Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
1. большое количество мелких продавцов и покупателей означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени.
2. продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки. Однородность продукта предполагает его одинаковые качественные и количественные характеристики у всех производителей. Следовательно, трансакционные издержки в условиях совершенно конкуренции отсутствуют.
3. невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи обусловлена большим количеством продавцов и покупателей, чьи доли в рыночном предложении и спросе настолько малы, что каждый отдельный рыночный субъект не в состоянии оказывать хоть какое-нибудь значительное воздействие на рыночную цену. Такая ситуация создает условия для постоянного колебания цены и объема продаж под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;
4. полная свобода «входа» на рынок и «выхода». Поскольку на рынке фирмы являются «ценополучателями», то это позволяет новым продавцам входить на рынок и функционировать на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода рыночного перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляю мелкое производство и их крайне много.
5. экономическая информация является полной и равнодоступной.
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы» что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой (биржевой) формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).
Краткосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции
в условиях совершенной конкуренции спрос является горизонтальной линией (критерий совершенной конкуренции). А предельный доход (MR – приращение дохода, которое возникает за счет увеличение выпуска продукции на дополнительную единицу) равен цене и совпадает со спросом.
Сопоставление предельного дохода с предельными издержками позволяет определить равновесие фирмы. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует прибыль, когда выполняется следующее условие: P = MR = MC.
Производство следует продолжать до точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (P = MR = MC). Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается как заданная (фирма – «ценополучатель»). Фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с их ценой (до объема QОПТ). Если MC < P, то производство можно увеличивать, если MC > P, то такое производство осуществляется в убыток и его надо прекратить.
- Московский автомобильно-дорожный институт
- Введение
- Модуль I. Введение в экономическую теорию Лекция 1. Предмет и метод экономической теории
- 1. Предмет экономической теории
- 2. Цель, задача и проблема экономической теории
- 3. Потребности и факторы производства
- 4. Методы экономического анализа
- 5. Функции экономической теории
- 6. Особенности экономической теории
- 7. Этапы развития экономической теории
- 1. Ленинская школа – теория империализма
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 2. Общие проблемы экономического развития
- 1. Основные вопросы экономики
- 2. Экономические системы
- 3. Понятие собственности
- Контрольные вопросы и задания
- Модуль II. Микроэкономика Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики
- 1. Рынок: понятие и условия возникновения. Экономический кругооборот
- 2. Функции рынка
- 3. Основные черты классической модели рынка. Структура и инфраструктура рынка
- 4. Преимущества и недостатки рынка. Фиаско рынка
- 5. Концепции перехода к рынку
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 4 – 5. Теория спроса и предложения
- 1. Спрос и его факторы. Функция спроса
- 2. Предложение и его факторы. Функция предложения
- 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
- 4. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
- 5. Воздействие государства на рыночное равновесие
- 6. Эластичность спроса и предложения
- 7. Нарушения единственности равновесия
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 6. Теория потребительского поведения
- 1. Потребительский выбор: понятие, основные положения теории
- 2. Количественная теория полезности: общая и предельная полезность блага, законы Госсена, таблица Менгера
- 3. Порядковая теория полезности: кривые безразличия и бюджетная линия, равновесие потребителя
- Моделирование поведения потребителя
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 7 – 8. Теория издержек производства
- 1. Классификация издержек производства по методу оценки затрат
- Составляющие неявных (внутренних) затрат:
- 2. Виды прибыли
- 3. Издержки производства в краткосрочном периоде
- 4. Кривые издержек долгосрочного периода
- 5. Эффект масштаба производства
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 9. Теория предпринимательства
- 1. Сущность предпринимательства: определение, функции, теории
- Классификация современных теорий предпринимательства:
- 2. Виды предпринимательства и основные его признаки
- 3. Организационно-правовые формы предпринимательства в рф
