logo search
Otvety_na_teoriyu(1)

9)Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий (торги за франшизу и др.).

Институциональное регулирование состоит в контроле за ценами на естественно-монопольные товары и объемом их производства. Существуют такие методы, как ориентация на предельные издержки, ориентация на средние издержки и двухступенчатый тариф. Сущность последнего состоит в компромиссно разрешении двух предыдущих. Он применим только для фирм со снижающейся кривой издержек (инфраструктурные отрасли с большими постоянными издержками и низкими предельными).

В соответствии с правилом MR=MC монополист установит завышенную цену и заниженный объем. Используя первый метод, государство установит цену на уровне В. Монополист столкнется с убытками, т.к. средние издержки будут выше цены. Здесь возникает идея двухступенчатого тарифа. Например, вводится абонентская плата, которая покрывает убыток. Вторая ступень предполагает сбор за каждый звонок. Отсюда вытекает отсутствие дефицита и безубыточность, но присутствует социальная несправедливость по отношению к населению. Трудности состоят в установлении размера издержек. И государство стремится создать такую институциональную среду, в которой монополист не станет прибегать к злоупотреблениям.

Например, предоставление франшизы – управленческих прав на определенный период чем-либо на основании договора (сумма инвестиций в проект). Потенциальный обладатель франшизы должен на тендере (торге) предложить наиболее подходящие условия государству, чтобы то дало ему право обладания. Сам же предприниматель найдет массу способов повышения производительности и прибыльности своего дела, при этом стимулом будет условная краткосрочность проекта.