4. Концепции фирмы, их типология и цели
В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно определить следующим образом. Фирма – это хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность. Фирма – сложное экономическое явление. Поэтому в экономической теории сложилось несколько концепций фирмы:
Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли.
Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности, и представляет собой контракт между владельцами ресурсов, призванный обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов.
Бихевиористская теория фирмы исходит из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрирует внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений.
Типология фирм может основываться на разных критериях – размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного поведения. Определим типы фирм в зависимости от их рыночного поведения:
Предпринимательская фирма. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли.
Капиталистическая фирма – это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру. Для такой фирмы характерно разделение функций собственности от управления.
Самоуправляющаяся фирма представляет собою образование, принадлежащее коллективу работников, главной целью которого является максимизация трудового дохода.
Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству. Целевые ориентиры такой фирмы устанавливаются государством, а объем выпуска и цена регулируются государственными органами.
Директорская фирма. Такие фирмы характеризуются размытостью прав собственности и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых высшим управленческим аппаратом.
Целевые установки фирм представляют собой многообразную, иерархическую систему, которые изменяются во времени и в зависимости от рыночных условий. В качестве цели фирмы могут выступать:
максимизация прибыли;
максимизация выручки;
экономический рост;
выживание в долгосрочной перспективе;
стремление к удовлетворенности.
Максимизация прибыли является определяющим условием долгосрочного функционирования фирмы.
- Московский автомобильно-дорожный институт
- Введение
- Модуль I. Введение в экономическую теорию Лекция 1. Предмет и метод экономической теории
- 1. Предмет экономической теории
- 2. Цель, задача и проблема экономической теории
- 3. Потребности и факторы производства
- 4. Методы экономического анализа
- 5. Функции экономической теории
- 6. Особенности экономической теории
- 7. Этапы развития экономической теории
- 1. Ленинская школа – теория империализма
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 2. Общие проблемы экономического развития
- 1. Основные вопросы экономики
- 2. Экономические системы
- 3. Понятие собственности
- Контрольные вопросы и задания
- Модуль II. Микроэкономика Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики
- 1. Рынок: понятие и условия возникновения. Экономический кругооборот
- 2. Функции рынка
- 3. Основные черты классической модели рынка. Структура и инфраструктура рынка
- 4. Преимущества и недостатки рынка. Фиаско рынка
- 5. Концепции перехода к рынку
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 4 – 5. Теория спроса и предложения
- 1. Спрос и его факторы. Функция спроса
- 2. Предложение и его факторы. Функция предложения
- 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
- 4. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
- 5. Воздействие государства на рыночное равновесие
- 6. Эластичность спроса и предложения
- 7. Нарушения единственности равновесия
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 6. Теория потребительского поведения
- 1. Потребительский выбор: понятие, основные положения теории
- 2. Количественная теория полезности: общая и предельная полезность блага, законы Госсена, таблица Менгера
- 3. Порядковая теория полезности: кривые безразличия и бюджетная линия, равновесие потребителя
- Моделирование поведения потребителя
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 7 – 8. Теория издержек производства
- 1. Классификация издержек производства по методу оценки затрат
- Составляющие неявных (внутренних) затрат:
- 2. Виды прибыли
- 3. Издержки производства в краткосрочном периоде
- 4. Кривые издержек долгосрочного периода
- 5. Эффект масштаба производства
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 9. Теория предпринимательства
- 1. Сущность предпринимательства: определение, функции, теории
- Классификация современных теорий предпринимательства:
- 2. Виды предпринимательства и основные его признаки
- 3. Организационно-правовые формы предпринимательства в рф
- 2. Совместное предпринимательство:
- 3. Корпоративное предпринимательство – акционерные общества:
- 4. Концепции фирмы, их типология и цели
