Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации
Важным инструментом формирования национальных приоритетов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государства по их реализации станут технологические платформы.
Рисунок 10. Деятельность технологических платформ
Технологическая платформа – это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.
Технологические платформы не рассматриваются в качестве единственного и универсального инструмента обеспечения частно-государственного партнерства в инновационной сфере, их формирование оправдано при наличии следующих проблем:
множественность потенциальных участников технологической платформы и косвенных бенефициаров от ее реализации; необходимость обеспечения обсуждения перспектив технологической модернизации и форм партнерства бизнеса, науки, государства;
слабая структурированность интересов бизнеса в разработке и внедрении новых технологий, в подготовке кадров; необходимость согласования интересов и определения требований к важнейшим базовым технологиям;
многодисциплинарность необходимых исследований для разработки перспективных технологий; неясность существующих научно-технологических компетенций, наличие ведомственных барьеров между научными организациями.
Содействие формированию и реализации технологических платформ направлено на решение следующих задач:
усиление влияния бизнеса и общества на определение и реализацию важнейших направлений научно-технологического развития;
выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики;
определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий;
настройка инструментов государственной политики по стимулированию инноваций, поддержке научно-технической деятельности и процессов модернизации компаний с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов российской экономики;
расширение научно-производственной кооперации, формирование новых партнерств в инновационной сфере, новых цепочек формирования добавленной стоимости и производства продукции (услуг) более высокого передела;
развитие центров превосходства и центров компетенций в научно-технологической сфере, повышение потенциала для реализации сложных научно-технологических проектов, требующих участия различных организаций, междисциплинарного взаимодействия.
В рамках технологических платформ предполагается свобода конструирования механизмов управления, правил взаимодействия ее участников, но при соблюдении следующих общих правил (принципов):
четкая направленность на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных интересов;
значимое представительство интересов бизнеса, ключевых потребителей в органах управления технологической платформы;
ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач;
направленность не только на проведение исследований, но и на формирование необходимых учебных программ;
вариантность рассматриваемых технологических решений, ориентация на проработку различных технологических альтернатив;
ориентированность на расширение кооперации, на поиск лучших партнеров;
активность в привлечении негосударственных средств из различных источников;
прозрачные правила участия в технологической платформе, открытость для входа новых участников, отсутствие дискриминации в отношении определенных групп компаний и организаций;
ясность и публичность достигнутых результатов в ходе реализации технологической платформы.
Федеральные органы исполнительной власти, РФТР и иные институты развития будут оказывать институциональную, организационную и консультационную поддержку деятельности технологических платформ, включенных в перечень. Результаты деятельности технологических платформ, включенных в перечень, будут учитываться при планировании и реализации мер государственной поддержки, направленных на обеспечение социально-экономического развития, совершенствование научно-технической и инновационной деятельности.
Важнейшими направлениями деятельности технологических платформ станут:
аэрокосмические технологии;
информационные технологии;
биотехнологии, включая промышленные биотехнологии и биоэнергетику, биомедицину и биофармацевтику, сельскохозяйственные и пищевые биотехнологии;
композиционные материалы;
энергоэффективность;
фотоника, включая лазерные технологии;
ядерная энергетика.
- Содержание
- I. Введение. Где мы сейчас Вызовы инновационного развития
- Состояние инновационной сферы
- II. Место стратегии в системе стратегического планирования
- III. Цели и задачи стратегии. Этапы реализации Цели и задачи
- Место инновационной политики в общей социально-экономической политике
- Варианты инновационной стратегии
- Этапы реализации стратегии
- Национальная инновационная политика: модель координации
- IV. Инновационный человек
- Инновационный характер образования
- Обучение инновационному предпринимательству
- Молодежь и инновации
- Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности
- V. Инновационный бизнес
- Инновационная среда
- Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний
- Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации
- Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики
- VI. Эффективная наука
- Структурная модернизация сектора генерации знаний
- Кадры для эффективной науки
- Эффективность государственных расходов на науку
- Государственные научно-технологические приоритеты
- Развитие негосударственного сектора генерации знаний
- VII. Инновационное государство
- Внедрение инноваций в системе государственного управления
- Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере
- Государственные закупки
- VIII. Инфраструктура инноваций
- IX. Участие в глобальной инновационной системе
- Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках
- Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций
- Активизация международного научно-технического сотрудничества
- X. Территории инноваций
- Инновационная политика на региональном уровне
- Развитие инновационных кластеров
- XII. Целевые индикаторы реализации стратегии
- XIII. Финансовое обеспечение
- Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии
- Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии
- Приложение 3. Сравнение целевых показателей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года с фактическими показателями за 2005-2010 гг.
- Инновационная Россия – 2020 133