Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии
№ п/п | Ключевой результат | Срок достижения | |
ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК | |||
| Расширение форм и масштабов программ подготовки и переподготовки по инженерно-техническим специальностям | 2011 г. | |
| Расширение масштабов программ обучения инновационному предпринимательству и технологическому менеджменту в системе высшего и дополнительного образования | 2011 г. | |
| Первое награждение государственными наградами наиболее успешных предпринимателей в инновационной сфере с широким освещением их успехов и достижений в средствах массовой информации. | 2011 г. | |
| Повышение расчетных нормативов, обеспечивающих реализацию образовательных программ государственных вузов в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации | 2011 г. | |
| Поддержка развития непрерывного образования на предприятиях, реализации программ обучения и стажировок действующих специалистов предприятий развития корпоративных и отраслевых центров повышения квалификации персонала, организаций, осуществляющих деятельность по стандартизации, а также центров сертификации | 2012 г. | |
| Запуск программы популяризации научной и инновационной деятельности | 2012 г. | |
| Предоставление целевого финансирования на получение высшего и послевузовского образования за рубежом | 2012 г. | |
| Предоставление федеральных премий и грантов ученым, проводящим глобально конкурентоспособные исследования | 2012 г. | |
| Создание с участием телевизионных каналов, финансируемых государством, научно-популярного развлекательного телеканала с российским и зарубежным контентом | 2012 г. | |
| Учреждение национальной инновационной премии, возможно, на основе развития одной из существующих («Русские инновации») - за лучший инновационный потребительский продукт, прорывную технологию, способную изменить качество жизни, за прорыв на зарубежные рынки, формирование инновационных систем управления качеством и т.д., вручаемой как инновационным компаниям, так и индивидуальным изобретателям. | 2012 г. | |
| Расширение механизмов поддержки технического и научно-технического творчества детей | 2013 г. | |
| Реализация комплекса мер по модернизации общего образования субъектов Российской Федерации | 2013 г. | |
| Завершение выстраивания государственной системы поиска и «продвижения» талантливых детей | 2015 г. | |
| Введение единого экзамена для поступающих в магистратуру (аналога признаваемого во многих странах GRE subjecttest). | 2017 г. | |
ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС | |||
| Формирование и начало реализации программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием | 2011 г. | |
| Выстраивание системы «обратной связи» и оценки эффективности предоставляемых бизнесу «инновационных» налоговых льгот. Формулирование на основе такой оценки новых предложений по отмене отдельных льгот и предоставлению новых (включая возможные льготы для инжиниринговых фирм) | 2011 г. | |
| Полноценный запуск деятельности приоритетных технологических платформ, включенных в перечень, утверждаемых Правительством. Формирование механизмов оценки эффективности деятельности таких платформ и мер содействия им со стороны государства | 2011 г. | |
| Включение технологических приоритетов и проектов, формируемых в рамках деятельности технологических платформ в качестве ключевых направлений государственной поддержки высокотехнологичных проектов в рамках соответствующих «отраслевых» федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации | 2011 - 2012 гг. | |
| Новый формат доклада об эффективности государственной поддержки инновационного развития | 2012 | |
| Выстраивание (в том числе на базе институтов развития) системы грантового и возвратного финансирования инновационных проектов бизнеса | 2012 г. | |
| Формирование механизмов участия ассоциаций бизнеса (в первую очередь, высокотехнологичного) в выработке и реализации инновационной политики на принципах частно-государственного партнерства, а также механизмов поддержки деятельности таких ассоциаций | 2012 г. | |
| Расширение масштабов финансовой поддержки на ранних стадиях инновационной деятельности - «предпосевной» и «посевной», в том числе в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельности Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также деятельности фондов посевных инвестиций, создаваемых на федеральном и региональном уровнях | 2012 г. | |
| Предоставление поддержки создания отраслевых центров повышения квалификации в секторах экономики, где инновационная продукция создается преимущественно в рамках деятельности малых предприятий | 2014 г. | |
| Завершение формирования технических регламентов Таможенного союза и обновления ключевых национальных стандартов, норм и правил в соответствии с целями стимулирования технологического развития экономики | 2014 г. | |
ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА | |||
