Акционерные общества как форма организации крупного бизнеса.
Доля крупных предприятий в общей численности компаний невелика (0,1%- во Франции, 0,2%- в США). Однако ими создается бОльшая часть всех продуктов страны - около 50%.
Высокая эффективность крупных компаний обеспечивается за счет:
• экономии на масштабах производства;
• сокращения безусловных постоянных (квазипостоянных) издержек;
• снижения внешних трансакционных издержек.
Основной проблемой любого крупного предприятия является накопление достаточно большого капитала. Дело в том, что единоличным предпринимателям обычно не под силу создать крупное производство в промышленности. Требуется объединение капиталов, причем не капиталов узкого круга лиц, а широкой публики.
Основной организационной формой крупного предприятия стало акционерное общество (АО) или, как его еще называют, корпорация. Деятельность акционерного общества основана на объединении капиталов большого числа участников. Свидетельством вложения капитала в фирму является акция, она же дает владельцу (акционеру) право на получение дохода и участие в управление АО.
Преимущества АО:
1. Возможность привлечения значительных финансовых ресурсов, необходимых для крупного производства при современных масштабах экономики.
2. Акционерная компания представляет собой общество с ограниченной ответственностью. Дело в том, что, с одной стороны, большие размеры фирмы служат известной гарантией надежности ведения бизнеса с ней. Поэтому для понижения трансакционных издержек нет нужды в таком своеобразном залоге, каким для мелкой фирмы является личное имущество ее владельца. С другой стороны, ограниченная ответственность способствует привлечению капиталов мелких инвесторов. В случае банкротства предприятия акционер теряет только сумму, которую он вложил в данное предприятие. Это гарантирует акционерам снижение риска, что особенно важно именно для мелких акционеров, для которых данное капиталовложение отнюдь не является делом жизни. При этом акционер сохраняет возможность полноправного участия в получении прибылей.
3. Является наиболее устойчивой формой объединения капиталов. Выход участника из АО происходит путем продажи акций другому лицу. Поэтому выбытие одного или нескольких не приводит к остановке производства. Предприятие продолжает работать, сохраняя преемственность руководства (менеджмента)
4. Использует профессиональный менеджмент, или наемных управляющих, специально подготовленных для деятельности в определенной области и поэтому способных эффективно решать сложные вопросы.
Недостатки АО:
1. Организация и ликвидация акционерной компании требует высоких затрат.
2. Сложная организационная структура АО способствует его бюрократизации.
3. Участие акционеров в управлении акционерным обществом и контроль собственников за ним существенно слабее власти хозяина в малой фирме.
4. Прибыль компании дважды облагается налогом на прибыль. Первый раз - полученная прибыль в целом, второй - с полученных акционерами дивидендов, но меньше.
Существует 2 вида акционерных обществ:
1. Закрытое акционерное общество. Капитал этого предприятия распределен среди замкнутого круга лиц. Акции могут переходить от одного лица к другому только при согласии большинства акционеров. Для акционерных обществ закрытого типа характерна зависимость между обладанием акциями и выполнением акционерами каких-либо функций в деятельности компании. Поэтому акционерами ЗАО чаще всего являются члены трудового коллектива, высшие менеджеры, крупные инвесторы-учредители предприятия, фирмы-смежники. В силу всех этих ограничений избрание формы ЗАО затрудняет свободный приток капиталов, но гарантирует фирму от захвата со стороны путем скупки акций.
2. Открытое акционерное общество представляет собой предприятие, акции которого распространяются по открытой подписке. Купить акции и стать акционером может любой человек. Акции ОАО свободно продаются. С целью предоставления информации о деятельности предприятия, необходимой для акционеров, АО обязано ежегодно публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и ее использовании и др.
Характерной чертой акционерного общества является разделение в рамках пучка прав собственности функций владения и управления.
- Акционерные общества как форма организации крупного бизнеса.
- 2.Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
- Биржи и ценные бумаги в России.
