logo
STRATEGIJ

Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности

Важным условием активизации инновационной деятельности в стране является создание необходимых культурных предпосылок, что требует проведения активной информационной и образовательной политики, совместными усилиями государства, бизнеса и некоммерческих организаций.

С 2011 года в рамках проведения творческих конкурсов на создание кинофильмов, сериалов, анимационных фильмов будут введены соответствующие условия, предполагающие в теле- и кинопродуктах, создаваемых с привлечением государственных средств, популяризацию научной и изобретательской деятельности, инновационного бизнеса, личного успеха людей, занимающихся инновациями.

Стратегическими целями информационного воздействия будут являться:

вытеснение из общественного мнения  имиджа отрасли науки и образования как бедной и непрестижной;

содействие широкому публичному обсуждению проблем, касающихся научных исследований и инноваций в Российской Федерации.

В информационно-пропагандистской деятельности необходимо исходить из крайне слабой информированности общественности страны о функционировании научно- инновационного комплекса.

С участием телевизионных каналов, финансируемых государством, будет проработан вопрос о создании научно-популярного развлекательного телеканала, проработан вопрос о покупке и адаптации части зарубежного контента для данного канала и создания собственного контента на основе российских научных достижений.

Развлекательные передачи, доносящие до населения важность и ценность инноваций, будут создаваться на государственных телевизионных каналах, включая детские каналы и будут встроены в общую политику канала, чтобы создаваемый контент был конкурентоспособным и рейтинговым.

Будет осуществляться конкурсная поддержка изданию научно-популярной литературы, периодическим печатным изданиям, радиопередачам, интернет-ресурсам, посвященным научной и изобретательской деятельности, достижениям в области науки и техники, вопросам управления инновационными проектами и исследовательской деятельностью.

Также будет обеспечено создание в регионах России современных музейных комплексов, посвященных научно-технической и инновационной деятельности и содействующих повышению интереса общества, и в первую очередь – детей и молодежи к инновационной деятельности. В частности, необходимо реконструировать и расширить в крупных городах и региональных центрах сеть музеев технической и естественнонаучной направленности по образцу Политехнического музея и музея Дарвина в Москве с организацией системы кружков для научно-технического творчества. Эти музеи помимо экспонатов и действующих моделей могут включать учебные и экспериментальные лаборатории для школьников, организованные вузами и научными институтами, в которых молодые люди смогут приобрести практические навыки проведения научных экспериментов.

Будет также предусмотрена программа поддержки (субсидирования) издания научно-популярных книг и журналов для детей и молодежи. Знакомство школьников с развитием науки и техники, современными достижениями науки позволит в раннем возрасте выявить талантливую молодежь, пробудить у нее интерес к занятиям научной деятельностью, сформировать контингент будущих студентов и аспирантов, сознательно и целенаправленно желающих заниматься наукой и инженерными разработками.

Во взаимодействии с ведущими экспертными организациями, бизнес- ассоциациями с 2012 года будет учреждена национальная инновационная премия (за лучший инновационный потребительский продукт, прорывную технологию, способную изменить качество жизни, за прорыв на зарубежные рынки и т.д.). Будет введена практика награждения государственными наградами наиболее успешных предпринимателей в инновационной сфере с широким освещением их успехов и достижений в средствах массовой информации.

Важным условием эффективной реализации задач формирования инновационной культуры должно стать вовлечение в эту деятельность ведущих ученых, реализация конкурсной поддержки соответствующих проектов и программ, реализуемых организациями науки и образования, благотворительными фондами и иными некоммерческими организациями.

Таблица 1. Целевые индикаторы реализации поставленных задач по направлению «Инновационный человек»

Наименование индикатора

2010

2013

2016

2020

Охват образованием населения в возрасте 5-18 лет, (%)

93,6 (2009)

94,6

96,6

97,0

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в образовании, в % к заработной плате в экономике

66,6

67-72

75-84

90-100

Количество вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу QS World University Rankings, ед.

1

не менее 1

не менее 2

не менее 4

Удельный вес численности обучающихся по программам, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в общей численности обучающихся текущего года (по уровням образования): (%)

- общее образование

- начальное и среднее профессиональное образование

- высшее профессиональное образование

0

0

0

20

75

45

65

100

100

95

100

100

Доля выпускников учреждений профессионального образования, работающих по специальности не менее трех лет, (%)

45

51

55

60

Удельный вес численности школьников, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования, (%)

27

35

42,5

50

Доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в % от числа опрошенных в возрасте 25-64 лет

24,8 (2008)

30

40

55

Домашние хозяйства, имеющие доступ к Интернету с персонального компьютера, в % от общего числа домохозяйств

34 (2009)

75

90

95