расходы связаны с целым спектром операций: управлением персоналом, инвестициями в информационные технологии, PR , лоббированием. Как правило, это постоянные трансакционные издержки;

2)расходы по управлению организацией. Здесь можно выделить две группы издержек:

информационные затраты – наши расходы, связанные с принятием решений, мониторингом и

контролем исполнения распоряжений, проверкой выполнения служебных обязанностей,

агентские издержки, издержки по обработке информации и т. д.;

расходы, связанные с физическим перемещением товаров и комплектующих по

технологическим цепочкам. Примером могут служить внутрифирменные накладные расходы:

транспортные и прочие, связанные с перемещением незавершенной продукции.

Политические трансакционные издержки

Рыночные «правила игры» создаются не на пустом месте. Напротив, они базируются на определенной «политической платформе», которая совместима с «капиталистическим» рынком и способна поддерживать его работу. Создание и функционирование такой структуры, а так же «общественные блага», которые она воспроизводит, требуют издержек. В частности, к политическим трансакционным затратам относятся:

затраты на создание и поддержание властных структур . Они включают в себя издержки

по созданию правовой системы, исполнительного и полицейского аппарата, судов и т.д. Этот

список можно дополнить такими важными элементами политической «надстройки», как партии,

общественные движения и лоббистские структуры, которые непосредственно участвуют в

«политической игре». Все эти организации необходимо создать для «цивилизованной

реализации государственной монополии на власть»;

текущие затраты политической системы. К этой категории мы относим расходы, связанные

с выполнением властью своих контрактных обязательств перед обществом. Напомним, что к

ним относятся предоставление законодательства, национальной безопасности, арбитражные

функции, общественный транспорт, образование и другие.