logo
STRATEGIJ

XIII. Финансовое обеспечение

Реализация Стратегии предусматривает осуществление следующих приоритетов в финансировании науки, образования и поддержки инновационной деятельности.

Во-первых, поэтапное увеличение объемов частного и государственного финансирования научных исследований, сферы образования и поддержки инноваций. Уровень расходов в экономике по указанным направлениям должен к 2020 году достичь уровня стран ОЭСР, как необходимое условие достижения экономикой страны необходимого уровня конкурентоспособности.

Во-вторых, создание условий для опережающего роста частных проектов НИОКР и частных инвестиций, в первую очередь в рамках технологических платформ и инновационных программ компаний с государственным участием

В-третьих, значительное повышение результативности бюджетных расходов на проведение исследовательских работ и на высшее профессиональное образование.

Финансирование фундаментальных исследований будет сконцентрировано на работах, осуществляемых научными коллективами, характеризующимися глобальной конкурентоспособностью, развитие сети национальных исследовательских центров и поддержку исследовательской деятельности, в том числе, в рамках технологических платформ.

В сфере высшего профессионального образования будет обеспечено повышение расчетных нормативов, обеспечивающих реализацию образовательных программ в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, в отношении вузов, характеризующихся наличием конкурентоспособных на международном уровне научных школ в данных дисциплинах.

Одним из приоритетов является расширение объемов государственного субсидирования процентных ставок и предоставления государственных гарантий по образовательным кредитам, выделяемых на цели обучения в ведущих вузах страны и за рубежом, как важнейшей предпосылки увеличения частных ресурсов, направляемых в сектор образования и инструмента структурной перестройки образования.

В этой связи будут увеличены объемы бюджетного финансирования действующих мероприятий, в том числе, соответствующих мероприятий в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Также будет обеспеченно финансирование мер по поддержке инновационной деятельности предприятий в рамках Российского фонда технологического развития, по поддержке инновационных проектов частных компаний, реализуемых в рамках приоритетных направлений, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

В целях развития инновационной инфраструктуры, будет обеспечено в достаточном объеме финансирование создания Инновационного центра «Сколково», инфраструктуры особых экономических зон технико-внедренческого типа и технопарков.

В-четвертых, в соответствии с Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» и «О бюджетной политике в 2012-2014 годах», будет обеспечено оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики и формированию инновационных кластеров. На федеральном уровне постепенно должны разрабатываться и водиться меры по поддержке соответствующих региональных программ и инициатив.

Финансовое обеспечение стратегии формируется исходя из планируемых расходов бюджета, способствующих развитию экономики знаний, развитию (созданию, внедрению) новых технологий, формированию необходимых для инновационного развития компетенций в приоритетных сферах экономического развития («инновационных расходов бюджета») в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации, расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетного финансирования.

Показатель расходов федерального бюджета на цели реализации настоящей Стратегии не должен быть ниже текущего объема расходов федерального бюджета на инновации на всем интервале реализации Стратегии. Это предусматривает перелом сложившейся в последние годы «инерционной» траектории инновационных расходов.

В приведенной ниже таблице представлены ориентиры долгосрочной перспективы увеличения инновационных расходов на реализацию Стратегии, одновременно формирование конкретных объемов федерального финансирования будет определено в рамках процесса согласования и утверждения соответствующих государственных программ Российской Федерации.

Ключевыми государственными программами Российской Федерации, оказывающими непосредственное влияние на реализацию Стратегии, являются:

Значительное влияние на достижение целей Стратегии также будут оказывать расходы на НИР и НИОКР в рамках остальных государственных программ Российской Федерации.

Таблица 9. Финансовые параметры реализации Стратегии

Наименование индикатора (в % к ВВП)

2010

2013

2016

2020

Внутренние затраты на исследования и разработки

1,3

1,5

1,9

3

Средства государства на исследования и разработки

0,9

1

1,2

1,3

Внутренние затраты на образование

5,1

4,8

5,4

6,5

Государственные расходы на образование

4, 2 

4,1

4,5

5,3