logo
Лекции по экономике

4. Преимущества и недостатки рынка. Фиаско рынка

К преимуществам рынка относят:

  1. функционирование как саморегулирующегося механизма;

  2. высокая степень рациональности поведения субъектов рынка;

  3. эффективное распределение ресурсов;

  4. гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

  5. свобода выбора действий рыночных субъектов;

  6. способность к удовлетворению разнообразных потребностей;

  7. создание мощной системы стимулов;

  8. оптимальное использование результатов НТР.

Рынок не всесилен и не идеален. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан и дает сбои. Провалы рынка или фиаско рынка – это ситуации, когда рыночный механизм не в состоянии эффективно распределять экономические блага или ресурсы (или достичь Парето-оптимального распределения). Парето-оптимальное распределение означает, что невозможно удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека. Принято выделять несколько основных причин провалов рынка:

1. невозможность предоставления рынком общественных благ. Общественные блага – это блага, потребление которых одним лицом не может исключить их из потребления других лиц. Примеры: внутренняя и внешняя безопасность, научные знания;

2. внешние эффекты – ситуации, когда производство того или иного блага сопряжено с позитивным или негативным эффектом для общества, не учитываемым рынком (например, профилактические прививки от инфекционных болезней, загрязнение окружающей среды). Внешние эффекты могут быть устранены путем купли-продажи прав на ресурсы (теорема Р. Коуза);

3. наличие монополизированных структур на рынке. монополизм приводит к нарушению условий совершенной конкуренции;

4. асимметричность информации означает различия в информации, которой обладают стороны при совершении рыночной сделки. Например, продавец знает, что товар, который он пытается сбыть, имеет скрытый дефект, а покупатель не осведомлен об этом. Информация о качестве товара распределена асимметрично. В результате произойдет неэффективное по Парето распределение – покупатель переплачивает за низкокачественный товар.

5. неравенство в распределении доходов.

К недостаткам рынка относят: