Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики
Многоукладный характер российский экономики, принципиально различающиеся технологический уровень и институциональные условия развития различных секторов исключают возможность определения единой, универсальной для всех секторов модели инновационного развития. Государство будет содействовать росту инновационной активности компаний, повышению результативности их инновационной деятельности, но при этом сами компании должны определить конкретные пути и формы инновационной деятельности.
Рисунок 11. Различие моделей инновационного развития вследствие многоукладности экономики
Для обеспечения устойчивого прогресса в переходе экономики на инновационный путь развития важным станет сочетание следующих направлений инновационного развития секторов российской экономики:
повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала высокотехнологичных секторов экономики на основе разработки и внедрения передовых технологий;
разработка совокупности «прорывных» технологий, определяющих возможность формирования новых рынков высокотехнологичной продукции (услуг), развития новых индустрий, модернизации широкого круга секторов экономики;
быстрое распространение отдельных современных технологий в секторах с горизонтальной организацией;
технологическая модернизация публичного сектора и инфраструктурных секторов, расширение спектра новых и качественных публичных услуг;
повышение эффективности, снижение ресурсоемкости, расширение переделов в сырьевых отраслях и энергетике.
Как результат, в перспективе Россия может достичь 5-10% доли на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям, включая:
ядерные технологии;
авиастроение;
судостроение;
программное обеспечение;
вооружения и военная техника;
образовательные услуги;
космические услуги и производство ракетно-космической техники.
Наряду с этим Россия может занимать ведущие позиции в фундаментальных и прикладных научных разработках и связанных с ними технологиях (IT, нано-, биотехнологии и т.д.).
В сфере «традиционных» для российской экономики отраслей результатом должно стать создание национальной энергетики нового технологического уровня, формирование научно-технических заделов, превышающих мировой уровень, построение интеллектуальной энергетической инфраструктуры страны.
Повышение конкурентоспособности высокотехнологичных секторов
Среди концентрированных высокотехнологичных секторов – авиастроение, космический и оборонно-промышленный комплекс, атомная энергетика. Для этих секторов характерно наличие крупных компаний с внутрифирменной наукой, сильная вертикальная кооперация, существенный экспортный потенциал.
Основными инструментами поддержки станут государственные программы в соответствующих секторах (а также федеральные целевые программы и подпрограммы государственных программ), в рамках которых будет предусматриваться финансирование наиболее важных и перспективных проектов. Государственная поддержка будет оказана проектам, имеющим кумулятивный эффект в масштабе всего сектора, позволяющим закрепить российское технологическое лидерство в соответствующих секторах, создать технологии и продукты нового поколения, выиграть конкуренцию с зарубежными производителями на внутреннем и мировых рынках.
Важным станет также расширение и повышение эффективности поддержки высокотехнологичного экспорта, включая предоставление госгарантий.
Для ряда секторов (автомобилестроение, машиностроение, фармацевтика, электроника, двигателестроение, энергетическое машиностроение, станкостроение) важными задачами станут поддержка «импорта» технологических компетенций, формирование совместных компаний с ведущими мировыми производителями, совершенствование моделей конечной сборки и стимулирования локализации производства.
Формирование новых рынков высокотехнологичной продукции (услуг), развитие новых индустрий
Основной акцент в рамках данного направления будет сделан на разработке новейших, «прорывных» технологий, которые могут обеспечить появление продукции (услуг) с принципиально новыми качествами. В качестве основных областей для формирования новых рынков высокотехнологичной продукции рассматриваются сектора ИКТ, нано- и биоиндустрии. Данные сектора имеют преимущественно горизонтальную схему организации, в основном представлены малыми и средними компаниями, здесь активно идет процесс создания новых бизнесов.
Принципиальные задачи в отношении данных секторов – существенное улучшение условий для создания новых высокотехнологичных компаний, сокращение барьеров для их роста, существенное расширение посевного финансирования, совершенствование деятельности институтов развития, венчурных фондов, поддержка капитализации успешных средних компаний, привлечение иностранных инвесторов к созданию новых высокотехнологичных компаний.
Быстрое распространение отдельных современных технологий в секторах с «горизонтальной» организацией
В круг секторов, обладающих потенциалом к быстрому распространению передовых технологий, входят лесной комплекс, сельское хозяйство, строительство, легкая промышленность. Компании в данных секторах, как правило, не обладают необходимыми возможностями по самостоятельной разработке новых технологий.
Наиболее значимыми инструментами содействия инновациям по данному направлению станут меры по совершенствованию отраслевого регулирования и сокращению барьеров для распространения новых технологий, привлечению иностранных инвестиций. Существенный вклад в инновационное развитие данных секторов обеспечат меры по развитию технического регулирования, института стандартизации, разработке новых и модернизации устаревших стандартов.
