logo
Лекции по экономике

3. Олигополия

Олигополия характеризуется стратегическим взаимодействием обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж фирм и имеет место там, где действует ограниченное количество фирм, контролирующих значительные доли рыночного предложения, реализующих разнородную или однородную продукцию, при ограниченных возможностях доступа в отрасль и независимости принятия решения.

Классификация олигополий по количеству продавцов:

Классификация олигополий по типу товаров:

Классификация олигополий по целям:

4. Чистая монополия

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греческого «моно» – один, «полио» – продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и в масштабах страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, одно крупное предприятие и т.д. В США, например, 5% ВВП создается в условиях, близких к чистой монополии.

Монополия характеризуется высокой степенью рыночной власти продавцов и отсутствием конкуренции и имеет место там, где отсутствуют товарные заменители, единственный продавец обеспечивает весь объем отраслевого предложения и выпускает уникальную продукцию, проникновение в отрасль блокировано, полный контроль над ценой.

Барьеры, которые препятствуют проникновению новых фирм на монополизированный рынок: