5. Виды трансакционных издержек
-
Трансакционные издержки сопровождают и производство, и потребление. Товары и услуги имеют множество свойств, степень проявления которых меняется от одного экземпляра к другому. Оценка проявления нужных свойств чревата затратами (в основном, свободного времени). В результате субъекты вынуждены затрачивать определенные усилия не только в процессе производительной деятельности, но и в процессе потребления. Поэтому правомерным будет деление трансакционных затрат на потребительские и производственные, которые непосредственно несет на себе фирма.
-
Трансакционные издержки фирмы, как и трансформационные, бывают постоянными и
переменными. К переменным относят затраты, которые растут с увеличением числа трансакций: издержки контроля, принятия решений, а также затраты, связанные с переговорами и поиском информации, и т.д. Постоянные не зависят от объема трансакций и состоят, в первую очередь, из затрат на создание и поддержание структур управления сделками. В их число входят издержки по организации новых отделов внутри компании, регистрация и «запуск» «дочерних структур» для развития нового бизнеса.
-
Относительно момента заключения контракта различают затраты, «предшествующие сделке» (ex ante) и «возникающие в ходе сделки» (ex post). Первые включают в себя издержки на составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашения. Вторые, связанные с несовершенством механизма урегулирования споров, встречаются в нескольких формах. Во-первых, это затраты по адаптации контракта к непредвиденным событиям, во-вторых, – расходы на судебные тяжбы, частное улаживание споров, в третьих, – все прочие, связанные с точным выполнением контрактных обязательств. Главное отличие между ними заключается в том, что издержки «ex ante» планируются заранее и представляют собой приемлемую для сторон цену взаимодействия, а «ex post» часто возникают непредвиденно. Это потери сторон, которые ставят бизнес под угрозу срыва.
-
Определенная часть трансакционных издержек принимает форму «специфических активов». Эти активы отличаются тем, что необходимы именно в данной трансакции или в сделке с каким-то конкретным партнером (уникальное оборудование, не имеющее альтернативного применения, особые навыки работников и т.д.). Они характеризуются повышенным риском (при ликвидации фирмы их невозможно продать по «реальной» стоимости). В этом случае говорят о возникновении безвозвратных затрат. Их рыночная оценка будет гораздо меньше изначальных инвестиций либо вообще равна нулю. В качестве примера можно привести неудачную рекламную кампанию, издержки переговоров и поиска информации по несостоявшимся проектам (внушительная статья затрат любой фирмы).
-
Агентские отношения возникают в том случае, когда одна сторона (агент) действует от имени и по поручению другой (принципал). При этом агент следует пословице «своя рубашка ближе к телу», то есть иногда может игнорировать интересы своего принципала. Примеров такого поведения можно вспомнить много: «отлынивание», сокрытие информации, злоупотребление полномочиями и т.д. Таким образом, агентские издержки – это сумма:
• остаточных потерь;
• издержек контроля со стороны принципала;
• издержек предоставления гарантий со стороны агента.
-
В зависимости от механизма зарождения трансакционных издержек различают:
• внутренние (управленческие);
• внешние (рыночные);
• политические (издержки политического рынка).
Внешние (рыночные) трансакционные издержки
Рыночные издержки состоят, таким образом, из затрат на проведение переговоров и поиск информации. Причины их появления нам уже известны. С одной стороны, рынок характеризуется состоянием неопределенности. Субъекты не полностью осведомлены, и им приходится выяснять, кто может купить или продать тот или иной товар и на каких условиях. С другой стороны, рыночные трансакции не обезличены. Если стороны решили заключить сделку, им необходимо побольше узнать друг о друге, оценить, насколько это возможно, способность контрагента успешно выполнить свои обязательства. Для выработки приемлемых условий контракта необходимы переговоры (иногда с участием юристов). Кроме того, требуются мероприятия по мониторингу в течение всей сделки, а в случае попыток «уклонения» партнера от исполнения своих обязательств должны быть предприняты действия по его принуждению (в рамках действующих «правил игры») к соблюдению принятых ранее условий.
Классифицировать рыночные издержки можно следующим образом:
• расходы на подготовку контракта (поиск информации);
• расходы на заключение контракта (переговоры и принятие решений);
• расходы на мониторинг и отстаивание своих интересов.
