logo search
Proekt_Strategii_SO-2030

9.1.3. Социально-инфраструктурные механизмы

Важное место в данной группе механизмов принадлежит различным формам профессионального обучения, взаимодействию с образовательными учреждениями, а также урегулированию вопросов содержания объектов социальной сферы.

Система обучения – важнейший элемент социально-инфраструктурных мер воздействия на социально-экономическое развитие. Сфера отраслевого применения этого механизма также широка.

Наиболее эффективным способом обучения является проведение учебных семинаров и тренингов. Распространены и такие формы обучения, как курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, прохождение производственной практики.

Как инструмент механизмы реализации стратегии эффективной представляется практика взаимодействия с образовательными учреждениями. Она охватывает преимущественно высшие учебные заведения.

Взаимодействие со средними специальными учебными заведениями, учреждениями начального профессионального образования и общеобразовательными школами также предусмотрено. К механизмам относятся: заключение прямых договоров на подготовку кадров и прохождение практики, размещение государственного заказа на подготовку кадров, финансирование образовательных проектов (в том числе на долевой основе), выделение стипендий и грантов, целевое направление на учебу от предприятий, а также некоторые другие.

Помимо перечисленного, к социально-инфраструктурным механизмам можно также отнести выработку общей концепции кадровой политики на промышленных предприятиях, принятие государственных программ в данной области, развитие механизмов социального партнерства. Непосредственное отношение к данной группе имеют вопросы совершенствования управления персоналом в организациях, к числу которых относятся стимулирование творческой активности работников, их вовлечение в процесс управления производством, выдвижение молодых кадров, согласование ключевых кадровых назначений, ведение кадрового резерва, проведение аттестации персонала и развитие систем оплаты труда.

Наряду с организацией обучения персонала, следует обратить внимание на управление качеством образования – установление стандартов профессионального образования, аккредитацию образовательных учреждений и программ, сертификацию и аттестацию преподавателей и другие меры. Важное значение имеет обеспечение социальных гарантий, а также контроль за соблюдением трудового и социального законодательства.