logo search
Proekt_Strategii_SO-2030

9.1. Механизмы реализации стратегии

Работа по достижению целей и задач, определенных стратегией, требует от органов государственной власти комплексного подхода, предполагающего использование разнообразных механизмов и инструментов реализации стратегии.

Предполагается, что стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2030 года станет основополагающим документом, соответствующие направления, цели и задачи которого будут декомпозированы на более низкий уровень программных документов области и отдельных муниципальных образований, что позволит создать систему взаимосвязанных согласующихся между собой целей и задач различного уровня.

Стратегический подход к развитию области также предполагает наличие действенной системы мониторинга и контроля, осуществляемого на основе системы взаимосвязанных индикативных показателей, определенных комплексом планирующих документов.

При выработке механизмов осуществления сторатегии Самарской области важно учитывать тренды новой политики, которые просматриваются в проекте новой концепции долгосрочного развития России (КДР-2020). К ним прежде всего относится:

Пока будущая региональная политика федеральных властей в наибольшей мере конкретизирована в основном применительно к участию федерального центра в модернизации транспортной системы российских городов. Предусматривается комплекс мер по пересмотру норм и регламентов проектно-сметного дела, по снижению стоимости строительства и ремонта автомобильных дорог, сокращению коррупционной составляющей, превращение дорожного строительства в отрасль, финансово прозрачную для государства и потребителей. Для этого, в частности, предполагается принятие мер гражданского контроля, в т.ч. в части технических решений, цены и качества дорожных работ». Перспективен выпуск т.н. инфраструктурных облигаций (по опыту Бразилии) под гарантии бюджетов, что с одной стороны, позволит привлечь бюджетные ресурсы для капиталоемких инфраструктурных проектов, а с другой стороны, наладить контроль облигационеров за эффективностью расходования средств.

К возможным законодательным новациям в сфере федеральной транспортной политики также можно отнести:

Каждая группа механизмов представляет собой укрупненной блок, который можно конкретизировать. Учитывая нацеленность долгосрочного развития России и Самарской области как ее передового представителя на инновационное развитие, особый упор должен быть сделан на мерах по поддержен инноваций. В связи с этим важно иметь в виду меры по поддержке инновационного развития на региональном уровне, которые предлагаются в проекте новой стратегии долгосрочного развития России (КДР-2020) (Таблица 9.1.1)

Таблица 9.1.1 - Инструменты инновационного развития регионов из проекта новой КДР-2020, возможные для применения в Самарской области

Область регулирования

Возможные меры

Поддержка конкуренции

Усиление конкуренции при закупках товаров и услуг для региональных нужд

Целесообразно:

– более активное использование механизмов банковской гарантии возврата аванса и оплаты неустойки для допуска к торгам или на конкурс

– удлинение планирования закупок и введение реальной возможности переноса средств госзаказа на следующий год

Обеспечение конкурентной среды

Мониторинг ассоциациями предпринимателей (отраслевыми и региональными) решений муниципальных и региональных властей на предмет появления ограничивающих условий для конкуренции; оценка барьеров входа на отдельные рынки, в том числе обусловленные политикой крупных компаний

Развитие институтов в интересах перехода к инновационному росту

Модернизация взаимодействия государства и бизнеса

Создание малых и средних технологических компаний, стартапов, в том числе ориентированных на удовлетворение спроса крупных корпораций («американская» модель)

Проектное финансирование в рамках выпуска долговых обязательств («проектных» или «инфраструктурных» облигаций), полностью или частично гарантированных регионом;

Модернизация системы образования (в первую очередь естественнонаучного и профессионального), укрепление инженерных школ, среднего профессионального образования и профессиональной ориентации

Система региональной поддержки реализации программ обучения и стажировок специалистов предприятий на базе российских и зарубежных образовательных организаций; развития корпоративных и отраслевых центров повышения квалификации и сертификации персонала; «смежного» образования (технологического для менеджеров, экономического – для инженеров).

Поддержка квалифицированного труда (рабочих и инженеров), включая содействие созданию их профессиональных объединений

Поддержка институтов, обеспечивающих всеобщую доступность качественного образования, включая высшее (отбор через олимпиады, кружки, профильные школы при вузах и др.)

Модернизация финансовых институтов

Целенаправленное выращивание особых сегментов внутреннего долгового рынка, содействующих расшивке «узких мест» финансового сектора и более эффективному использованию его внутренней ресурсной базы за счет развития системы разделения рисков кредитования (и финансирования через эмиссию) между частными финансовыми институтами и региональными институтами развития

Социальная политика, комплементарная задачам модернизации и инновационного роста

Стимулирование диверсификации экономики за счет поддержки среднего предпринимательства в регионах, обеспечивающего занятость высвобождающихся при модернизации работников

Поддержка программ профессиональной переподготовки занятых в модернизируемых производствах на специальности, имеющие спрос в регионе и соседних с ним территориях

Содействие миграции в другие регионы, включая строительство дешевого жилья на основе софинансирования со стороны федерального центра, принимающего региона и региона-донора

Стимулирование энергоэффективности

Формирование на региональном уровне нормативных требований по энергоэффективности эксплуатации объектов капитального строительства для включения их в градостроительные регламенты территорий

Адаптация предприятий к вступлению в ВТО

Маркетинговая и информационная поддержка отечественных экспортеров, в т.ч. на базе сети торгпредств; использование этих сетей как инфраструктуры формирования консолидированной позиции российской стороны в переговорах с зарубежными контрагентами

Политическая поддержка выхода на рынки высокотехнологичной продукции

Источник: проект Стратегии КДР-2020

Изменение внешней среды в сфере экономики и региональной политики федеральных властей приведет к появлению новых рисков долгосрочного развития Самарской области. В связи с этим необходим адекватный риск-менеджмент долгосрочного развития Самарской области на основе:

Несомненные преимущества роста самостоятельности региональных властей как оснвоного тренда новой региональной политики федерального центра также связаны и с новыми рисками долгосрочного развития области. Усиление региональных и муниципальных властей и ослабление вертикали власти на первых порах в условиях прежнего низкого качества «правил игры» может привести, во-первых, к активизации центробежных тенденций на территории страны, а во-вторых, к непрогнозируемому перераспределению доли федеральных ресурсов, распределяемых между регионами в сторону лоббистски наиболее сильных, что важно учитывать при выработке механизмов реализации стратегии Самарской области.

При этом для непосредственной реализации поставленных целей и задач Правительством может использоваться особый набор конкретных механизмов. Наиболее эффективными для реализации стратегии является следующий набор механизмов:

  1. кредитно-финансовые;

  2. информационные;

  3. социально-инфраструктурные;

  4. экономические;

  5. техническое регулирование;

  6. политические;

  7. внешнеторговая и межрегиональная политика;

  8. промышленно-инфраструктурные.