- 2. Совместное предпринимательство:
- 3. Корпоративное предпринимательство – акционерные общества:
- 4. Концепции фирмы, их типология и цели
- 5. Условия максимизации прибыли
- Метод сравнения совокупных показателей
- Метод сравнения предельных показателей
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 10. Общая теория конкуренции
- 1. Роль конкуренции в рыночной экономике
- 2. Основные формы и виды конкуренции
- Типы рынков по степени конкуренции:
- Формы конкуренции по методам осуществления:
- Виды конкуренции по отраслевой принадлежности:
- 3. Измерение концентрации рынка
- 4. Совершенная конкуренция
- Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
- Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 11 – 12. Теория несовершенной конкуренции
- 1. Общие черты несовершенной конкуренции и последствия
- Общие черты несовершенной конкуренции:
- Последствия несовершенной конкуренции:
- 1. Монополистические аспекты:
- 2. Конкурентные аспекты:
- 3. Олигополия
- Виды монополий:
- Монополии в России разделены на три категории:
- Ценообразование в условиях монополии:
- 5. Антимонопольная политика сша и рф
- Необходимость антимонопольного законодательства
- Действия, запрещенные для фирм:
- Способы антимонопольного регулирования:
- Антимонопольная политика рф
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 13 – 14. Теория факторов производства
- 1. Производство и факторы производства
- 2. Спрос и предложение на факторы производства
- 3. Общий (совокупный), предельный и средний продукт. Закон убывающей предельной производительности
- 4. Оптимальная структура использования факторов производства
- 5. Дисконтирование и правило принятия инвестиционных решений
- 6. Цена земли как капитального актива
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 15. Теория внешних эффектов
- 1. Внешние эффекты рыночной деятельности и ограниченность рыночного механизма
- 2. Причина возникновения внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов (теорема Коуза). Регулирование внешних эффектов
- Контрольные вопросы и задания
- Модуль III. Макоэкономика Лекция 16. Основные макроэкономические показатели системы национальных счетов
- 1. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт
- 2. Способы измерения ввп
- 3. Соотношение показателей в системе национальных счетов
- 4. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 17 – 18. Совокупный спрос, совокупное предложение, макроэкономическое равновесие
- 1. Совокупный спрос
- Уровень
- 2. Совокупное предложение
- 3. Макроэкономическое равновесие
- 4. Агрегированные (совокупные) расходы
- 5. Коэффициенты Кейнса:
- 6. Инфляционный и рецессионный разрывы
- 8. Модель is – lm
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 19 – 20. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица и инфляция
- 1. Экономический цикл: понятие, модели, причины цикличности, типы
- 1. Цикличность и нтп:
- 2. Цикличность и денежно-кредитные факторы:
- 3. Цикличность и биполярная структура рынка:
- Антициклическое регулирование
- 2. Инфляция: понятие, показатели, типы. Кривая Филлипса
- 3. Безработица: понятие, типы. Закон а.Оукена
- 4. Особенности рынка труда и проблемы его становления в рф
- 5. Инфраструктура рынка труда. Служба занятости и ее функции
- 6. Регулирование рынка труда и его методы
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 21. Теория денег
- 1. Сущность и функции денег. Количество денег в обращении. Формы и виды денег
- 2. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег. Денежные агрегаты
- 3. Денежная система. Закон денежного обращения
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 22. Банковская система рф. Кредитно-денежная политика
- 1. Банковская система рф
- 2. Методика расчета совокупной денежной массы в экономике
- 3. Кредитно-денежная политика
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 23. Налоги. Бюджет. Бюджетно-налоговая политика
- 1. Налоговая система
- 2. Государственный бюджет и бюджетное устройство
- 3. Бюджетно-налоговая политика
- 4. Государственный долг
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 24. Экономический рост
- 1. Экономический рост: понятие, показатели, графическая интерпретация
- 2. Типы и факторы экономического роста
- 3. Модели экономического роста
- 4. Основные социально-экономические приоритеты развития России
- 5. Факторы и тенденции экономического роста в рф
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 25. Международные аспекты экономической теории
- 1. Мировое хозяйство: содержание и структура
- Преимущества международной специализации и торговли
- 2. Внешнеэкономическая политика государства
- 3 . Международная валютная система и валютный курс
- Режимы конвертируемости
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Модуль I. Введение в экономическую теорию
- Модуль II. Микроэкономика
- Модуль III. Макроэкономика
- Экономическая теория