| Создание правовых механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной до введения IV части Гражданского кодекса Российской Федерации, установление переходного периода в 1 год для государства в целях закрепления необходимых ему прав на РИД с последующей заявительной «приватизацией» всех остальных РИД в интересах авторов и, в последующем, иных заинтересованных лиц («интеллектуальная амнистия») | 2011 г. | |
| Реорганизация Российского фонда технологического развития (РФТР), запуск его деятельности на основе новой стратегии | 2011 г. | |
| Разработка и принятие государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» | 2011 г. | |
| Снятие ограничений на привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов в научные организации и вузы, в том числе на руководящие должности | 2011 г. | |
| Формирование среднесрочных (пятилетних) программ развития государственных организаций науки и высшего профессионального образования | 2012 г. | |
| Новый формат ежегодного доклада о развитии сектора исследований и разработок | 2012 г. | |
| Оптимизация состава финансовой отчетности по исследовательским грантам | 2012 г. | |
| Начало реализации новых проектов создания сверхкрупных научных установок | 2012 г. | |
| Создание новых национальных исследовательских центров | 2012 г. | |
| Формирование на основе опыта поддержки кооперационных проектов бизнеса и вузов (постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218) постоянно действующего механизма финансовой поддержки кооперации научных и образовательных учреждений с бизнесом (по аналогии с действующим в отдельных странах ЕС механизмом «инновационных ваучеров») | 2013 г. | |
| Запуск программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в ведущих зарубежных университетах, предусматривающей ежегодное направление молодых российских специалистов в аспирантуры и магистратуры ведущих зарубежных университетов | 2013 г. | |
| Введение федеральных премий и грантов, предоставляемых наиболее активным и выдающимся ученым | 2014 г. | |
| Переход к формированию единой системы госзаказа на фундаментальные исследования, включающей в себя как конкурсные механизмы, так и средства на институциональное развитие (вместо формирования отдельных программ фундаментальных исследований для академий наук и финансирования неакадемических институтов) | 2014 г. | |
| Пилотная программа по целевому привлечению на руководящие посты в научно-исследовательских и федеральных университетах специалистов, обладающих опытом руководящей работы в ведущих зарубежных вузах | 2014 г. | |
| Завершение процесса формирования ядра научных кадров высшей квалификации, получающих поддержку как наиболее активные и выдающиеся ученые, на основе проведения экспертизы результативности и уровня научной работы и аттестации | 2015 г. | |
| Перевод государственного финансирования науки в основном на конкурсную основу | 2016 г. | |
| Завершение формирования «опорной» сети центров компетенций в науке, включающей ГНЦ и НИЦ нового типа, а также иные ведущие научные организации, национальные исследовательские университеты | 2020 г. | |
ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО | |||
| Формирование в рамках соответствующих государственных программ мероприятий, нацеленных на инновационное развитие сфер образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства и коммунального хозяйства, АПК | 2011 г. | |
| Создание в «отраслевых» федеральных министерствах структурных подразделений, отвечающих за инновационное развитие соответствующей сферы | 2011 г. | |
| Реализация пилотных проектов в органах государственной власти и субъектах Российской Федерации по формированию планов госзакупок, включающих инновационный компонент | 2011 г. | |
| Начало полномасштабной работы Агентства стратегических инициатив | 2012 г. | |
| Введение порядка перевода на английский язык и публикации нормативно-правовых актов Правительства, а также основных официальных документов, принимаемых на уровне органов государственной власти. Создание оперативно обновляемых англоязычных версий всех сайтов органов государственной власти | 2012 г. | |
| Формирование «дорожной карты» развития ключевых производственных технологий с выделением необходимой степени локализации для каждой из них (покупка за рубежом/частичная локализация/полная локализация) | 2012 г. | |
| Формирование системы мер по последовательному и предсказуемому на долгосрочную перспективу ужесточению экологических, технических, санитарно-эпидемиологических требований, а также требований к энерго- и ресурсоемкости продукции (услуг) и используемых технологий, определение системы соответствующих поощрений и санкций, стимулирующих их создание и внедрение и гармонизация российских стандартов с международными по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции | 2012 г. | |
| Включение в квалификационные требования для занятия должностей государственной службы главной и высшей группы должностей знания иностранного (английского) языка на уровне, позволяющем обеспечивать прямое общение с иностранными коллегами | 2014 г. | |
