Основные черты рынка монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция-одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для обозначения которого экномисты не случайно используют название, включающее оба этих термина.
-
Дифференциация продукции
-
Малые размеры и немногочисленность фирм
-
Низкие барьеры (дифференциация продукции)
-
Несовершенная информация
На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпускумягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка-всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.
Дифференциация продукта.Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» и обладает известной властью на рынке.
Сегментация рынка.Каждая фирма контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части, их называют сегментами рынка.
Факторы дифференциации продукции:
-качественные различия. Дополнительные потребительские свойства, т.е. особенности товара, которые влияют на легкость и удобство его использования.Местоположение товара (заправочные станции).
-различия в сервисе. Для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание, сервис в момент покупки, послепродажное обслуживание. В результате один и тот же продукт разлагается на целый спектр разновидностей, резко различающихся по своим сервисным характеристикам и поэтому превращающихся вроде бы в совершенно разные товары.
-различия в рекламе. Во-первых, реклама проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных продуктов. Во-вторых, способствует формированию новых потребностей. В-третьих, создает дифференциацию продуктов там, где действительно разницы между ними нет.
В отличие от рынка совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция-часто встречаемая модель рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей.
- Акционерные общества как форма организации крупного бизнеса.
- 2.Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
- Биржи и ценные бумаги в России.
- 5. Виды трансакционных издержек
- 7) Выбор уровня риска фирмой (отказ от рисков, самострахование, распределение рисков, объединение рисков)
- 8)Дайте характеристику политике ценовой дискриминации.
- 9)Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий (торги за франшизу и др.).
- 10. Дифференцированная земельная рента и ее виды.
- Заработная плата с позиций фирмы: ее формы, системы, управление персоналом
- 12) Инвестиционный проект и критерии его экономической обоснованности
- Отрицательное направление кривой средних долгосрочных издержек (1)
- Участок кривой средних долгосрочных издержек, параллельный оси абсцисс. (2)
- Восходящий участок кривой средних долгосрочных издержек. (3)
- 13)Информационная асимметрия и рынок «лимонов». Фиаско на рынке «лимонов».
- 14) Источники инвестированных ресурсов фирмы (самофинансирование, кредиты, эмиссия ценных бумаг)
- 15. Каковы позитивные и негативные последствия олигополии. Чендлеровская экономия.
- 16. Малый бизнес, его роль в экономике
- 18.Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.Ч. Патентная монополия)
- Невозобновляемые природные ресурсы. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов.
- 20.Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?
- Вопрос 21. Объективные и субъективные причины трудностей в российском аграрном секторе.
- 22. Объясните основное противоречие деятельности профсоюзов в рыночной экономике.
- 23. Оппортунизм субъектов экономики, причины его появления.
- 24. Организационно-правовые формы предприятий.
- 25.Основные подходы к регулированию монополий: достоинства и недостатки.
- Основные черты картеля. Основные принципы картельного соглашения.
- Основные черты рынка монополистической конкуренции.
- 28. Основные черты рынка олигополии.
- 29. Особенности инвестирования в человеческий капитал. Специфический и общий тренинг.
- 30. Особенности антимонопольной политики в России.
- 31. Отличительные черты картелеподобной структуры рынка.
- 32. Отношение к риску (неприятие, предпочтение и нейтральное) и предпринимательство.
- 1) Неприятие риска
- 2) Предпочтение риска
- 3) Нейтральное отношение
- Поведение фирмы в условиях дуополии. Модель Курно.
- Вопрос № 34: «Поведение фирмы монополиста в краткосрочный и долгосрочный период»
- 36.Применение теории дисконтирования к производственным проектам, управлению собственностью, финансовым инвестициям.
- 37. Природа фирмы как экономического субъекта. Почему фирма стала господствующей формой организации производства в рыночной экономике?
- 38. Равновесие на рынке земли. Чему равна цена земли?
- 39) Роль крупного бизнеса в экономике. Процесс концентрации производства.
- Вопрос №40. Рутины, их основные типы и черты
- Вопрос №41. Рынок труда в условиях монопсонии
- Рынок ценных бумаг и его экономические функции. Ценные бумаги и их виды.
- 43) Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс.
- 44. Сущность и особенности информации как экономического ресурса
- 45. Сущность и основные приемы дисконтирования.
- Вопрос 46. Сущность предпринимательства (по Шумпетеру и Кирцнеру)
- Предпринимательство по Шумпетеру.
- Предпринимательство по Кирцнеру.
- 47. Фактор труд, неконкурирующие группы, сущность заработной платы
- 48. Фондовая биржа и ее функции.
- 49. Характеристика земли как фактора производства
- 50. Характеристика картелеподобной структуры рынка. Формы ценового лидерства.
- 51Характеристика российских естественных монополий и меры государственного регулирования в отношении их.
- 52. Характеристика рынка оборотного капитала, показатели ликвидности.
- Вопрос 53. Цели профсоюзов на рынки труда и их противоречие.
- Вопрос 54. Цели фирмы и их многообразие. Роль максимизации прибыли в системе целей фирмы.
- 55)Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где проходит граница ее эффективности?
- 56)Что такое трансакционные издержки? Какова их структура и величина?
- Вопрос №57. Экономическое понимание качества, роль рекламы и pr. Бренды.