III. Цели и задачи стратегии. Этапы реализации Цели и задачи
Цель Стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:
доля предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40–50% в 2020 году (в 2009 году – 9,4%);
доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5-10% в 5-7 и более секторах к 2020 году;
удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 % в 2020 году (в 2008 году – 0,35%);
валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17-18% в 2020 году (в 2009 году – 12,7%);
удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25-35% в 2020 году (в 2010 году – 4,9%);
внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5–3% валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году – 1,24%), из них больше половины - за счет частного сектора.
доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 3% в 2020 году (в 2010 году – 2,13%);
число цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в WEB of Science, повысится до 2,1 ссылок в 2020 году (в 2006 году – 1,51 ссылки на статью);
не менее 4 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу QS World University Rankings (в 2010 году – 1);
количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии превысит в 2020 году 2,5 - 3 тысячи (в 2009 году – 63);
доля средств, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счёт всех источников, достигнет 25%.
Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста через повышение производительности всех факторов производства во всех секторах экономики, расширение рынков и повышение конкурентоспособности продукции, через создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, рост доходов населения и объемов потребления и т.д. По оценкам, инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх «инерционного» сценария развития, начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в человеческий капитал (прежде всего, в образование и фундаментальную науку), в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.
Ключевыми задачами Стратегии являются:
1) Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задача включает создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку, повышение восприимчивости населения к инновациям – инновационным продуктам и технологиям, радикальное расширение «класса» инновационных предпринимателей, создание в обществе атмосферы «терпимости» к риску, пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности. Адаптация всех ступеней системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, формирование системы непрерывного образования. Для инновационной экономики нужен «инновационный человек»– не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и мотивированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни.
2) Резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации не как «хобби», и тем более не как обязанность перед государством, а как жизненно важную для перспектив развития компании, повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках модель поведения. Обеспечение на этой основе технологической модернизации ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой экономике, повышение производительности труда во всех секторах.
3) Повышение «инновационности» государства – максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности.
4) Формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.
5) Повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества.
6) Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, формирование территорий инновационного развития, развитие инновационных кластеров.
Государство при реализации Стратегии будет исходить из следующих принципов:
- выявление проблем и путей их решения с задействованием полного набора инновационных инструментов в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, с ориентацией на ликвидацию «провалов рынка»;
- тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;
- создание стимулов и условий для технологической модернизации на основе повышения эффективности компаний, с использованием всего комплекса мер тарифного, таможенного, налогового, антимонопольного регулирования;
- обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности;
- прозрачность расходования средств на поддержку инновационной деятельности;
- ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты;
- стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации для инновационного поведения.
- координация и взаимоувязка бюджетной, налоговой, внешнеэкономической и других направлений социально-экономической политики (бюджетная, налоговая, внешнеэкономическая, региональная и др.) как необходимое условие решения ключевых задач инновационного развития.
Рисунок 4. Ключевые задачи и принципы реализации Стратегии
- Содержание
- I. Введение. Где мы сейчас Вызовы инновационного развития
- Состояние инновационной сферы
- II. Место стратегии в системе стратегического планирования
- III. Цели и задачи стратегии. Этапы реализации Цели и задачи
- Место инновационной политики в общей социально-экономической политике
- Варианты инновационной стратегии
- Этапы реализации стратегии
- Национальная инновационная политика: модель координации
- IV. Инновационный человек
- Инновационный характер образования
- Обучение инновационному предпринимательству
- Молодежь и инновации
- Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности
- V. Инновационный бизнес
- Инновационная среда
- Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний
- Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации
- Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики
- VI. Эффективная наука
- Структурная модернизация сектора генерации знаний
- Кадры для эффективной науки
- Эффективность государственных расходов на науку
- Государственные научно-технологические приоритеты
- Развитие негосударственного сектора генерации знаний
- VII. Инновационное государство
- Внедрение инноваций в системе государственного управления
- Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере
- Государственные закупки
- VIII. Инфраструктура инноваций
- IX. Участие в глобальной инновационной системе
- Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках
- Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций
- Активизация международного научно-технического сотрудничества
- X. Территории инноваций
- Инновационная политика на региональном уровне
- Развитие инновационных кластеров
- XII. Целевые индикаторы реализации стратегии
- XIII. Финансовое обеспечение
- Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии
- Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии
- Приложение 3. Сравнение целевых показателей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года с фактическими показателями за 2005-2010 гг.
- Инновационная Россия – 2020 133