Важнейшей мерой содействия инновационному развитию данных секторов станет поддержка импорта важнейших универсальных современных технологий.
Повышение эффективности и уровня переработки в концентрированных сырьевых секторах и энергетике
В числе данных секторов – нефтегазовый и угольный сектора, сектор электроэнергетики, характеризующиеся наличием сверхкрупных компаний, высокой концентрацией, наличием крупных компаний с государственным участием.
Первоочередное внимание будет уделено содействию внедрения лучших доступных технологий, снижению потерь, повышению экологичности производства и уровня переработки, переходу на современнее виды сырья и топлива, развитию энергетики, основанной на использовании альтернативных и возобновляемых источников энергии, что должно стать важнейшим фактором инновационного развития в «смежных» секторах (электроника, энергомашиностроение и т.д.) и экономики в целом. Важным инструментом решения задач модернизации сырьевых секторов станут инновационные программы крупных компаний государственного сектора, технологические платформы в энергетической сфере и сотрудничество с ведущими международными компаниями.
Таблица 2. Целевые индикаторы реализации поставленных задач по направлению «Инновационный бизнес»
Наименование индикатора | 2010 | 2013 | 2016 | 2020 | |
Валовая добавленная стоимость инновационного сектора (в % ВВП) | 12,7 | 13,5 | 15,2 | Не менее 17 | |
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10000 населения) | 2,0 | 2,1 | 2,3 | 2,8 | |
Интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства (удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства) | 1,9 (2009) | 1,95 | 2,0 | 2,5 | |
Число внутренних договоров о торговле лицензиями и отчуждении прав на патенты, единиц | 2860 | Более 4000 | Более 15000 | Более 40000 | |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства, % | 5,5 (2009) | 8,2 | 12 | 15 | |
Объем отгруженных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, млрд. руб. | 112,1 | 160 | 350 | 600 | |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций: |
|
|
|
| |
всего, из них: | 7,7 (2009) | 9,6 | 15 | 25 | |
добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 9,4 (2009) | 10,8 | 20 | 40 | |
связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий | 10,1 (2009) | 22,1 | 25 | 35 | |
Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства (Удельный вес организаций промышленного производства, осуществлявших технологические, организационные и/или маркетинговые инновации в общем их числе) | 11% (2009) | 24% | 47% | 60% | |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства | 4,9 | 7,2 | 15,4 | 25 | |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг новых для рынка сбыта организации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства | 0,4 (2009) | 2 | 5 | 8 | |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг новых для мирового рынка в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг предприятий промышленного производства | 0,03% (2009) | 0,04 | 0,12 | 0,28 | |
Количество соучрежденных образовательными и научными бюджетными учреждениями малых инновационных предприятий | 600 | 1500 | 2000 | 4000 | |
Организации, использующие широкополосный доступ к Интернету, в % от общего числа организаций | 56 (2009) | 85 | 95 | 98 | |
Организации, имеющие веб-сайт, в % от общего числа организаций | 24 (2009) | 75 | 80 | 90 |
- Содержание
- I. Введение. Где мы сейчас Вызовы инновационного развития
- Состояние инновационной сферы
- II. Место стратегии в системе стратегического планирования
- III. Цели и задачи стратегии. Этапы реализации Цели и задачи
- Место инновационной политики в общей социально-экономической политике
- Варианты инновационной стратегии
- Этапы реализации стратегии
- Национальная инновационная политика: модель координации
- IV. Инновационный человек
- Инновационный характер образования
- Обучение инновационному предпринимательству
- Молодежь и инновации
- Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности
- V. Инновационный бизнес
- Инновационная среда
- Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний
- Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации
- Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики
- VI. Эффективная наука
- Структурная модернизация сектора генерации знаний
- Кадры для эффективной науки
- Эффективность государственных расходов на науку
- Государственные научно-технологические приоритеты
- Развитие негосударственного сектора генерации знаний
- VII. Инновационное государство
- Внедрение инноваций в системе государственного управления
- Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере
- Государственные закупки
- VIII. Инфраструктура инноваций
- IX. Участие в глобальной инновационной системе
- Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках
- Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций
- Активизация международного научно-технического сотрудничества
- X. Территории инноваций
- Инновационная политика на региональном уровне
- Развитие инновационных кластеров
- XII. Целевые индикаторы реализации стратегии
- XIII. Финансовое обеспечение
- Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии
- Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии
- Приложение 3. Сравнение целевых показателей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года с фактическими показателями за 2005-2010 гг.
- Инновационная Россия – 2020 133