logo
Otvety_na_teoriyu(1)

47. Фактор труд, неконкурирующие группы, сущность заработной платы

Особенность рынка труда заключается в том, что в отличие от других факторов производства продавцами труда являются только домохозяйства. Собственники фактора «труд» и его потенциальные продавцы- практически все жители страны, за исключением нетрудоспосоных лиц (детей, стариков, инвалидов)

Структуру совокупной рабочей силы, принято подразделять на неконкурирующие группы.

Каждая неконкурирующая группа обычно состоит из работников либо одной профессии, либо одинаковой квалификации. Но деление на неконкурирующие группы достаточно условно и изменчиво. Иногда профессиональные обязанности определенного рода могут исполнять не только работники данной специальности, но и смежных профессий. Напротив, в других случаях в рамках одной профессии возникают неконкурирующие группы. Так, всегда есть специалисты высочайшего класса, стоящие, по сути, вне конкуренции. Подобная ситуация складывается, как правило, в среде менеджеров и врачей, ученых и изобретателей. Она наглядно обнаруживается в спорте, в различных областях искусства и литературы, т.е. во всех видах деятельности, где особо ценится индивидуальный талант и неповторимость.

Во всех случаях выделения какой-либо неконкурирующей группы надо исходить из главного критерия: включаемые в нее работники практически не вступают в конкуренцию с работниками других групп. Именно существование неконкурйрующих групп вызывает на рынке труда такое парадоксальное явление, как одновременное наличие на нем вакансий (свободных рабочих мест) и безработицы.

Заработная плата – это доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги.

Номинальная зарплата представляет собой сумму денег, получаемую за выполнение некоторой трудовой услуги.

Реальная зарплата выражается в том количестве товаров и услуг, которые могут быть куплены на номинальную зарплату.

Реальная зарплата — это покупательная способность зарплаты. Сама эта покупательная способность находится в прямой зависимости от величины номинальной зарплаты и в обратной — от уровня цен (Р) на потребительские товары и услуги