3. Олигополия
Олигополия характеризуется стратегическим взаимодействием обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж фирм и имеет место там, где действует ограниченное количество фирм, контролирующих значительные доли рыночного предложения, реализующих разнородную или однородную продукцию, при ограниченных возможностях доступа в отрасль и независимости принятия решения.
Классификация олигополий по количеству продавцов:
жесткая олигополия (3 или 4 предпринимателя);
аморфная олигополия (5 – 8 продавцов);
дуополия (2 продавца) – частный случай.
Классификация олигополий по типу товаров:
чистая олигополия (стандартизированный товар: медь, цинк, сталь и т.п.);
дифференцированная олигополия (автомобили);
Классификация олигополий по целям:
жестко скоординированная олигополия характеризуется отсутствием сговора и общей целью у фирм-участниц;
картели основаны на типичных соглашениях (о квотах и разделе рынков сбыта, о единых ценах, об общей политике по отношению к поставщикам ресурсов).
4. Чистая монополия
Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греческого «моно» – один, «полио» – продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и в масштабах страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, одно крупное предприятие и т.д. В США, например, 5% ВВП создается в условиях, близких к чистой монополии.
Монополия характеризуется высокой степенью рыночной власти продавцов и отсутствием конкуренции и имеет место там, где отсутствуют товарные заменители, единственный продавец обеспечивает весь объем отраслевого предложения и выпускает уникальную продукцию, проникновение в отрасль блокировано, полный контроль над ценой.
Барьеры, которые препятствуют проникновению новых фирм на монополизированный рынок:
юридические – лицензирование определенных видов деятельности и патенты на изобретения;
естественные – природные монополии и технико-экономические монополии (эффект масштаба);
экономические – следствие неблагоприятной общеэкономической ситуации и барьеры, возводимые самими фирмами монополистами.
- Московский автомобильно-дорожный институт
- Введение
- Модуль I. Введение в экономическую теорию Лекция 1. Предмет и метод экономической теории
- 1. Предмет экономической теории
- 2. Цель, задача и проблема экономической теории
- 3. Потребности и факторы производства
- 4. Методы экономического анализа
- 5. Функции экономической теории
- 6. Особенности экономической теории
- 7. Этапы развития экономической теории
- 1. Ленинская школа – теория империализма
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 2. Общие проблемы экономического развития
- 1. Основные вопросы экономики
- 2. Экономические системы
- 3. Понятие собственности
- Контрольные вопросы и задания
- Модуль II. Микроэкономика Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики
- 1. Рынок: понятие и условия возникновения. Экономический кругооборот
- 2. Функции рынка
- 3. Основные черты классической модели рынка. Структура и инфраструктура рынка
- 4. Преимущества и недостатки рынка. Фиаско рынка
- 5. Концепции перехода к рынку
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 4 – 5. Теория спроса и предложения
- 1. Спрос и его факторы. Функция спроса
- 2. Предложение и его факторы. Функция предложения
- 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
- 4. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
- 5. Воздействие государства на рыночное равновесие
- 6. Эластичность спроса и предложения
- 7. Нарушения единственности равновесия
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 6. Теория потребительского поведения
- 1. Потребительский выбор: понятие, основные положения теории
- 2. Количественная теория полезности: общая и предельная полезность блага, законы Госсена, таблица Менгера
- 3. Порядковая теория полезности: кривые безразличия и бюджетная линия, равновесие потребителя
- Моделирование поведения потребителя
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 7 – 8. Теория издержек производства
- 1. Классификация издержек производства по методу оценки затрат
- Составляющие неявных (внутренних) затрат:
- 2. Виды прибыли
- 3. Издержки производства в краткосрочном периоде
- 4. Кривые издержек долгосрочного периода
- 5. Эффект масштаба производства
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 9. Теория предпринимательства
- 1. Сущность предпринимательства: определение, функции, теории
- Классификация современных теорий предпринимательства:
- 2. Виды предпринимательства и основные его признаки
- 3. Организационно-правовые формы предпринимательства в рф
- 2. Совместное предпринимательство:
- 3. Корпоративное предпринимательство – акционерные общества:
- 4. Концепции фирмы, их типология и цели
- 5. Условия максимизации прибыли
