Место инновационной политики в общей социально-экономической политике
Инновационная политика является одним из ключевых приоритетов общей социально-экономической политики, интегрирующим отдельные блоки научно-технической, промышленной, региональной, внешнеэкономической, бюджетной, налоговой, социальной политики, а также политики в сфере образования и модернизации государственного управления, связанные с формированием и внедрением инноваций в экономике. Такой «синтетический» характер инновационной политики обуславливает ее высокую чувствительность к качеству и направленности проводимой политики по каждому из названных направлений и также обуславливает невозможность централизации функций по ее реализации в каком-либо одном из органов власти.
У инновационной политики есть свой инструментарий, система задач и приоритетов. В то же время, особенность инновационной политики в России состоит в том, что «конечных» ее целей (перевода экономики на инновационный путь развития) фактически невозможно достичь без создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения высокого качества функционирования базовых экономических институтов (защита прав собственности, качественная судебная система и т.д.), конкурентной среды, обеспечивающей создание рыночных стимулов к инновациям и решения ряда других ключевых задач в области институционального строительства. Соответственно, поставленные задачи в сфере инновационного развития не могут быть решены только за счет полной и эффективной реализации мер самой инновационной стратегии. Более того, ключевые инструменты и механизмы наращивания инновационной активности находятся, в основном, за рамками инновационной стратегии.
В то же время, при достаточно жесткой взаимоувязке и координации проведения инновационной политики с иными названными направлениями социально-экономической политики поставленные задачи в области инновационного развития достижимы.
Стратегия задает достаточно жесткие требования к «смежным» направлениям политики:
к бюджетной политике в части обеспечения реальной приоритетности инновационных расходов и определения конкретных параметров и траектории изменения основных статей расходов бюджета, необходимых для развития инноваций (наука, образование, институты развития, поддержка бизнес-инноваций);
к налоговой политике в части уровня налоговой нагрузки на основные факторы, необходимые для инновационного развития (прежде всего, на человеческий капитал), а также в части необходимых налоговых льгот;
к технической политике в части формирования системой технического регулирования реальных стимулов к технологической модернизации и инновациям, к снятию барьеров и ограничений на внедрение новых технологий;
к политике в сфере формирования благоприятного предпринимательского климата (включая деятельность правоохранительных и контрольных органов, судебной системы, конкурентоспособность российской юрисдикции, общее правовое регулирование создания и ведения бизнеса и т.д.);
к конкурентной политике и политике в сфере борьбы с коррупцией, в первую очередь в части минимизации возможностей для несправедливой конкуренции через использование административного ресурса, а также в части предотвращения и пресечения антиконкурентных действий доминирующих на рынках хозяйствующих субъектов;
к политике в сфере государственных закупок в части создания необходимых инструментов и процедур, дающих возможность государственным заказчикам закупать инновационную продукцию, а государству в целом стимулировать за счет госзакупок создание такой инновационной продукции;
к внешней и внешнеэкономической политике в части более активного отстаивания интересов российских инновационных компаний на внешних рынках, а также в части поиска за рубежом технологических партнеров для наших предприятий, способных оказать значимое содействие в технологической модернизации российской экономики;
к региональной политике в части установления более высокого приоритета поддержки тех регионов, которые инвестируют в инновационное развитие.
Данными направлениями взаимосвязь общей социально-экономической политики и политики развития инноваций не исчерпывается, но именно эти направления наиболее важны для общего успеха в реализации Стратегии. Разнородность этих политик, часть из которых реализуется под непосредственным руководством Президента Российской Федерации, обуславливает невозможность их координации на базе какого-либо одного из ведомств.
- Содержание
- I. Введение. Где мы сейчас Вызовы инновационного развития
- Состояние инновационной сферы
- II. Место стратегии в системе стратегического планирования
- III. Цели и задачи стратегии. Этапы реализации Цели и задачи
- Место инновационной политики в общей социально-экономической политике
- Варианты инновационной стратегии
- Этапы реализации стратегии
- Национальная инновационная политика: модель координации
- IV. Инновационный человек
- Инновационный характер образования
- Обучение инновационному предпринимательству
- Молодежь и инновации
- Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности
- V. Инновационный бизнес
- Инновационная среда
- Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний
- Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации
- Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики
- VI. Эффективная наука
- Структурная модернизация сектора генерации знаний
- Кадры для эффективной науки
- Эффективность государственных расходов на науку
- Государственные научно-технологические приоритеты
- Развитие негосударственного сектора генерации знаний
- VII. Инновационное государство
- Внедрение инноваций в системе государственного управления
- Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере
- Государственные закупки
- VIII. Инфраструктура инноваций
- IX. Участие в глобальной инновационной системе
- Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках
- Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций
- Активизация международного научно-технического сотрудничества
- X. Территории инноваций
- Инновационная политика на региональном уровне
- Развитие инновационных кластеров
- XII. Целевые индикаторы реализации стратегии
- XIII. Финансовое обеспечение
- Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии
- Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии
- Приложение 3. Сравнение целевых показателей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года с фактическими показателями за 2005-2010 гг.
- Инновационная Россия – 2020 133