logo
Otvety_na_teoriyu(1)

25.Основные подходы к регулированию монополий: достоинства и недостатки.

Основной метод борьбы с негативными сторонами естественных монополий - государственный контроль над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или над объемом их производства (например, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию). 

Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры напрямую зависят от того конкретного уровня, на котором будут закреплены цены.

Варианты закрепления цен:

  1. Наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (Р=МС=D). (рис.1)

Главным последствием установления максимальной цены с точки зрения поведения фирмы-монополиста является изменение кривой предельного дохода (из положения MR кривая смещается в положение MR1, совпадающее с максимально дозволенной величиной цен Preg). Это вызвано тем, что монополист не может поднять цену выше указанного уровня даже при тех объемах производства, где кривая спроса объективно позволяет сделать это.

Далее в силу вступает правило MC=MR, по которому монополист сам без всякого государственного принуждения будет стремиться довести объем производства до Qreg, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек.

Рис.1 Регулирование цен продукции естественной монополии с целью максимизации производства

На рис. 1 хорошо видны и другие достоинства такого способа ограничения монополистических цен:

К недостаткам описываемого метода регулирования, которые возникают в силу того, что устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними издержками, можно отнести:

  1. Максимальная цена устанавливается на уровне пересечения кривой средних издержек и линии спроса (Preg=ATC=D).

В данном случае средние издержки точно равны продажной цене, поэтому естественный монополист работает без убытков и прибылей.

Рис.2 Регулирование цен продукции естественной монополии с целью

обеспечения безубыточности производства

На рис.2 видно, что и этот подход к регулированию решает задачу прироста производства (Qreg>QM) и понижения цены (Preg <MR). Однако на этот раз правило MR=MC действует против регулирующих органов.

До точки пересечения кривой предельного дохода MR1 и кривой предельных издержек MC фирме-монополисту будет выгодно увеличение производства. Однако после этой точки (N) лишний произведенный товар будет вызывать больше издержек, чем приносить доходов, так как на этом участке MC>MR.

Очевидно, что монополист будет стремиться остановить производство на уровне QN и не доводить его до Qreg. Поскольку спрос при цене Preg составит именно Qreg, то на рынке возникнет дефицит (Qreg>QN). Таким образом, второй подход к ценовому регулированию тоже не идеален. В чистом виде он вызывает товарные дефициты и поэтому требует дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам. Например, государство может составить список потребителей, которых обязан снабжать естественный монополист.

Способы проведения антимонопольной политики в отношении искусственных монополий:

1.Поведенческий критерий применения санкций: государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений. (При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Однако его трудно осуществить на практике. Доказать необоснованное монополистическое завышение цен очень сложно. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, достаточно непросто будет отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного взвинчивания самим монополистом.)

2.Структурный критерий применения санкций: государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка.( Этот подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становится ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры.  Однако существует неопределенность последствий применения. Таким механическим образом легко разрушать не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики.)