- Метод сравнения совокупных показателей
- Метод сравнения предельных показателей
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 10. Общая теория конкуренции
- 1. Роль конкуренции в рыночной экономике
- 2. Основные формы и виды конкуренции
- Типы рынков по степени конкуренции:
- Формы конкуренции по методам осуществления:
- Виды конкуренции по отраслевой принадлежности:
- 3. Измерение концентрации рынка
- 4. Совершенная конкуренция
- Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
- Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 11 – 12. Теория несовершенной конкуренции
- 1. Общие черты несовершенной конкуренции и последствия
- Общие черты несовершенной конкуренции:
- Последствия несовершенной конкуренции:
- 1. Монополистические аспекты:
- 2. Конкурентные аспекты:
- 3. Олигополия
- Виды монополий:
- Монополии в России разделены на три категории:
- Ценообразование в условиях монополии:
- 5. Антимонопольная политика сша и рф
- Необходимость антимонопольного законодательства
- Действия, запрещенные для фирм:
- Способы антимонопольного регулирования:
- Антимонопольная политика рф
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 13 – 14. Теория факторов производства
- 1. Производство и факторы производства
- 2. Спрос и предложение на факторы производства
- 3. Общий (совокупный), предельный и средний продукт. Закон убывающей предельной производительности
- 4. Оптимальная структура использования факторов производства
- 5. Дисконтирование и правило принятия инвестиционных решений
- 6. Цена земли как капитального актива
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 15. Теория внешних эффектов
- 1. Внешние эффекты рыночной деятельности и ограниченность рыночного механизма
- 2. Причина возникновения внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов (теорема Коуза). Регулирование внешних эффектов
- Контрольные вопросы и задания
- Модуль III. Макоэкономика Лекция 16. Основные макроэкономические показатели системы национальных счетов
- 1. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт
- 2. Способы измерения ввп
- 3. Соотношение показателей в системе национальных счетов
- 4. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 17 – 18. Совокупный спрос, совокупное предложение, макроэкономическое равновесие
- 1. Совокупный спрос
- Уровень
- 2. Совокупное предложение
- 3. Макроэкономическое равновесие
- 4. Агрегированные (совокупные) расходы
- 5. Коэффициенты Кейнса:
- 6. Инфляционный и рецессионный разрывы
- 8. Модель is – lm
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 19 – 20. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица и инфляция
- 1. Экономический цикл: понятие, модели, причины цикличности, типы
- 1. Цикличность и нтп:
- 2. Цикличность и денежно-кредитные факторы:
- 3. Цикличность и биполярная структура рынка:
- Антициклическое регулирование
- 2. Инфляция: понятие, показатели, типы. Кривая Филлипса
- 3. Безработица: понятие, типы. Закон а.Оукена
- 4. Особенности рынка труда и проблемы его становления в рф
- 5. Инфраструктура рынка труда. Служба занятости и ее функции
- 6. Регулирование рынка труда и его методы
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 21. Теория денег
- 1. Сущность и функции денег. Количество денег в обращении. Формы и виды денег
- 2. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег. Денежные агрегаты
- 3. Денежная система. Закон денежного обращения
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 22. Банковская система рф. Кредитно-денежная политика
- 1. Банковская система рф
- 2. Методика расчета совокупной денежной массы в экономике
- 3. Кредитно-денежная политика
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 23. Налоги. Бюджет. Бюджетно-налоговая политика
- 1. Налоговая система
- 2. Государственный бюджет и бюджетное устройство
- 3. Бюджетно-налоговая политика
- 4. Государственный долг
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 24. Экономический рост
- 1. Экономический рост: понятие, показатели, графическая интерпретация
- 2. Типы и факторы экономического роста
- 3. Модели экономического роста
- 4. Основные социально-экономические приоритеты развития России
- 5. Факторы и тенденции экономического роста в рф
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 25. Международные аспекты экономической теории
- 1. Мировое хозяйство: содержание и структура
- Преимущества международной специализации и торговли
- 2. Внешнеэкономическая политика государства
- 3 . Международная валютная система и валютный курс
- Режимы конвертируемости
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Модуль I. Введение в экономическую теорию
- Модуль II. Микроэкономика
- Модуль III. Макроэкономика
- Экономическая теория