- 5. Виды трансакционных издержек
- 7) Выбор уровня риска фирмой (отказ от рисков, самострахование, распределение рисков, объединение рисков)
- 8)Дайте характеристику политике ценовой дискриминации.
- 9)Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий (торги за франшизу и др.).
- 10. Дифференцированная земельная рента и ее виды.
- Заработная плата с позиций фирмы: ее формы, системы, управление персоналом
- 12) Инвестиционный проект и критерии его экономической обоснованности
- Отрицательное направление кривой средних долгосрочных издержек (1)
- Участок кривой средних долгосрочных издержек, параллельный оси абсцисс. (2)
- Восходящий участок кривой средних долгосрочных издержек. (3)
- 13)Информационная асимметрия и рынок «лимонов». Фиаско на рынке «лимонов».
- 14) Источники инвестированных ресурсов фирмы (самофинансирование, кредиты, эмиссия ценных бумаг)
- 15. Каковы позитивные и негативные последствия олигополии. Чендлеровская экономия.
- 16. Малый бизнес, его роль в экономике
- 18.Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.Ч. Патентная монополия)
- Невозобновляемые природные ресурсы. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов.
- 20.Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?
- Вопрос 21. Объективные и субъективные причины трудностей в российском аграрном секторе.
- 22. Объясните основное противоречие деятельности профсоюзов в рыночной экономике.
- 23. Оппортунизм субъектов экономики, причины его появления.
- 24. Организационно-правовые формы предприятий.
- 25.Основные подходы к регулированию монополий: достоинства и недостатки.
- Основные черты картеля. Основные принципы картельного соглашения.
- Основные черты рынка монополистической конкуренции.
- 28. Основные черты рынка олигополии.
- 29. Особенности инвестирования в человеческий капитал. Специфический и общий тренинг.
- 30. Особенности антимонопольной политики в России.
- 31. Отличительные черты картелеподобной структуры рынка.
- 32. Отношение к риску (неприятие, предпочтение и нейтральное) и предпринимательство.
- 1) Неприятие риска
- 2) Предпочтение риска
- 3) Нейтральное отношение
- Поведение фирмы в условиях дуополии. Модель Курно.
- Вопрос № 34: «Поведение фирмы монополиста в краткосрочный и долгосрочный период»
- 36.Применение теории дисконтирования к производственным проектам, управлению собственностью, финансовым инвестициям.
- 37. Природа фирмы как экономического субъекта. Почему фирма стала господствующей формой организации производства в рыночной экономике?
- 38. Равновесие на рынке земли. Чему равна цена земли?
- 39) Роль крупного бизнеса в экономике. Процесс концентрации производства.
- Вопрос №40. Рутины, их основные типы и черты
- Вопрос №41. Рынок труда в условиях монопсонии
- Рынок ценных бумаг и его экономические функции. Ценные бумаги и их виды.
- 43) Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс.
- 44. Сущность и особенности информации как экономического ресурса
- 45. Сущность и основные приемы дисконтирования.
- Вопрос 46. Сущность предпринимательства (по Шумпетеру и Кирцнеру)
- Предпринимательство по Шумпетеру.
- Предпринимательство по Кирцнеру.
- 47. Фактор труд, неконкурирующие группы, сущность заработной платы
- 48. Фондовая биржа и ее функции.
- 49. Характеристика земли как фактора производства
- 50. Характеристика картелеподобной структуры рынка. Формы ценового лидерства.
- 51Характеристика российских естественных монополий и меры государственного регулирования в отношении их.
- 52. Характеристика рынка оборотного капитала, показатели ликвидности.
- Вопрос 53. Цели профсоюзов на рынки труда и их противоречие.
- Вопрос 54. Цели фирмы и их многообразие. Роль максимизации прибыли в системе целей фирмы.
- 55)Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где проходит граница ее эффективности?
- 56)Что такое трансакционные издержки? Какова их структура и величина?
- Вопрос №57. Экономическое понимание качества, роль рекламы и pr. Бренды.