Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии
Инновации7 – введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Инновационное развитие - тип экономического развития (страны, региона, организации), основным фактором которого выступают инновации.
Государственная инновационная политика – одно из направлений государственной социально-экономической политики, связанное с реализацией комплекса организационных, экономических и правовых мер, направленных на стимулирование инновационного развития.
Национальная инновационная система (НИС) – совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни.
Инновационная деятельность – деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Инновационный цикл – процесс, связанный с последовательным преобразованием новшества (научной или предпринимательской идеи) в продукцию, технологию, бизнес-процесс и выведения ее на рынок для коммерческого применения, состоящий из следующих стадий:
•исследования и разработки;
•освоение в производстве;
•изготовление;
•продвижение на рынок.
Инновационно-активное предприятие (организация) – предприятие (организация), вне зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности осуществляющее на постоянной (не разовой) основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности.
Высокотехнологичная (наукоемкая) продукция – продукция промышленного производства, уровень наукоемкости которой превышает средний уровень по промышленному производству. В международной практике применяется единый перечень высокотехнологичных продуктовых групп, подготовленный Евростатом на базе стандартной международной торговой классификации (StandardInternationalTradeClassification – SITC).
Инновационные расходы бюджета – расходы бюджета, способствующие развитию (созданию, внедрению) новых продуктов, услуг, технологий, формированию компетенций в приоритетных сферах экономического развития, развитию экономики знаний. К инновационным расходам относятся как прямые расходы на поддержку инноваций, так и расходы, оказывающие косвенное влияние через частный спрос, усиление мотивации и другие факторы.
Исследования и разработки – творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения суммы научных знаний, а также поиска новых областей применения этих знаний. Научные исследования и разработки охватывают три вида работ: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат – гипотезы, теории, методы и т.п. Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов, научными публикациями и т.п.
Прикладные исследования – оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения конкретных практических задач. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем.
Разработки – систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг либо значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие.
Технопарк в сфере высоких технологий – форма территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов. Достижение заявленной цели осуществляется путем создания материально-технической, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, индивидуальных предпринимателей, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и продвижения их на мировой рынок научно-технической продукции.
Бизнес–инкубатор в сфере высоких технологий – объект инновационной инфраструктуры, созданный для поддержки инновационных проектов на ранней стадии их выполнения, превращения результатов проекта в коммерческий продукт и вывод его на рынок через создание новых инновационных производств.
Территориальный кластер – объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.
Инновационный территориальный кластер – это географически сконцентрированная группа взаимосвязанных инновационных организаций – инновационных компаний, поставщиков и связанных организаций (компаний-разработчиков и производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом в результате синергетического эффекта, дополнительных выгод от внутрикластерной конкуренции и кооперации, возникающего в силу специфики взаимодействия фирм ядра кластера с другими вспомогательными организациями, участвующими в кластере посредством вертикальных и горизонтальных связей.
Центр трансфера технологий – структурное подразделение организации, обладающей инновационными разработками либо самостоятельное юридическое лицо, основная задача которого - коммерциализация разработок, создаваемых в материнских организациях (соответственно, в организациях, которым он оказывает услуги).
Центр коллективного пользования – имущественный комплекс (как правило, на базе высших учебных или научно-исследовательских организаций), обеспечивающий режим коллективного пользования высокоточным (прецизионным) дорогостоящим научным и технологическим оборудованием структурными подразделениями базовой организации, а также сторонними пользователями.
Технологическая платформа –коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.
Старт-компания (стартап, стартап-компания) – молодая [возможно, ещё не зарегистрированная в качестве юридического лица] быстрорастущая компания, обладающая эффективной стратегией получения прибыли на основе инновации, находящаяся в процессе выхода на рынок и располагающая ограниченным набором ресурсов.
- Содержание
- I. Введение. Где мы сейчас Вызовы инновационного развития
- Состояние инновационной сферы
- II. Место стратегии в системе стратегического планирования
- III. Цели и задачи стратегии. Этапы реализации Цели и задачи
- Место инновационной политики в общей социально-экономической политике
- Варианты инновационной стратегии
- Этапы реализации стратегии
- Национальная инновационная политика: модель координации
- IV. Инновационный человек
- Инновационный характер образования
- Обучение инновационному предпринимательству
- Молодежь и инновации
- Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности
- V. Инновационный бизнес
- Инновационная среда
- Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний
- Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации
- Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики
- VI. Эффективная наука
- Структурная модернизация сектора генерации знаний
- Кадры для эффективной науки
- Эффективность государственных расходов на науку
- Государственные научно-технологические приоритеты
- Развитие негосударственного сектора генерации знаний
- VII. Инновационное государство
- Внедрение инноваций в системе государственного управления
- Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере
- Государственные закупки
- VIII. Инфраструктура инноваций
- IX. Участие в глобальной инновационной системе
- Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках
- Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций
- Активизация международного научно-технического сотрудничества
- X. Территории инноваций
- Инновационная политика на региональном уровне
- Развитие инновационных кластеров
- XII. Целевые индикаторы реализации стратегии
- XIII. Финансовое обеспечение
- Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии
- Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии
- Приложение 3. Сравнение целевых показателей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года с фактическими показателями за 2005-2010 гг.
- Инновационная Россия – 2020 133