Поиск информации
Как мы уже отметили, субъект, который хочет заключить сделку, будет вынужден провести поиск
партнера, и этот поиск обязательно приведет к издержкам. Причем издержки могут быть прямыми (в
случае, если мы совершаем конкретные действия, такие, как реклама, или наносим визит
потенциальному клиенту), либо косвенными (если мы создаем «организованный рынок» – биржу,
ярмарку и т.д.). В целом можно выделить три группы расходов, которые связаны с информацией и ее поиском:
• издержки, связанные с «общением» сторон (почтовые, курьерские, телефонные расходы,
аренда «переговорных» комнат и т.д.);
• издержки поиска информации о ценах различных поставщиков и покупателей того или иного
продукта;
• расходы на тестирование и контроль качества;
• издержки подбора квалифицированного персонала (Данная проблема – одна из крупнейших в
сфере услуг. Подбор квалифицированного персонала – внушительная статья трансакционных
расходов компаний, работающих в данной области).
Переговоры и принятие решений
Эти издержки возникают в том случае, когда суть сделки примерно ясна и стороны торгуются, пытаясь получить для себя наиболее выгодные условия. Это значительная категория расходов уже потому, что ведение переговоров и принятие решений – функция самых высокооплачиваемых сотрудников компании. Их рабочее время, которое проводится, в основном, на встречах и совещаниях, – прямая и основная статья в рамках данной категории затрат.
Контроль и принуждение
Наличие подписанного контракта с партнером автоматически не
гарантирует нам исполнение обязательств по этому контракту. Кто бы ни являлся нашим контрагентом по сделке, мы должны контролировать соблюдение сроков, соблюдение параметров качества, объемов поставок и т.д. Все эти мероприятия проводятся за счет фирмы ее сотрудниками либо приглашенными специалистами. В любом случае контроль и принуждение являются неотъемлемой и очень важной частью любого бизнеса. Итак, для того чтобы не допустить злоупотреблений по отношению к своей организации со стороны «третьих лиц», субъектам необходимо:
• оценить соответствие всех наиболее важных параметров обмениваемого блага;
• не допустить нарушения своих прав;
• проконтролировать соблюдение всех взятых партнерами обязательств.
В условиях трения, присущего реальному рынку, невозможно полностью контролировать своего
контрагента. Решающую роль здесь играют издержки информации. Полная осведомленность
невозможна вследствие высоких затрат, поэтому и контроль не может быть совершенным. Любые
процедуры контроля – это всегда компромисс между издержками и экономической выгодой.
В качестве примера можно привести кредитование под залог, при котором обеспечение имеет большую ценность по сравнению с полученной ссудой.
Внутренние (управленческие) трансакционные издержки
Данный вид издержек связан с выполнением заключенных фирмой трудовых контрактов:
1)расходы по построению, поддержанию и совершенствованию организационной структуры
компании. Эти расходы связаны с целым спектром операций: управлением персоналом, инвестициями в информационные технологии, PR , лоббированием. Как правило, это постоянные трансакционные издержки;
2)расходы по управлению организацией. Здесь можно выделить две группы издержек:
• информационные затраты – наши расходы, связанные с принятием решений, мониторингом и
контролем исполнения распоряжений, проверкой выполнения служебных обязанностей,
агентские издержки, издержки по обработке информации и т. д.;
• расходы, связанные с физическим перемещением товаров и комплектующих по
технологическим цепочкам. Примером могут служить внутрифирменные накладные расходы:
транспортные и прочие, связанные с перемещением незавершенной продукции.
Политические трансакционные издержки
Рыночные «правила игры» создаются не на пустом месте. Напротив, они базируются на определенной «политической платформе», которая совместима с «капиталистическим» рынком и способна поддерживать его работу. Создание и функционирование такой структуры, а так же «общественные блага», которые она воспроизводит, требуют издержек. В частности, к политическим трансакционным затратам относятся:
• затраты на создание и поддержание властных структур . Они включают в себя издержки
по созданию правовой системы, исполнительного и полицейского аппарата, судов и т.д. Этот
список можно дополнить такими важными элементами политической «надстройки», как партии,
общественные движения и лоббистские структуры, которые непосредственно участвуют в
«политической игре». Все эти организации необходимо создать для «цивилизованной
реализации государственной монополии на власть»;
• текущие затраты политической системы. К этой категории мы относим расходы, связанные
с выполнением властью своих контрактных обязательств перед обществом. Напомним, что к
ним относятся предоставление законодательства, национальной безопасности, арбитражные
функции, общественный транспорт, образование и другие.
