IV. Инновационный человек
Ключевая задача инновационного развития, сопоставимая по важности и масштабности с суммой всех остальных – создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, иначе говоря – компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований. «Инновационный человек» – не синоним «инновационного предпринимателя». Предпринимательством во всех странах готово и может заниматься меньшинство населения. «Инновационный человек» – более широкая категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений, рассматривающим постоянное развитие как неотъемлемую часть своих жизненных принципов При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом.
Ключевыми компетенциями инновационного сообщества должны стать:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде;
- широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке.
Наращивание таких компетенций – длительный и сложный процесс, предполагающий необходимость адаптации для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь, политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, формирование в обществе «климата», обеспечивающего свободу творчества и самовыражения, поощряющего и вознаграждающего людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха за счет их использования.
Для успешного решения задач по формированию компетенций «инновационного человека» требуется модернизация реализуемой государством политики в области образования по ряду ключевых направлений.
Первое. Система образования на всех своих этапах, начиная с дошкольного, должна и в части содержания, и в части методов и технологий обучения/преподавания быть ориентирована на формирование и развитие названных выше навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Одна из важнейших задач в этой сфере – формирование глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев. При этом высшее образование в перспективе должно быть интегрировано с научной деятельностью. К 2020 году большинство студентов, получающих образование по магистерским программам, должно участвовать в научных исследованиях, направленных на решение перспективных задач инновационного развития, а все вузы, где есть магистерские программы, должны иметь соответствующий научный потенциал и налаженные связи с инновационными организациями и высокотехнологичными предприятиями. Для этого предстоит последовательно развивать механизмы поддержки кооперации вузов с компаниями инновационного сектора, в том числе увеличивая бюджетное финансирование соответствующих мероприятий и (или) проектов..
Ключевой задачей в сфере образования станет развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий (инфраструктуры) для постоянной переподготовки и повышения квалификации для всего экономически активного населения. В современных условиях не только резко ускоряются процессы технологического развития, что обесценивает полученные знания вскоре после их получения, но также меняется и отраслевая структура экономики. Эти процессы резко повышают ценность компетенций по быстрому анализу, критическому осмыслению больших объемов новой информации, компетенций по «переключению» человека с одного вида деятельности на другой. Чтобы быть успешным, человеку нужно быть готовым к смене нескольких профессий и видов деятельности в течение жизни.
С точки зрения механизмов государственного регулирования это означает, что программы повышения квалификации персонала как в сфере деятельности государственных предприятий, так и в сфере служб занятости, должны быть направлены, в том числе, на освоение гражданами инструментов инновационной деятельности. Значительное внимание в рамках таких программ должно уделяться освоению навыков коммерциализации научных разработок, ведения предпринимательской деятельности, пользования современными финансовыми инструментами. Предстоит также на конкурсной основе поддержать наиболее удачные программы обучения взрослого населения, на основе которых до 2020 года создать систему ежегодного повышения квалификации не менее чем 15-20% работающих граждан.
Второе. Стимулирование получения навыков инновационного предпринимательства той частью населения, которая к этому наиболее приспособлена и готова – выпускниками вузов по техническим и естественнонаучным специальностям посредством различных полидисциплинарных образовательных программ и проектной деятельности. Программы государственной поддержки инноваций будут также содержать образовательный компонент, в том числе в области предпринимательской деятельности, коммерциализации разработок.
Третье. Формирование системы стимулирования инновационной активности молодежи, в том числе, посредством проведения конкурсов, форумов, слётов, олимпиад, а также очно-заочных школ, проектно-исследовательских практик и курсов при ведущих вузах с применением современных сетевых форм коммуникации. Будет развиваться деятельность школ для одарённых учащихся при вузах не только по естественно-научному профилю и направлениям точных наук, но также и по другим направлениям подготовки. В каждом из ведущих, федеральных университетов и не менее чем в половине исследовательских вузов будут созданы такие школы, обеспечивающие как очное, так и дистанционное образование. Не менее 10% учащихся старших классов сельских школ будут получать дополнительное образование в таких образовательных учреждениях.
Четвертое. Формирование культуры инноваций в обществе и повышение престижа инновационной деятельности с учётом традиций отечественных и мировых научных школ. Необходимо также обновление систем социального обслуживания населения, включая инновационные музеи-эксплораториумы, современные кинотеатры, различного рода интерактивные сервисы, модернизацию инфраструктуры образования (создание «умной школы»: обновление соответствующих норм строительства, дизайна и оснащения зданий, внедрение простых и доступных автоматизированных электронных технологий сбора и получения информации и др.). В целях поддержания соответствующей культуры инноваций предстоит активизировать создание просветительских телепередач, интеллектуальных теле-шоу; ежегодно создавать не менее пяти кинофильмов в лучших традициях отечественной и мировой научной фантастики; поддержать предпринимателей, ведущих бизнес в сфере инновационного сервиса и услуг.
В рамках мероприятий по совершенствованию системы образования будет оказана поддержка созданию и распространению изданий и материалов научно-популярных книг и журналов для детей и молодежи. Знакомство школьников с развитием науки и техники, современными достижениями науки позволит в раннем возрасте выявить талантливую молодежь, пробудить у нее интерес к занятиям научной деятельностью, сформировать контингент будущих студентов и аспирантов, сознательно и целенаправленно желающих заниматься наукой и инженерными разработками. Успешное решение данных задач возможно при условии максимально тесного сотрудничества государства, научного и образовательного сообщества, бизнеса, институтов гражданского общества. Ключевыми механизмами реализации мер по данному направлению станут государственная программа «Образование», а также президентская инициатива «Наша новая школа».
Рисунок 8. Инновационный человек
- Содержание
- I. Введение. Где мы сейчас Вызовы инновационного развития
- Состояние инновационной сферы
- II. Место стратегии в системе стратегического планирования
- III. Цели и задачи стратегии. Этапы реализации Цели и задачи
- Место инновационной политики в общей социально-экономической политике
- Варианты инновационной стратегии
- Этапы реализации стратегии
- Национальная инновационная политика: модель координации
- IV. Инновационный человек
- Инновационный характер образования
- Обучение инновационному предпринимательству
- Молодежь и инновации
- Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности
- V. Инновационный бизнес
- Инновационная среда
- Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний
- Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации
- Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики
- VI. Эффективная наука
- Структурная модернизация сектора генерации знаний
- Кадры для эффективной науки
- Эффективность государственных расходов на науку
- Государственные научно-технологические приоритеты
- Развитие негосударственного сектора генерации знаний
- VII. Инновационное государство
- Внедрение инноваций в системе государственного управления
- Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере
- Государственные закупки
- VIII. Инфраструктура инноваций
- IX. Участие в глобальной инновационной системе
- Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках
- Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций
- Активизация международного научно-технического сотрудничества
- X. Территории инноваций
- Инновационная политика на региональном уровне
- Развитие инновационных кластеров
- XII. Целевые индикаторы реализации стратегии
- XIII. Финансовое обеспечение
- Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии
- Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии
- Приложение 3. Сравнение целевых показателей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года с фактическими показателями за 2005-2010 гг.
- Инновационная Россия – 2020 133