Содержание
20 КЛЮЧЕВЫХ ШАГОВ СТРАТЕГИИ 5
I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧАС 8
Вызовы инновационного развития 8
Состояние инновационной сферы 10
II. МЕСТО СТРАТЕГИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 22
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ 24
Цели и задачи 24
Место инновационной политики в общей социально-экономической политике 27
Варианты инновационной стратегии 29
Этапы реализации стратегии 33
Национальная инновационная политика: модель координации 36
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК 45
Инновационный характер образования 48
Обучение инновационному предпринимательству 57
Молодежь и инновации 58
Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности 59
V. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС 63
Инновационная среда 65
Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний 68
Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации 72
Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики 75
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА 81
Структурная модернизация сектора генерации знаний 83
Кадры для эффективной науки 86
Эффективность государственных расходов на науку 89
Государственные научно-технологические приоритеты 91
Развитие негосударственного сектора генерации знаний 93
VII. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО 96
Внедрение инноваций в системе государственного управления 97
Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере 98
Государственные закупки 100
VIII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ 105
IX. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ 110
Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках 111
Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций 112
Активизация международного научно-технического сотрудничества 113
X. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ 116
Инновационная политика на региональном уровне 116
Развитие инновационных кластеров 119
ХI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 122
XII. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 125
XIII. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 131
Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии 134
Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии 140
Приложение 3. Сравнение целевых показателей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года с фактическими показателями за 2005-2010 гг. 143
20 КЛЮЧЕВЫХ ШАГОВ СТРАТЕГИИ
| Радикальное наращивание инновационной активности в государственном секторе экономики – в компаниях с государственным участием и государственных корпорациях, в том числе через принятие и реализацию ими программ инновационного развития | Инновационный бизнес |
| Формирование «дорожных карт» развития ключевых технологий с определением мер поддержки и выделением необходимой степени международной кооперации при их создании (покупка за рубежом/совместная разработка с зарубежными партнерами/самостоятельная разработка) | |
| Последовательное и предсказуемое на долгосрочную перспективу ужесточение экологических, технических, санитарно-эпидемиологических требований, а также требований к энерго- и ресурсоемкости продукции (услуг) и используемых технологий, определение системы соответствующих поощрений и санкций, стимулирующих их создание и внедрение, по ключевым направлениям технологического развития российской экономики | |
| Обеспечение полноценного участия бизнеса в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития, в том числе через запуск деятельности технологических платформ | |
| Введение дополнительных льгот (в том числе налоговых) для развития инжиниринга и информационных технологий | |
| Значительное повышение качества и престижа инженерного образования, в том числе за счет создания специальной стипендиальной программы для студентов инженерных специальностей, более тесной интеграции обучения с практикой на ведущих промышленных предприятиях, а также мер по содействию в получении (аренде или ипотеке) жилья инженерами, устраивающимися на работу по специальности | Инновационный человек |
| Корректировка образовательных стандартов и внедрение новых технологий обучения в базовом образовании (включая дошкольное и школьное) в целях большей его ориентации на формирование навыков, необходимых для инновационной экономики | |
| Выстраивание системы поиска и продвижения талантливых детей (в первую очередь, по естественнонаучным и техническим направлениям) | |
| Значительное повышение престижа научной, инженерной и предпринимательской деятельности, в том числе через популяризацию инновационной тематики в СМИ, на телевидении, через кинофильмы | |
| Формирование необходимых инструментов и механизмов поддержки государственных закупок инновационной продукции и эффективного размещения заказа на НИОКР для государственных нужд в рамках создания федеральной контрактной системы | Государство |
| Переход на предоставление государственных услуг в электронном виде во всех случаях, где это технологически возможно. Обеспечение полностью безбумажного документооборота не только между федеральными органами власти, но и во взаимодействии с регионами | |
| Активизация поддержки выхода на внешние рынки российских высокотехнологичных компаний, в том числе через наращивание финансовой поддержки экспорта и покупки высокотехнологичных зарубежных активов | Глобализация |
| Выстраивание работы по содействию российским компаниям в поиске зарубежных технологических партнеров, по формированию и реализации совместных проектов, по разработке новых технологий и выпуску высокотехнологичной продукции с компаниями из наиболее технологически развитых стран, в том числе на базе торговых представительств Российской Федерации | |
| Достройка и полноценный запуск механизма “инновационного лифта”, в том числе за счет активизации деятельности Российского фонда технологического развития, в целях стимулирования инноваций среднего и крупного бизнеса | Инфраструктура |
| Формирование сети ведущих вузов. Развитие исследовательских компетенций вузов, расширение выполнения на их базе НИОКР в интересах компаний реального сектора экономики. Формирование (по разным моделям и в разных формах) сети национальных исследовательских центров (лабораторий) по ключевым направлениям технологического развития | Эффективная наука |
| Перераспределение финансирования к активным исследовательским коллективам через повышение роли конкурсных механизмов выделения средств на науку; повышение мобильности ученых между научными и вузовскими организациями | |
| Определение механизмов и начало реальной поддержки регионов - инновационных лидеров | Территории инноваций |
| Формирование территориальных центров генерации и коммерциализации знаний на базе наукоградов, академгородков, ЗАТО | |
| Радикальное повышение эффективности выработки и реализации Правительством Российской Федерации инновационной политики, в том числе через четкое распределение координирующих функций между федеральными органами исполнительной власти и определение ответственных за реализацию отдельных направлений политики | Политика |
| Обеспечение приоритетности финансирования инноваций в следующем цикле бюджетного планирования |
- Содержание
- I. Введение. Где мы сейчас Вызовы инновационного развития
- Состояние инновационной сферы
- II. Место стратегии в системе стратегического планирования
- III. Цели и задачи стратегии. Этапы реализации Цели и задачи
- Место инновационной политики в общей социально-экономической политике
- Варианты инновационной стратегии
- Этапы реализации стратегии
- Национальная инновационная политика: модель координации
- IV. Инновационный человек
- Инновационный характер образования
- Обучение инновационному предпринимательству
- Молодежь и инновации
- Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности
- V. Инновационный бизнес
- Инновационная среда
- Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний
- Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации
- Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики
- VI. Эффективная наука
- Структурная модернизация сектора генерации знаний
- Кадры для эффективной науки
- Эффективность государственных расходов на науку
- Государственные научно-технологические приоритеты
- Развитие негосударственного сектора генерации знаний
- VII. Инновационное государство
- Внедрение инноваций в системе государственного управления
- Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере
- Государственные закупки
- VIII. Инфраструктура инноваций
- IX. Участие в глобальной инновационной системе
- Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках
- Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций
- Активизация международного научно-технического сотрудничества
- X. Территории инноваций
- Инновационная политика на региональном уровне
- Развитие инновационных кластеров
- XII. Целевые индикаторы реализации стратегии
- XIII. Финансовое обеспечение
- Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии
- Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии
- Приложение 3. Сравнение целевых показателей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года с фактическими показателями за 2005-2010 гг.
- Инновационная Россия – 2020 133