logo search
Proekt_Strategii_SO-2030

9.1.4. Экономические механизмы

Круг экономических механизмов воздействия на социально-экономическое развитие весьма широк. Важное место в числе экономических мер принадлежит регулированию территориального размещения производства. В этой группе мер следует отметить создание экономических зон с особым статусом.

В отличие от ряда других механизмов, сложно выделить отраслевую привязку данной группы мер.

Мероприятия, проводимые в рамках территориального размещения производства, также разнообразны. К ним может относиться создание особого налогового режима на территории экономической зоны, отбор или формирование управляющих компаний и специализированных организаций для реализации планов и мероприятий по реновации, развитию и застройке территорий, а также участие в конкурсах по созданию особых экономических зон, проводимых федеральными органами власти.

Наиболее широко используемым в настоящее время механизмом экономического воздействия на развитие предприятий является ценовое регулирование.

Ценовое регулирование может решать разные задачи и осуществляться различными способами. К этой группе механизмов относятся защита экономических интересов потребителей от необоснованного завышения цен, недопущение продажи товаров по демпинговым ценам, поддержание уровня гарантированных закупочных цен, заключение отраслевых и межотраслевых ценовых соглашений.

При контроле над ценообразованием в естественно-монопольных секторах экономики уделяется внимание экономическому обоснованию тарифов, которое предполагает анализ себестоимости продукции предприятий.

Ценообразование в сфере естественных монополий должно отвечать требованиям повышения инвестиционной привлекательности регулируемых видов деятельности. Для этого необходима разработка и реализация последовательной долгосрочной тарифной политики в инфраструктурных секторах при обеспечении, с одной стороны, гарантий возврата вложенных инвестиций, с другой стороны, максимальную эффективность инвестирования.

К числу экономических мер относится регулирования доступа хозяйствующих субъектов к различным видам производственных ресурсов – помещений, оборудования, природных ресурсов. Правительством могут регулироваться условия предоставления и аннулирования права пользования ресурсами.

Следует обратить внимание на такой механизм, как предоставление в аренду имущества, находящегося в государственной собственности. Данный вид мероприятий является одним из наиболее распространенных экономических инструментов.

Государственное имущество может предоставляться в аренду на льготных условиях. Законодательство может предусматривать определенные требования к хозяйствующим субъектам, претендующим на получение льгот.

Вопросы управления государственным имуществом не ограничиваются его предоставлением в аренду. К числу механизмов реализации стратегии также относятся управление унитарными предприятиями, включая их создание, реорганизацию, ликвидацию и приватизацию.

К управлению государственным имуществом относятся также такие меры, как управление процессами приватизации и предприятиями-должниками.

Способом управления предприятиями-должниками может быть создание управляющих компаний, которым такие предприятия передаются на конкурсной основе в доверительное управление.

Экономические методы воздействия на промышленные предприятия предполагают осуществление контрольно-надзорных мероприятий, направленных на оценку эффективности хозяйственной деятельности и использования ресурсов, обеспечение выполнения условий договоров, поддержание конкуренции на товарных рынках.

Для обеспечения эффективности контрольных мероприятий необходима координация деятельности различных субъектов контроля – налоговых, правоохранительных органов и др.

Широкий круг экономических инструментов касается содействия предприятиям в решении различных вопросов – развитие производства, продвижение продукции, инвестиционная и инновационная деятельность, доступ к ресурсам и их использование.