- 5. Условия максимизации прибыли
- Метод сравнения совокупных показателей
- Метод сравнения предельных показателей
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 10. Общая теория конкуренции
- 1. Роль конкуренции в рыночной экономике
- 2. Основные формы и виды конкуренции
- Типы рынков по степени конкуренции:
- Формы конкуренции по методам осуществления:
- Виды конкуренции по отраслевой принадлежности:
- 3. Измерение концентрации рынка
- 4. Совершенная конкуренция
- Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
- Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 11 – 12. Теория несовершенной конкуренции
- 1. Общие черты несовершенной конкуренции и последствия
- Общие черты несовершенной конкуренции:
- Последствия несовершенной конкуренции:
- 1. Монополистические аспекты:
- 2. Конкурентные аспекты:
- 3. Олигополия
- Виды монополий:
- Монополии в России разделены на три категории:
- Ценообразование в условиях монополии:
- 5. Антимонопольная политика сша и рф
- Необходимость антимонопольного законодательства
- Действия, запрещенные для фирм:
- Способы антимонопольного регулирования:
- Антимонопольная политика рф
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 13 – 14. Теория факторов производства
- 1. Производство и факторы производства
- 2. Спрос и предложение на факторы производства
- 3. Общий (совокупный), предельный и средний продукт. Закон убывающей предельной производительности
- 4. Оптимальная структура использования факторов производства
- 5. Дисконтирование и правило принятия инвестиционных решений
- 6. Цена земли как капитального актива
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 15. Теория внешних эффектов
- 1. Внешние эффекты рыночной деятельности и ограниченность рыночного механизма
- 2. Причина возникновения внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов (теорема Коуза). Регулирование внешних эффектов
- Контрольные вопросы и задания
- Модуль III. Макоэкономика Лекция 16. Основные макроэкономические показатели системы национальных счетов
- 1. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт
- 2. Способы измерения ввп
- 3. Соотношение показателей в системе национальных счетов
- 4. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 17 – 18. Совокупный спрос, совокупное предложение, макроэкономическое равновесие
- 1. Совокупный спрос
- Уровень
- 2. Совокупное предложение
- 3. Макроэкономическое равновесие
- 4. Агрегированные (совокупные) расходы
- 5. Коэффициенты Кейнса:
- 6. Инфляционный и рецессионный разрывы
- 8. Модель is – lm
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 19 – 20. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица и инфляция
- 1. Экономический цикл: понятие, модели, причины цикличности, типы
- 1. Цикличность и нтп:
- 2. Цикличность и денежно-кредитные факторы:
- 3. Цикличность и биполярная структура рынка:
- Антициклическое регулирование
- 2. Инфляция: понятие, показатели, типы. Кривая Филлипса
- 3. Безработица: понятие, типы. Закон а.Оукена
- 4. Особенности рынка труда и проблемы его становления в рф
- 5. Инфраструктура рынка труда. Служба занятости и ее функции
- 6. Регулирование рынка труда и его методы
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 21. Теория денег
- 1. Сущность и функции денег. Количество денег в обращении. Формы и виды денег
- 2. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег. Денежные агрегаты
- 3. Денежная система. Закон денежного обращения
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 22. Банковская система рф. Кредитно-денежная политика
- 1. Банковская система рф
- 2. Методика расчета совокупной денежной массы в экономике
- 3. Кредитно-денежная политика
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 23. Налоги. Бюджет. Бюджетно-налоговая политика
- 1. Налоговая система
- 2. Государственный бюджет и бюджетное устройство
- 3. Бюджетно-налоговая политика
- 4. Государственный долг
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 24. Экономический рост
- 1. Экономический рост: понятие, показатели, графическая интерпретация
- 2. Типы и факторы экономического роста
- 3. Модели экономического роста
- 4. Основные социально-экономические приоритеты развития России
- 5. Факторы и тенденции экономического роста в рф
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 25. Международные аспекты экономической теории
- 1. Мировое хозяйство: содержание и структура
- Преимущества международной специализации и торговли
- 2. Внешнеэкономическая политика государства
- 3 . Международная валютная система и валютный курс
- Режимы конвертируемости
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Модуль I. Введение в экономическую теорию
- Модуль II. Микроэкономика
- Модуль III. Макроэкономика
- Экономическая теория