logo
Лекции по экономике

3. Макроэкономическое равновесие

Макроэкономическое равновесие – это состояние экономической системы, при котором уровень цен на конечную продукцию и реальный объем национального производства устанавливаются на основе равенства совокупного спроса и совокупного предложения.

Рис. 35. Макроэкономическая модель ADAS

Различают 3 варианта макроэкономического равновесия в модели AD – AS:

  1. кейнсианский;

  2. современный;

  3. классический.

Различные варианты модели макроэкономического равновесия AD – AS характеризуют экономику в разных временных интервалах. Кейнсианский подход позволяет анализировать экономику в краткосрочный период, для которого характерна относительная жесткость номинальных цен. Современный вариант модели макроэкономического равновесия AD – AS характеризует механизм приспособления к изменениям в экономике страны. Классический подход позволяет анализировать экономику в долгосрочный период, в котором номинальные цены на ресурсы и товары являются гибкими и успевают приспособиться друг к другу.

Кейнсианский вариант модели AD – AS можно графически интерпретировать на кейнсианском участке кривой совокупного предложения. Совокупный объем планируемых расходов покупателей равен стоимости произведенных в стране товаров и услуг. Данное равенство может быть представлено формулой:

C + I + G + (X – M) = ВВПНОМ = ВВПРЕАЛ × def.

P(уровень цен, %)

AD1 AD2

PЕ Е1 Е2 AS

Реальный ВВП

ВВП1 ВВП2

Рис. 36. Кейнсианский вариант равновесия

Кейнсианский вариант равновесия основан на «теории эффективного спроса». Так как экономика редко достигает своих производственных возможностей и в обществе не используются все экономические ресурсы, то при росте совокупного спроса увеличивается ВВП, а цены остаются прежними. Поэтому Кейнс предложил влиять на совокупный спрос. Увеличение ВВП называется экономическим ростом, который достигается за счет дополнительных инвестиций или государственных затрат.

Современный вариант макроэкономического равновесия рассматривают на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения и связывают его с эффектом «храповика». Эффект «храповика» – это тенденция уровня цен к повышению в случае возрастания совокупного спроса и тенденция к сохранению стабильности в случае сокращения совокупного спроса. Суть эффекта «храповика» заключается в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары, услуги и ресурсы. Сокращение совокупного спроса может не сопровождаться снижением цен, особенно в течение короткого периода времени. Цены на товары, услуги и ресурсы сохраняются стабильными.

В основе классического варианта макроэкономического равновесия лежит закон французского экономиста Ж. Б. Сэя, согласно которому само производство товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Предложение порождает свой собственный спрос. Классическая модель представляет собой уравнение обмена. Фактическая величина совокупных расходов покупателей на приобретение произведенных товаров и услуг равна общей выручке продавцов данных благ:

MV = PQ = ВВПНОМ = ВВПРЕАЛ × def.

P (уровень цен, %)

AD 2 AS

Р2 Е2

AD1

Р1 Е1

ВВППОТ Реальный ВВП

Рис. 37. Классический вариант равновесия