logo
Лекции по экономике

2. Государственный бюджет и бюджетное устройство

Госбюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансирования. Он ежегодно утверждается законодательными органами страны, принимая форму закона, а по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются об исполнении бюджета.

По материальному содержанию госбюджет – это централизованный фонд денежных средств. По социально-экономической сущности госбюджет – это инструмент перераспределения национального дохода.

Структура бюджета страны зависит от ее государственного устройства. Бюджетно-налоговое устройство – это распределение и закрепление между бюджетами разных уровней статей расходов и источников их финансирования. Различают две модели бюджетного устройства:

1. дуалистическая модель состоит из двух уровней власти (Канада, Индия): федеральный, региональный.

2. корпоративная модель состоит из трех уровней власти (США, Бразилия, Россия): федеральный, региональный, местный.

Виды госбюджета по территориальному признаку:

1. федеральный бюджет;

2. региональный бюджет (включает бюджеты автономных республик, областей, кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);

3. местный бюджет (бюджет административного района, города);

4. консолидированный бюджет (складывается из федерального, регионального и местного бюджетов).

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях.

Состояния государственного бюджета:

  1. сбалансированный бюджет (равенство доходной и расходной частей);

  2. дефицитный бюджет (превышение расходной части над доходной);

  3. профицитный бюджет (превышение доходной части над расходной).

Основные статьи доходной части бюджета:

  1. налоговые поступления (85%) и взносы на социальное страхование;

  2. неналоговые поступления:

Основные статьи расходной части бюджета:

  1. государственные закупки:

  1. расходы на обслуживание государственного долга (процентные выплаты по ГКО);

3. трансфертные платежи.

Сальдо госбюджета = налоговые поступления – государственные расходы = (налог на прибыль корпораций + индивидуальные налоги + косвенные налоги) – (государственные закупки + трансфертные платежи + расходы на обслуживание государственного долга).

Структура бюджетных расходов и доходов зависит от экономической ситуации в стране и общественных приоритетов. Начиная с 2000 года, бюджет РФ имеет тенденцию к укреплению. Бюджетный профицит направляется на погашение государственного долга РФ и на пополнение финансового резерва.

Главной особенностью основного финансового закона России на среднесрочную перспективу является сближение уровня доходов и расходов к 2010 году. К 2010 году и доходная, и расходная части бюджета должны составить 8,0899 трлн. рублей.

Причины дефицита госбюджета:

Способы решения проблемы дефицита госбюджета:

В случае монетизации дефицита возникает сеньораж. Сеньораж – это доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает из-за превышения темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВВП и приводит к увеличению среднего уровня цен. В результате население платит так называемый инфляционный налог (IT), и часть доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

IT = наличность × π + депозиты × (πi),

где π – темп инфляции;

i – банковская процентная ставка.