- Акционерные общества как форма организации крупного бизнеса.
- 2.Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
- Биржи и ценные бумаги в России.
- 5. Виды трансакционных издержек
- 7) Выбор уровня риска фирмой (отказ от рисков, самострахование, распределение рисков, объединение рисков)
- 8)Дайте характеристику политике ценовой дискриминации.
- 9)Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий (торги за франшизу и др.).
- 10. Дифференцированная земельная рента и ее виды.
- Заработная плата с позиций фирмы: ее формы, системы, управление персоналом
- 12) Инвестиционный проект и критерии его экономической обоснованности
- Отрицательное направление кривой средних долгосрочных издержек (1)
- Участок кривой средних долгосрочных издержек, параллельный оси абсцисс. (2)
- Восходящий участок кривой средних долгосрочных издержек. (3)
- 13)Информационная асимметрия и рынок «лимонов». Фиаско на рынке «лимонов».
- 14) Источники инвестированных ресурсов фирмы (самофинансирование, кредиты, эмиссия ценных бумаг)
- 15. Каковы позитивные и негативные последствия олигополии. Чендлеровская экономия.
- 16. Малый бизнес, его роль в экономике
- 18.Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.Ч. Патентная монополия)
- Невозобновляемые природные ресурсы. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов.
- 20.Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?
- Вопрос 21. Объективные и субъективные причины трудностей в российском аграрном секторе.
- 22. Объясните основное противоречие деятельности профсоюзов в рыночной экономике.
- 23. Оппортунизм субъектов экономики, причины его появления.
- 24. Организационно-правовые формы предприятий.
- 25.Основные подходы к регулированию монополий: достоинства и недостатки.
- Основные черты картеля. Основные принципы картельного соглашения.
- Основные черты рынка монополистической конкуренции.
- 28. Основные черты рынка олигополии.
- 29. Особенности инвестирования в человеческий капитал. Специфический и общий тренинг.
- 30. Особенности антимонопольной политики в России.
- 31. Отличительные черты картелеподобной структуры рынка.
- 32. Отношение к риску (неприятие, предпочтение и нейтральное) и предпринимательство.
- 1) Неприятие риска
- 2) Предпочтение риска
- 3) Нейтральное отношение
- Поведение фирмы в условиях дуополии. Модель Курно.
- Вопрос № 34: «Поведение фирмы монополиста в краткосрочный и долгосрочный период»
- 36.Применение теории дисконтирования к производственным проектам, управлению собственностью, финансовым инвестициям.
- 37. Природа фирмы как экономического субъекта. Почему фирма стала господствующей формой организации производства в рыночной экономике?
- 38. Равновесие на рынке земли. Чему равна цена земли?
- 39) Роль крупного бизнеса в экономике. Процесс концентрации производства.
- Вопрос №40. Рутины, их основные типы и черты
- Вопрос №41. Рынок труда в условиях монопсонии
- Рынок ценных бумаг и его экономические функции. Ценные бумаги и их виды.
- 43) Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс.
- 44. Сущность и особенности информации как экономического ресурса
- 45. Сущность и основные приемы дисконтирования.
- Вопрос 46. Сущность предпринимательства (по Шумпетеру и Кирцнеру)
- Предпринимательство по Шумпетеру.
- Предпринимательство по Кирцнеру.
- 47. Фактор труд, неконкурирующие группы, сущность заработной платы
- 48. Фондовая биржа и ее функции.
- 49. Характеристика земли как фактора производства
- 50. Характеристика картелеподобной структуры рынка. Формы ценового лидерства.
- 51Характеристика российских естественных монополий и меры государственного регулирования в отношении их.
- 52. Характеристика рынка оборотного капитала, показатели ликвидности.
- Вопрос 53. Цели профсоюзов на рынки труда и их противоречие.
- Вопрос 54. Цели фирмы и их многообразие. Роль максимизации прибыли в системе целей фирмы.
- 55)Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где проходит граница ее эффективности?
- 56)Что такое трансакционные издержки? Какова их структура и величина?
- Вопрос №57. Экономическое понимание качества, роль рекламы и pr. Бренды.