logo
STRATEGIJ

Инновационная среда

Основными результатами формирования среды, «дружественной для инноваций», должны стать:

устранение барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности предприятий и распространение в экономике передовых технологий;

усиление стимулов на уровне компаний к постоянной инновационной деятельности, к использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности бизнеса;

создание благоприятных условий для создания новых высокотехнологичных компаний и развития новых рынков продукции (услуг).

В этих целях будут реализованы меры по следующим основным направлениям.

Первое, улучшение условий для справедливой конкуренции для усиления мотиваций компаний, их собственников к инновациям. Среди соответствующих мер – повышение оперативности и действенности реагирования антимонопольных органов на случаи нарушения условий для конкуренции при принятии нормативных актов, ограничивающих права отдельных групп предприятий, затрудняющих ведение инновационной деятельности; определение принципов контроля за преференциями отдельным компаниям, критериев выявления тех преференций, которые оказывают существенное искажающее влияние на состояние конкурентной среды и могут ограничить мотивации компаний к реализации инновационной стратегии развития; регулярная оценка существующих барьеров для инновационной деятельности и сопоставление их уровня между российскими регионами.

Постепенно будут сокращаться масштабы государственной поддержки неэффективных компаний, в случае их высокой социальной значимости будет усиливаться инновационная направленность мер поддержки таких компаний в сочетании с мерами по реструктуризации бизнеса на основе разделения рисков с частными инвесторами.

Государство будет формулировать четкие требования к инновационной политике компаний с государственным участием и естественных монополий. В соответствии с этими требованиями будет обеспечена качественная экспертиза и контроль выполнения планов развития и инвестиционных программ этих компаний.

Второе, совершенствование регулирования рынков продукции (услуг), отраслевого регулирования для обеспечения благоприятных условий для распространения передовых технологий. Одна из необходимых мер – регулярная оценка нормативных барьеров для распространения критических технологий в экономике и определение планов последовательных действий по совершенствованию регулирования. Для определения направлений совершенствования регулирования, оценки достигнутого прогресса, будет существенно активизирована работа с отраслевыми бизнес-ассоциациями, с российскими и иностранными инвесторами. Существенное место в совершенствовании регулирования и настройке инструментов стимулирования инноваций должны занять технологические платформы, формирование и реализация которых основывается на партнерстве бизнеса, науки и государства.

Третье, развитие совместно с партнерами по Таможенному союзу системы технического регулирования, предусматривающее решение следующих задач:

ускоренная модернизация устаревших стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий, гармонизация нормативно правовой базы Российской Федерации и Таможенного союза с Европейским Союзом в этой сфере, с внедрением механизмов взаимного признания результатов сертификации лабораториями и сертификационным центрами;

ускорение процедуры выведения на рынок новой продукции, основанной на упрощенном порядке формирования требования для новой продукции, аналогичном режиму предварительных стандартов в европейской системе технического регулирования, предоставление изготовителям возможности вывода продукции на рынок под собственную ответственность, с использованием декларирования вместо сертификации с дополнительными требованиями по маркировке и увеличением ответственности;

упрощение и ускорение процедур сертификации, в том числе в соответствии с международными стандартами качества;

упрощение импорта технологий, в том числе за счет отмены требования представления разрешительных документов при импорте оборудования, перечень которого устанавливается Правительством Российской Федерации;

реализация системы мер по обеспечению последовательного и предсказуемого на долгосрочную перспективу ужесточения требований к эффективности использования предприятиями природных ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения, снижению энерго- и материалоемкости, определения системы соответствующих поощрений и санкций, гармонизации российских стандартов с международными в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции.

Кроме ограничительных эта система мер должна включать в себя также целый комплекс инструментов, обеспечивающих компаниям возможность достижения этих целей. В качестве таких инструментов могут предусматриваться, в том числе, использование специальных маркировок, содействие кооперации между производителями, стимулирование образования ассоциаций производителей, поощрения для тех, кто покупает и применяет новые технологии, снижение или отмена таможенных пошлин на ввоз современного оборудования, государственная поддержка НИОКР, подготовка кадров, политика госзакупок, предоставление преференций компаниям и продуктам, в которых используются определенные технологические решения. При этом, с учетом мирового опыта, целесообразно рассмотреть вопрос о формировании специального института по изучения наилучших технологий, существующих в мире.

Четвертое, вовлечение в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), созданные при финансовой поддержке государства. Для этого в порядке, определяемом федеральным законодательством, будет обеспечено:

упрощение механизмов передачи прав на РИД, созданные при государственном финансировании, включая существенное усиление прав физических лиц-создателей РИД, предусматривающее переход прав на РИД в случае отсутствия коммерциализации от организации к создателям;

введение административной ответственности за невыполнение обязанностей по своевременному закреплению прав собственности на РИД по государственному контракту как со стороны государственных органов, так и в отношении исполнителей по государственным контрактам;

обеспечение четкой регламентации процедуры применения безвозмездной лицензии для государственных нужд;

формирование плана коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной до введения IV части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пятое, совершенствование налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающее стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию; снижение уровня налоговой нагрузки на малые и средние инновационно-активные предприятия, а также на новые высокотехнологичные предприятия.

В частности, будет проработана возможность:

предоставления дополнительных льгот по обязательным страховым взносам малому и среднему производственному и инновационному бизнесу, а также резидентам технико-внедренческих ОЭЗ и технопарков.

создания благоприятного налогового режима деятельности для новых организационно-правовых и договорных форм, создаваемых для осуществления венчурного инвестирования и ведения малого инновационного бизнеса (проектных компаний).

расширения использования налоговой льготы на прирост капитала (capital gain) на инвестиции всех категорий инвесторов во все формы инновационных компаний.

введения льготного налогообложения инновационных компаний в наукоградах и ЗАТО.

предоставления налоговых льгот и льгот по обязательным страховым взносам для инжинирингового бизнеса и бизнеса в сфере информационных технологий.

Шестое, интенсификация усилий по улучшению инвестиционного климата. Среди важнейших мер, которые будут предприняты:

сокращение государственного участия в экономике, активизация приватизационных процессов в сочетании с привлечением стратегических инвесторов со значимыми технологическими компетенциями;

реализация мер по повышению инновационной привлекательности приоритетных инновационных секторов экономики с использованием всех инструментов налогового и тарифного регулирования;

повышение прозрачности регулирования в отношении иностранных инвестиций, формирование специального благоприятного режима для российских и иностранных инвестиций в создание высокотехнологичных компаний;

существенное упрощение процедур предоставления земельных участков для создания новых высокотехнологичных предприятий и их подключения к производственной инфраструктуре, сокращение нормативных сроков необходимых согласований.

Седьмое, стимулирование притока квалифицированных специалистов, включая внесение изменений в законодательство, направленных на упрощение в их отношении миграционного режима.