VI. Эффективная наука
Российский сектор исследований и разработок насчитывает более 3,5 тыс. организаций (в 2009 году – 3 536 организаций), где работает около 750 тыс. человек, примерно половина из которых – исследователи. Внутренние затраты на исследования и разработки в течение последних десяти лет выросли в 1,8 раза (в постоянных ценах), но при этом по отношению к ВВП составляют лишь немногим более 1% (в 2009 году – 1,24%). По объему затрат (по паритету покупательной способности) Россия близка к таким странам ЕС, как Италия, а по численности исследователей опережает ведущие страны Европы.
Структура сектора относительно стабильна: основная часть науки по-прежнему сосредоточена в научно-исследовательских (около 60%) и конструкторских организациях (более 20%), в том числе более 20% - в организациях государственных академий наук. Несмотря на тенденцию к опережающему росту в предкризисные четыре года, доли вузовского сектора науки (рост доли персонала, занятого в ИР, с 4,2% в 2005 году до 5,6% в 2009 году) и численности занятых исследованиями и разработками на промышленных предприятиях (рост доли с 5,3% до 6,6%, соответственно), эти сегменты науки остаются недостаточно развитыми по сравнению со странами-лидерами.
По ряду направлений не снижается, а часто и повышается средний возраст исследователей. Внутренние затраты в расчете на одного занятого растут, но все еще в 3-6 раз ниже, чем в среднем по странам ОЭСР. Низкой по сравнению с развитыми странами остается и результативность научных исследований, измеряемая патентной и публикационной активностью и индексами цитирования.
Недостаточная эффективность (результативность) отечественного сектора исследований и разработок (а следовательно, и расходов на науку, как государственных, так и корпоративных) обусловлена как целым рядом сохраняющихся его структурных недостатков (включая устаревшие формы тематического планирования и организации выполнения проектов в сфере НИОКР, наличие неэффективных организаций и исследовательских подразделений во всех отраслях экономики),так и сохраняющейся низкой инновационной активностью экономики в целом, по-прежнему предъявляющей весьма слабый спрос на НИОКР в области высоких технологий, основным источником которого все еще остаются государственные закупки. Важнейшим фактором повышения эффективности российского сектора ИР, наряду с дальнейшим развитием собственно научного сектора, будет стимулирование рыночного спроса на инновационную продукцию со стороны отечественной экономики, в том числе, со стороны крупных отраслевых корпораций.
Стратегической задачей в части развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, создание отрасли генерации знаний, способной проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям, востребованные и российскими, и международными компаниями.
Достижение глобальной конкурентоспособности научного комплекса требует решения целого ряда задач, включая: повышение качества кадрового потенциала; повышение эффективности сектора исследований и разработок, в том числе за счет реструктуризации ряда научных организаций; наращивание исследовательского потенциала на ключевых направлениях; развитие механизмов и инструментов координации и взаимодействия всех участников инновационного процесса. Среди прочего, на повышение эффективности такой координации будет направлено расширение практики участия представителей университетской науки в научно-технических советах, экспертных советах крупных корпораций, министерств и ведомств, а также участия ведущих компаний реального сектора в деятельности научных советов, других коллегиальных органов управления вузов и научных организаций. Будет обеспечено сбалансированное развитие фундаментальных, прикладных, поисковых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (академической, отраслевой, вузовской науки), координацию и взаимодействие, эффективное использование потенциала научных организаций.
Решение поставленных амбициозных задач, при существенном расширении за последние годы спектра используемых инструментов и механизмов развития науки, требует значительно более четкой координации предпринимаемых на этом направлении усилий. Исходя из этого, в период до 2020 года будет обеспечено:
- развитие сети конкурентосопособных исследовательских университетов, где будет концентрироваться значительная часть компетенций в сфере прикладных исследований и разработок, в том числе, за счет максимальной интеграции науки и образования, расширения взаимодействия вузов с компаниями и передачи вузам части компетенций ликвидируемых отраслевых НИИ, а также направлений работ в компаниях;
- создание сети национальных исследовательских центров, отработка различных моделей их организации, в том числе и в рамках взаимодействия с ведущими вузами;
- расширение и развитие грантовой формы финансирования исследований с одновременным поэтапным сокращением доли финансирования в форме государственных контрактов на проведение НИР в сфере фундаментальной науки, персонализация финансирования научных коллективов, обеспечение возможности перемещения коллективов, реализующих проект, между организациями, в том числе создание ими новых компаний;
- расширение взаимодействия компаний реального сектора с организациями сектора исследований и разработок (институтами развития, исследовательскими подразделениями вузов, институтами государственных академий наук, другими научными организациями);
- концентрация усилий в сфере прикладных исследований на приоритетных направлениях инновационного развития сектора исследований и разработок и российской экономики в целом.
Координация усилий по формированию эффективного сектора исследований и разработок, в первую очередь в части создания опережающего научно-технического задела (прежде всего на докоммерческой стадии) и развития единой инфраструктуры сектора, будет осуществляться в рамках государственной программы "Развитие науки и технологий".
Рисунок 12. Эффективная наука
- Содержание
- I. Введение. Где мы сейчас Вызовы инновационного развития
- Состояние инновационной сферы
- II. Место стратегии в системе стратегического планирования
- III. Цели и задачи стратегии. Этапы реализации Цели и задачи
- Место инновационной политики в общей социально-экономической политике
- Варианты инновационной стратегии
- Этапы реализации стратегии
- Национальная инновационная политика: модель координации
- IV. Инновационный человек
- Инновационный характер образования
- Обучение инновационному предпринимательству
- Молодежь и инновации
- Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности
- V. Инновационный бизнес
- Инновационная среда
- Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний
- Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации
- Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики
- VI. Эффективная наука
- Структурная модернизация сектора генерации знаний
- Кадры для эффективной науки
- Эффективность государственных расходов на науку
- Государственные научно-технологические приоритеты
- Развитие негосударственного сектора генерации знаний
- VII. Инновационное государство
- Внедрение инноваций в системе государственного управления
- Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере
- Государственные закупки
- VIII. Инфраструктура инноваций
- IX. Участие в глобальной инновационной системе
- Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках
- Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций
- Активизация международного научно-технического сотрудничества
- X. Территории инноваций
- Инновационная политика на региональном уровне
- Развитие инновационных кластеров
- XII. Целевые индикаторы реализации стратегии
- XIII. Финансовое обеспечение
- Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии
- Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии
- Приложение 3. Сравнение целевых показателей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года с фактическими показателями за 2005-2010 гг.
- Инновационная Россия – 2020 133