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ | |||
| Упрощение импорта технологий, в том числе за счет отмены требования представления сертификатов соответствия при импорте оборудования, перечень которого устанавливается Правительством Российской Федерации | 2011 г. | |
| Начало предоставления гарантий и страхования экспорта, совершенные Агентством по страхованию экспорта | 2012 г. | |
| Внедрение и активное использование в практике зарубежных закупок российских компаний офсетных требований нацеленных на повышение инновационной активности в России | 2012 г. | |
| Привлечение в Сколково, технико-внедренческие зоны, наукограды, академгородки и ЗАТО от 20 НИОКР-подразделений крупнейших мировых компаний | 2014 г. | |
ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ | |||
| Введение процедуры определения регионов – инновационных лидеров и формирование механизмов их поддержки с федерального уровня | 2011 г. | |
| Пересмотр статуса «наукограда» - увеличение поддержки, увязка присвоения статуса не только с наличием высококлассного научного учреждения, но и с активностью региональных и муниципальных властей в формировании региональной инновационной системы, к динамике развития инновационного бизнеса и т.д. | 2011 г. | |
| Разработка программ и стратегий инновационного развития или включение проработанных разделов по инновациям в программы и стратегии социально-экономического развития всеми субъектами Российской Федерации | 2012 г. | |
| Реализация при федеральной поддержке проектов инновационных «центров» в регионах, объединяющих имеющиеся в субъектах Российской Федерации объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры (в отношении передовых, наиболее инновационно-активных регионов с развитой инновационной инфраструктурой, предприятиям высокотехнологичного бизнеса, научным и образовательным секторами) | 2013 г. | |
| Создание полноценных территориальных инновационных кластеров в регионах – инновационных лидерах (30 функционирующих более двух лет центров кластерного развития в субъектах РФ) | 2016 г. | |
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА | |||
| Выход на проектную мощность по осуществлению инвестиций в инновационные компании ранних стадий развития Фонда посевных инвестиций РВК | 2011 г. | |
| Формирование федерального реестра объектов инновационной инфраструктуры, созданных с привлечением государственных средств. | 2012 г. | |
| Создание публичных баз данных, включающей краткую информацию (не содержащую коммерческой тайны или технологических «ноу-хау») обо всех поддерживаемых институтами развития инновационных проектах | 2012 г. | |
| Первые продажи ценных бумаг, долей в уставных капиталах инновационных компаний, в которые были осуществлены посевные инвестиции Фондом посевных инвестиций РВК, Роснано | 2014 г. |
- Содержание
- I. Введение. Где мы сейчас Вызовы инновационного развития
- Состояние инновационной сферы
- II. Место стратегии в системе стратегического планирования
- III. Цели и задачи стратегии. Этапы реализации Цели и задачи
- Место инновационной политики в общей социально-экономической политике
- Варианты инновационной стратегии
- Этапы реализации стратегии
- Национальная инновационная политика: модель координации
- IV. Инновационный человек
- Инновационный характер образования
- Обучение инновационному предпринимательству
- Молодежь и инновации
- Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности
- V. Инновационный бизнес
- Инновационная среда
- Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний
- Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации
- Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики
- VI. Эффективная наука
- Структурная модернизация сектора генерации знаний
- Кадры для эффективной науки
- Эффективность государственных расходов на науку
- Государственные научно-технологические приоритеты
- Развитие негосударственного сектора генерации знаний
- VII. Инновационное государство
- Внедрение инноваций в системе государственного управления
- Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере
- Государственные закупки
- VIII. Инфраструктура инноваций
- IX. Участие в глобальной инновационной системе
- Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках
- Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций
- Активизация международного научно-технического сотрудничества
- X. Территории инноваций
- Инновационная политика на региональном уровне
- Развитие инновационных кластеров
- XII. Целевые индикаторы реализации стратегии
- XIII. Финансовое обеспечение
- Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии
- Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии
- Приложение 3. Сравнение целевых показателей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года с фактическими показателями за 2005-2010 гг.
- Инновационная Россия – 2020 133