logo search
Лекции по экономике

2. Конкурентные аспекты:

Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции

В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии. Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства MC = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (P).

Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены р и ATC. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.

Рис. 26. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.

Рис. 27. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

Графически долгосрочное равновесие выглядит так: точка А – точка долгосрочного равновесия, где прибыль PR = 0. Кривая D – касательная к LAТC. Фирмы получают только нормальную прибыль.

Неценовая конкуренция и экономическая эффективность

Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем эффективный масштаб производства. Эффективный масштаб производства – это объем выпуска, минимизирующий АТС. Поскольку фирма могла бы увеличить Q и уменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности Q.

Q = эффективный масштаб производства – фактический объем выпуска.

Наличие избыточной мощности говорит о том, что покупатели потребляют не максимально возможное количество товара и не по самой низкой цене (РМК > MC). Это означает, что монополистическая конкуренция – менее эффективная рыночная структура, чем совершенная конкуренция. Т.к. РМК > MC, то некоторые потребители воздерживаются от приобретения товара, таким образом, возникают безвозвратные общественные потери монопольного ценообразования.